Аналитический отчет воспитателя разновозрастной группы о работе за 2014-2015 учебный год.

Состав группы:
Всего человек: 21. Возраст детей: от 1,10 до 3 лет (на начало года)
Мальчиков:10  человек Девочек:11 человек
На протяжении учебного года работа воспитателей была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада;   родителей с возрастными особенностями детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации; давали рекомендации по подготовке к поступлению в дошкольное учреждение; стремились наладить эмоционально-телесный контакт с малышами, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы детского сада  «Ромашка» на 2014 — 2015 учебный год. Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

Задачи воспитания и развития детей третьего года жизни

  • Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
  • Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.
  • Способствовать своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
  • Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.
  • Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью.
  • Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким людям.
  • Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
  • Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Задачи воспитания и развития детей четвертого года жизни

  • Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
  • Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
  • Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.
  • Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные цели были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.

Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Работа воспитателей была направлена на решение образовательных задач в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. При проведении организованной образовательной деятельности использовались, как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, кинезиологические упражнения, способствующие межполушарному взаимодействию.  Детей этого возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводили разные виды движений, фрагменты подвижных игр, танцевальных движений. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца. В условиях личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка обучение малышей на этапе раннего детства только формируется, но значимость его в реализации задач, направленных на развитие каждого воспитанника бесспорна.

В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми: Вечер хороводных игр «Возьмемся за руки друзья», выпуск детской энциклопедии «Что в имени в твоем таится», выставка «Детям о правилах дорожного движения», просмотр анимационных мультфильмов по ПДД, вечер развлечении «Зимние забавы», музыкальный вечер «Детские песенки о дружбе и доброте», выставка «Театральные афиши». Драматизация сказки «Как собака друга искала», фестиваль «В здоровом теле – здоровый дух», смотр – конкурс «Парад дошколят».

Организация культурно-досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. В свою очередь родители  охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в проектах и в выставках: Выставка семейного творчества «Поделки из овощей и фруктов». Выставка самодельных  книжек – малышек «Животные и птицы нашего края» Реализация семейного проекта «Самая необычная кормушка для птиц». Смотр-конкурс «Лучшее оформление групп к Новому году». Выставка семейного творчества «Семейная открытка». Выставка детского творчества «Варежки бабушки Аннэ». Семейный проект «Мой папа». Акция «Подари книгу детям», выставка «Космос», а также выставка посвященное к 9 мая. Совместные мероприятия «Играем всей семьей», «Космическое путешествие» и мероприятие, посвященное к 23 февраля.

На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы: «Будем знакомы. Адаптация детей в детском саду», «Речь младшего дошкольника», «Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук».

Родителям был представлен наглядно-информационный материал: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию дошкольников», «Игры-эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста», папки – передвижки ко всем праздникам.

Консультации: «Как обеспечить успешную адаптацию к условиям детского сада», «Сенсорное развитие детей до трех лет», «Если ребенок плохо ест», «Наблюдения в природе весной», «Развитие речи детей 2-3 лет», « Что должен уметь делать ребенок 2-3 лет», « Значение театрализованной деятельности» и др.

При организации работы воспитатели группы испытывали и определенные трудности: многие родители игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению. Они зачастую не информированы в плане решения данной проблемы и не предполагают, чем можно помочь ребенку в период адаптации. Многие из них не осознают, что попадая в незнакомую социальную среду, дети переживают тяжелейший стресс, характеризующийся нарастанием дезадаптационного поведения со значительным снижением познавательной активности и ориентировочных реакций.

Стремление родителей оставить еще не привыкшего к условиям детского сада ребенка на целый день усложняет процесс адаптации для самого ребенка и работу воспитателя с коллективом детей. Необходимо проводить просветительскую работу с родителями по данному вопросу, а также повышать их компетентность в актуальных проблемах развития и воспитания детей до трех лет.

Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. В разновозрастной  группе были организованы следующие центры активности: центр игры, центр искусства и творчества, центр «В гостях у сказки», центр науки, центр строительно-конструктивных игр, физкультурно-оздоровительный центр, центр моторики и сенсорного развития, в которых размещался необходимый материал, способствующий формированию двигательной и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, самостоятельности и инициативности. Развивающая среда способствовала наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого воспитанника, с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.

Взаимодействии  социальными  партнерами  поселка проведение творческих выставок  поделок на базе  дома культуры «Лесник», фестивалей в средней общеобразовательной школе N2.

Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2014- 2015 учебный год показал следующие результаты.

Результаты освоения основной общеобразовательной программы за 2014 – 2015 учебный год

Сводная таблица по результатам диагностики за 2014-2015  уч. год

Количество детей 21

Обследовано на начало года 11 детей, конец года 21

 

Раздел программы

Начало учебного года Конец учебного года
Высокий
уровень, %
Средний уровень, % Низкий уровень, % Высокий
уровень, %
Средний уровень, % Низкий уровень, %
Физическая культура

27,3

54,5

18,2

47,6

47,6

4,8

 «Любознательный,
активный»

27,3

72,7

47,6

33,3

19,1

Интеллектуальное развитие

18.2

27,3

54,5

42,8

42,8

14,4

«Эмоционально отзывчивый»

18,2

27,3

54,5

42,8

38,1

19,1

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

18,2

27,3

54,5

42,8

42,8

14,4

«Способный управлять своим поведением (произвольность)» 0

54,5

45,5

38,1

47,6

14,3

«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности».

 

 

0

36,4

63,6

38,1

42,8

19,1

«Имеющий первичные представления (общая осведомленность)». 0

63,6

36,4

38,1

42,8

19,1

«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности » 0

36,4

63,6

47,6

33,3

19,1

Итоговая 0

36,4

63,6

47,6

33,3

19,1

Начало года

Начало года

конец года 

конец года

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на муниципальном уровне, и на уровне района были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности.

Тема по самообразованию« Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Участвовала в педагогических чтениях на уровне района представляла свою работу на тему «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством освоения техники квиллинг»

Принимала участие в кустовом методическом объединении для дошкольных работников поселка в рамках «Недели педагогического мастерства» проводила Деловую игру «Родительское собрание в нетрадиционной форме».

Открытое мероприятие внутри детского сада показывала НОД «Разноцветные клубочки».

Вместе с детьми участвовали в VIII поселковом фестивале-конкурсе «Серебряное копытце», где были выставлены две работы и получили Диплом участника.

Имею  Благодарственное письмо МБДОУ «ДСОВ «Ромашка» за участие VIII поселковом фестивале-конкурсе «Серебряное копытце».

Дети принимали участие в конкурсе рисунков «Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ».

Участник в составе творческой группы команды МБДОУ «ДСОВ «Ромашка» в поселковом конкурсе среди трудящейся молодежи «Лучший трудовой коллектив – 2014»

Благодаря планомерной целенаправленной работе с детьми, построенной на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку удалось достигнуть положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников, формировании положительных  личностных качеств, усвоении элементарных моральных норм, приобретении моральных  качеств.

Результаты деятельности педагогов за 2014-2015 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2015- 2016 учебный год:

  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка;
  • осуществление целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
  • продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС;
  • повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.

Тема по самообразованию на 2015 – 2016 уч.г.: «Развитие мелкой моторики рук  и творческих  способностей через технику бумагопластика» (сминание и разрывание бумаги).

Цель: развитие мелкой моторики и творческих способностей посредством ознакомления с техникой «бумагопластика».

Задачи:

  • формирование навыки художественного образа средствами бумажной пластики;
  • развитие мелкой моторики рук, используя разнообразные способы и приемы бумажной пластики;
  • воспитание интереса к продуктивной творческой деятельности.

Актуальность: В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

«Рука развивает мозг» — это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Список использованной литературы

1. Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., исп. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

 

Автор: Яковлева Марина Витальевна, воспитатель, Ханты — Мансийский автономный округ — Югра Октябрьский район Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website