Анализ работы наставничества с молодым специалистом.

Анализ работы наставничества с молодым специалистом.

Автор: Будакова Татьяна Евгеньевна.

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В работе использую  системный подход по повышению профессиональной компетентности, что позволяет быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник.  Я являюсь одним из наставников молодого специалиста Тамбулатовой Лауры Джамалдиновны.

Мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1.Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2.Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3.Совместно планировать работу с молодым педагогом

Выбор формы работы с молодым специалистом начали с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.

Нашу работу я выстроила в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Работа строилась с учетом основных аспектов:

Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.

Разработаны индивидуальные планы профессионального становления :

  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Процесс повышения профессионализма молодого специалиста строился с учётом следующих факторов:

  • уровень базового образования;
  • индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
  • уровень профессиональных потребностей педагога.

Я разработала план работы:

Тема Рассматриваемые вопросы сроки
Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки листа  молодого педагога Сентябрь
Разработка индивидуального плана профессионального становления Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях «Неделя успеха», работе методического объединения, занятия  молодого педагога. Сентябрь
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё».  Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Октябрь
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога — наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее ноябрь
Копилка интересных занятий. Разработка или описание интересных занятий силами самим молодым специалистом.  Декабрь
Самообразование воспитателя Выбор методической темы.  Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год В течение года
Как написать обобщение педагогического опыта  Выбор методической темы, технология описания опыта Апрель
Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

Папка достижения педагога

Ноябрь- декабрь

Март- апрель

Методическая выставка достижений молодого воспитателя. Уровень профессионализма молодого воспитателя – систематизация наработок профессиональной деятельности. Конец учебного года
Диагностика воспитанников Методика проведения обследования

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий с детьми.

Я помогла Лауре Джамалдиновне создать папку достижений педагога на сайте нашего детского сада, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.

Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате Лаура Джамалдиновна в этом году прошла аттестацию на подтверждение занимаемой должности в должности воспитателя.

В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website