Аппликация — как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет.

Аппликация — как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет.

АппликацияАвтор: Иванищина Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад №285 Красноармейского района города Волгограда.

Информационные сведения об опыте.

Сведения об авторе: Иванищина Ольга Николаевна.

Стаж работы в системе образования: 25 лет

Образование: высшее

Должность: воспитатель.

Данный опыт накапливался в течение нескольких лет.

По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т.к. в систему работы мною внедряются новаторские идеи, в основе которых лежат продолжительные исследования оптимальных возможностей 2-3 летних детей в аппликационной деятельности и собственный опыт, основу которого составляют знания о развитии и обучении детей данного возраста, а также игры и упражнения с плоскостными изображениями.

Данный опыт представлен настоящим описанием и приложениями.

Широта содержания опыта.

Опыт связан с использованием индивидуальных и фронтальных специально-организованных занятий по аппликации во второй группе раннего возраста в виде дидактических и подвижных игр, аппликативных историй, комплексных занятий.

Опыт наблюдался с сентября 2001 года.

Адресная направленность: воспитателям дошкольных учреждений, работающих с детьми раннего возраста, а также опыт может быть использован родителями для индивидуальных занятий с детьми.

Актуальность.

Ранний возраст — период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, наблюдая за воспитанниками своей группы во время проведения игр и упражнений с плоскостными изображениями фигур разного цвета, формы, величины, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Главная цель опыта: «Разностороннее и гармоничное развитие детей двух-трёх лет в процессе специально организованного обучения аппликативной деятельности».

Задачи, решаемые в опыте:

  • Выяснение места и роли использования готовых плоскостных форм и изображений в развитии детей данного возраста.
  • Апробирование на практике форм организации, методики проведения занятий по аппликации, предложенных В. А. Силивоном.

Определение конкретного содержания занятий аппликацией в условиях детского сада.

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на воспитателей детских садов, работающих с детьми второго-третьего года жизни.

При использовании опыта необходимо использовать следующие правила:

  • Занятия проводить в игровой и занимательной форме;
  • Использовать операционный материал, который должен отвечать следующим требованиям:
    1. Привлекательность;
    2. Выразительность и ясность;
    3. Прочность;
    4. Безопасность.
    5. Вариативность операционного материала.

Проводить повторные варианты занятий с целью более качественного овладения детьми определённых умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (изменения в правилах игры, смена игровых персонажей, работа на малом, затем на большом пространстве листа и др.);

Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей;

Чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными;

При проведении занятий учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы обучения: поисковый, репродуктивный, игровой, метод упражнений;

Деление на подгруппы осуществлять не по возрасту, а по уровню развития детей;

Поощрять любые попытки общения детей с воспитателем и друг другом;

Поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия для и накопления детьми первого опыта совместной работы.

Педагогическая технология опыта.

Основные направления в развитии детей двухлетнего и трёхлетнего возраста не отличаются от направлений в развитии детей дошкольного возраста — это физическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, эстетическое развитие, а так же развитие сенсорных способностей.

Каждое из направлений создаёт базу, основу для каждого нового возрастного этапа и, следовательно, для всестороннего развития личности. При этом учитывается возраст детей, темпы развития каждого и в соответствии с этим изменяется содержание деятельности, усложняются методы и приёмы.

В книге «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, А. Г. Голубева пишут, что «…у детей раннего возраста в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует более ускоренному развитию у них аналитико-синтетических процессов, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, а также способностей к комбинированию, преобразованию, импровизации, сочинительству».

Меня много лет волнует вопрос: возможно ли специальное обучение аппликации детей двух-трёх лет и, какое влияние может оказать аппликативная деятельность на развитие детей.

Я давно работаю с детьми в возрасте от двух до трёх лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения ═с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий. ═Сначала мы «привязывали» плоскостные шарики к ╚ниточкам╩ по заданным условиям: по цвету, размеру. Например, детям предлагалось подобрать красный шарик к красной нитке, синий к синей; привязать большие шарики к ниткам такого же цвета; привязать маленькие шарики так, чтобы цвет шарика и нитки был одинаковым и т. д. При этом обращалось внимание на то, чтобы шарики были плотно «привязаны» к ниточкам.

Позже проводились игры, где кроме сравнивания плоскостных изображений по цвету, присоединения их друг к другу, детям предлагались задания на осознанность и произвольность действий, например, выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине или располагать фигурки одна напротив другой: «Все котята должны сесть носом к своей миске». Далее я побуждала детей к самостоятельному нахождению способов выкладывания лесенки, башенки, пирамидки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине; выкладыванию персонажей сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу.

На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что ═организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей, но каким образом можно организовать обучение, я пока затруднялась, т. к. в принципе отсутствовали практические рекомендации, пособия, которые могли бы предложить практический материал. Так-же я не владела данными о результатах исследований учёных последнего времени о возможностях ребёнка раннего возраста в аппликационной деятельности.

Тем не менее, я не останавливала свои поиски и наблюдения за детьми своей группы. Я ═изучала все новинки литературы по раннему возрасту в поисках материала, который сочетался бы с моими взглядами и практическим опытом на обучение и развитие детей раннего возраста; помог бы мне более глубоко и подробно вникнуть в суть изучаемого вопроса; подсказал бы, каким образом можно организовать процесс обучения: формы организации, методику проведения, содержание занятий.

Ответы на свои вопросы я нашла в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений «Аппликация для самых маленьких» автора В. А. Силивона. Я внимательно изучила содержание, методику проведения различных по форме занятий и решила, что предлагаемый материал ═могу использовать в своей работе, т. к. он отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей раннего возраста.

Чтобы определить уровень сенсорного и умственного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое, уровень ручной умелости, готовности к обучению, я провела обследование детей своей группы. С этой целью были использованы дидактические игры «Помоги яблоку найти его окошко», «Помоги яблоку найти его половинку», «Привяжи шарик к ниточке», «Построим пирамидки и расселим зверей» с небольшим количеством детей ≈ от двух до четырёх. Результаты исследования должны были помочь увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка и ═условно разделить детей на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного процесса.

Вместе со старшим воспитателем мы определили место занятий в учебной сетке: один раз в две недели, а всего 18 занятий в год.

Я согласна с автором пособия, что процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа — от простого к сложному:

  • От неосознанных, полуосознанных действий к целенаправленным и произвольным;
  • От сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;
  • От индивидуальных к совместным действиям;
  • От манипулирования простейшими формами к составлению целого из частей, и, наконец, составления несложных композиций из нескольких предметных изображений;
  • Ориентирование на малом, потом на большом пространстве листа;
  • От действий с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям.

Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Темы выбраны, на мой взгляд, удачно: они понятны и доступны детям, программное содержание также соответствует возрастным возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Большая часть предложенных занятий повторяет те игры и упражнения, которые я давно использую в своей практике. Данные игры и упражнения ставят те же цели и задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки, формирование осознанности действий.

Но вместе с тем ставятся другие обучающие задачи, в основе которых лежат продолжительные исследования оптимальных возможностей 2-3 летних детей в изобразительной деятельности:

  • накопление детьми элементарного опыта в составлении целого из частей;
  • формирование простейших приёмов работы с бумагой: выкладывание, точное присоединение одной детали к другой;
  • формирование умения работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.

На протяжении почти двух лет я использовала данное методическое пособие в своей деятельности вместе с собственными практическими наработками.

Мною был выполнен большой объём работы по изготовлению дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов; разноцветные листы картона разного размера в виде аквариума, домика. В группе в наличии имеется различный наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определённых игровых ситуаций.

Были сделаны следующие дидактические игры:

  • «Летят самолёты»;
  • «Цветы на лужайке»;
  • «Цветные шарики»;
  • «Пляшут девочки и мальчики»;
  • «Путешествие семьи воздушных шариков»;
  • «Расскажите сказку «Репка»;
  • «Мы сидим на лесенке и поём мы песенки»;
  • «Рыбки плавают в водичке, хвостиками машут».

На протяжении всего периода работы по данной теме я большое внимание уделяла методам обучения, которые рекомендует автор пособия и, которые дают положительный результат в моей практике. К основным методам обучения аппликационной деятельности детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. После апробирования данных методов в условиях своей группы я пришла к выводу, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода детства, а также целями и задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Эффективность применения данного метода можно рассмотреть на примере занятия «С нами играют пирамидки». В группе появилась новая пирамидка. Я предложила с ней поиграть: пирамидка должна была всё время переодеваться, а дети должны были изобразить каждый новый её наряд с помощью плоскостных изображений. При этом детям представилась возможность по возможности самостоятельно рассмотреть её, выложить «новое платье», постоянно сверяясь с натурой. Пирамидки подбирались с небольшим количеством колечек, чтобы задачу сделать посильной и выполнимой детьми этой возрастной группы.

Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата.

Репродуктивный метод применялся мною на самых ранних этапах обучения, когда дети только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, дети упражнялись в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей. Им предлагалось составить матрёшек, найти чайникам крышки или недостающие половинки листиков, подходящие по расцветке и величине. Позже также использовался данный метод, но детям предлагалось выполнить более сложные задания: составить и выложить фигуры с большим количеством деталей — выложить упрощённые одноцветные силуэтные изображения животных или птиц.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.Метод упражнений я также широко использовала в своей практике и до сих пор использую на занятиях по аппликативной деятельности. Практическим работникам групп раннего возраста известно, что особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей многоструктурного плана, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации моих занятий по аппликации. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия в деревню, лес, море на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Занятия, которые я проводила, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которую им предлагал воспитатель. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.Выше уже упоминалось, что занятия проводятся как фронтально с небольшими подгруппами, в которые включены дети с примерно одинаковым уровнем развития, так и индивидуально. Форма организации занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей.

Как показывает практика, индивидуальные занятия дают наивысший обучающий и развивающий эффект. Но вместе с тем не обеспечивают детей опытом совместных действий, когда от каждого из участников занятия требуется определённое поведение: выдержка, терпение, способность помолчать, послушать других, именно то, что обеспечивает фронтальное занятие.

Таким образом, практика работы показала, что аппликативная деятельность доступна детям двух-трёх летнего возраста. Кроме того, при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Теоретико-практические основы опыта.

Моделируя и отлаживая технологию работы по использованию занятий по аппликации с детьми двух-трёх лет, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта последних лет:

  • В. А. Силивон «Аппликация для самых маленьких»;
  • Т. А. Барчан «Вот какие шарики»;
  • Лыкова И. А. «Аппли-аппликация»;
  • К. Л Печора, Г. В. Пантюхина. А. Г. Голубева «Дети дошкольного возраста в дошкольном учреждении».

Уровни определения знаний, умений, навыков.

Владение приёмами работы с бумагой.

Высокий — У ребёнка отмечается большой интерес к процессу создания аппликативного изображения путём выкладывания на бумаге предметных и сюжетных изображений. Ребёнок в состоянии выполнить без помощи взрослого аппликационные операции: выкладывание, составление целого путём прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывание клеем, приклеивание, прижимание тряпочкой. Ребёнок способен увлечённо заниматься деятельностью 15 минут и более.

Средний — Ребёнка можно заинтересовать процессом выкладывания готовых форм и изображений путём вовлечения в совместную с воспитателем деятельность. Ребёнок с помощью взрослого выполняет следующие операции: выкладывание и присоединение одной части к другой.

Низкий — Ребёнок проявляет к данной деятельности интерес, но интерес носит ситуативный характер. Ребёнок может присоединять, приставлять одну часть к другой. Но после неоднократных показов и объяснений взрослого.

Способность к самостоятельной поисковой деятельности.

Высокий — Ребёнок самостоятельно выполняет задание по нахождению половинок изображений разного цвета, размера, формы и составляет из них целые изображения, используя способ проб и ошибок. Действует осознанно и целенаправленно.

Средний — Ребёнок выполняет задание по нахождению половинок изображений с помощью объяснений и уточнений взрослого или после одного-двух показов выполнения упражнения. Действия носят осознанный характер.

Низкий — Действия ребёнка по нахождению одинаковых частей носят бессмысленный, хаотичный характер. Интерес к деятельности ситуативен.

Овладение навыками совместной работы со сверстниками.

Высокий — Выполнение заданий на большом листе бумаги стимулирует ребёнка к речевым контактам со сверстниками. Ребёнок может комментировать действия других детей и свои собственные. Ребёнок замечает действия соседа, может подсказать, помочь ему, проявляет терпение и выдержку.

Средний — Во время выполнения задания ребёнок больше сконцентрирован на себе, но в состоянии вступить в речевой контакт по поводу деятельности. Помогает другим в нахождении нужных деталей. Проявляет нетерпимость по отношению к сверстникам, бывает вспыльчивым.

Низкий — Ребёнок идёт на речевой контакт с другими детьми, но при активной поддержке взрослого. В процессе совместной работы невыдержан, импульсивен, задирист.

Произвольность и координированность движений руки.

Высокий — Движения руки точные, целенаправленные. Ребёнок способен быстро и точно соединять, прикладывать детали одна к другой.

Средний — Движения руки целенаправленные, но сразу присоединить, точно приставить детали одну к другой ребёнок не может — ему требуется несколько дополнительных движений, чтобы достичь положительного результата.

Низкий — Ребёнок делает много дополнительных движений. Рука неустойчива, непослушна.

Результативность.

Практика использования данного опыта показала, что в процессе занятий аппликативной деятельностью у детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя.

Обследование детей, проведённое в сентябре 2002 года, показало следующие результаты:

Раздел «Навыки работы с бумагой»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Раздел «Навыки самостоятельной поисковой деятельности»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Раздел «Навыки совместной работы со сверстниками»:

I уровень-

II уровень —

III уровень —

Раздел «Произвольность и координированность движений руки»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Занятия аппликацией качественно улучшили эти результаты.

Диагностика, проведённая в январе 2003 года и наблюдения за детьми, показали следующие результаты:

Раздел «Навыки работы с бумагой»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Раздел «Навыки самостоятельной поисковой деятельности»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Раздел «Навыки совместной работы со сверстниками»:

I уровень-

II уровень —

III уровень —

Раздел «Произвольность и координированность движений руки»:

I уровень —

II уровень —

III уровень —

Дети овладели некоторыми практическими приёмами работы с бумагой: выкладывают и составляют целое из частей, точно присоединяют одну часть к другой. Некоторые дети овладевают простейшими навыками намазывания и наклеивания.

Дети успешно выполняют задания по выкладыванию предметных изображений, несложных сюжетов на разных по размеру листах бумаги. При этом у большинства детей наблюдаются навыки правильного расположения фигурок относительно друг друга.

У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умения работать осознанно и целенаправленно.

Занятия аппликацией помогли детям быстрее запомнить названия цветов. Малыши лучше ориентируются в размерах, формах.

Дети довольно быстро справляются с заданиями по выкладыванию несложных сюжетных изображений, выкладыванию целого из частей за счёт сформированности зрительно-двигательных связей. Дети стали лучше управлять движениями руки — движения стали более чёткими, уверенными, точными.

Во время занятий дети с удовольствием разговаривают по поводу деятельности, обмениваются репликами.

В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и др.

Перспективное планирование занятий по аппликативной деятельности
с детьми 2-3 года жизни.

Месяц
Темы
Программное содержание
Сентябрь
1. Диагностика «Помоги яблоку найти свою половинку». Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность
анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое
по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно приставляя
их друг к другу.
2. «Цветы на лужайке». Формировать умение ритмично располагать однородные элементы
по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию
цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.
Вариативное повторение. «Красивые коврики из листьев». Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости
листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать
умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным
действиям.
Октябрь
1. «Путешествие семьи шариков». Повышать у детей произвольность действий — выкладывать
круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их
по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать
различению и запоминанию основных цветов.
Вариативное повторение. «Тучи по небу гуляют». Повышать у детей произвольность действий — выкладывать неправильные
формы в одном направлении, плотно приставляя одну к другой;
располагать элементы по всему пространству листа. Развивать
способность ориентироваться по всему пространству листа, находить
«верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.
2. Выкладывание сказки «Репка». Повышать произвольность действий — выкладывать персонажи
сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг
к другу. Закрепить знание текста сказки.
Ноябрь
1. «Мы сидим на лесенке и поём мы песенки». Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов
выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету
и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении
одного элемента к другому. Формировать умение включаться
в игровую ситуацию.
2. «Путешествие на воздушных шарах». Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам
заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять
в произношении звуков «Ш», «С». Побуждать детей к пластической
передаче поведения насекомых: жучков, бабочек, комаров и т.
д.
Декабрь
1. «История про котёнка и птичку». Продолжать развивать способность ориентироваться на всей
плоскости как большого, так и маленького листа: находить
«верх», «низ», «под», «вверху», «рядом». Побуждать к активной
разговорной речи.
2. «Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики». Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга,
плотно приставляя их друг к другу, чтобы держались за руки.
Побуждать к совместным действиям. Упражнять в произвольном
переключении внимания с одной деятельности на другую.
Январь
1. Диагностика. «Собери листочки». Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность
анализировать, сравнивать сопоставлять, находить одинаковое
по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя
их друг к другу.
2. «Детки на ветке». Упражнять в составлении целого из отельных частей; подбирать
листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении
и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных
движений руки: прикладывать листики точно к намеченным стебелькам.
Замечать действия соседа, в случае необходимости помогать ему.
Февраль
1. «Выросли грибы на полянке». Формировать умение составлять целое из двух разных частей,
стремясь соотносить их по размеру. Продолжать формировать
умение работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться
на его пространстве. Побуждать находить соседу нужные детали.
Вариативное повторение. «Матрёшки собрались на прогулку». Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь
соотносить их по размеру, плотно приставляя их друг к другу.
Закрепить названия цветов. Продолжать формировать умение работать
вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу нужные
детали.
2. «Чаепитие с игрушками». Упражнять в составлении целого из двух разных частей, а также
составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении
их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений
по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на
одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать
умение включаться в игровую ситуацию.
Март
1. «С нами играют пирамидки». Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь
на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность
к воспроизведению образца. Воспитывать внимательность, целенаправленность
и произвольность действий.
Вариативное повторение. «Строим новые дома для бабки, внучки,
жучки, кошки, мышки».
Продолжать формировать умение составлять целое, ориентируясь
на образец, а именно на последовательность расположения полосок
(брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное
расположение (брёвна лежат или стоят). Закрепить названия цветов.
Воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность
действий. Закрепить знание текста.
2. «Построим домики для замёрзших зверей». Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины
и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять в
плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной
разговорной речи.
Вариативное повторение. «Кто уложит котёнка спать». Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости
величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать
нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.
Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать
к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению
собственных.
Апрель
1. «Коврик для котят и щенят». Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать.
Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно
по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным
действиям.
2. «Плывут кораблики по волнам». Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части
в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий:
ожидать завершений действий соседа, не торопить его, не мешать;
если возникает необходимость — помочь. Закрепить опыт работы
на большом пространстве листа.
Вариативное повторение. «Мастерская игрушек». Продолжать формировать умение намазывать и склеивать отдельные
части в целое. Уточнить знания детей о строении и отличительных
особенностях частей тела некоторых животных. Закреплять навыки
совместных действий в аппликативной деятельности.
Май
1. «Весна — красна!» Закрепить разнообразные, индивидуальные умения детей в
нахождении одинаковых частей и составлении из них целого,
а также навыки намазывания, наклеивания, пользования салфеткой.
Продолжать формировать навыки совместных действий: помогать
находить товарищу недостающую деталь, не мешать другому при
наклеивании.
Вариативное повторение. «Цветы и бабочки». Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении
целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного
восприятия.
2. Диагностика. «Прятки». Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность
анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое
по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей.

Занятия по аппликации.

Тема: «Красивые коврики из листьев».

Цель: Закрепить опыт ритмичного размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.

Материал: Разноцветные силуэты листьев разной конфигурации, листы картона светло-зелёного цвета для каждого ребёнка, большой лист картона, игрушки.

Ход занятия. Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в лес погуляем, послушаем, как ветер листочками играет, как деревья качаются. (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, раскачиваются, кружатся, приседают):

Ветерок лесной

— Ой, какой озорной!

Дует, задувает,

Веточки качает,

Листья обрывает!

Посмотрите, вот, сколько листочков оборвал ветер-шалунишка! (Воспитатель грозит пальцем).

Давайте, ребята, из опавших листочков сделаем красивые коврики (листья свободно разложены на столах, дети раскладывают их на своих «ковриках»). В процессе действий воспитатель побуждает детей раскладывать листья по всему ковру и называть, какого они цвета — красные, жёлтые, зелёные. После завершения этой части работы педагог показывает большой лист картона и говорит: «Это тоже ковёр, только очень большой. Он тоже станет красивым, если мы здесь разложим осенние листья».

Раздаёт каждому ребёнку новые силуэты листьев определённого цвета. Дети называют цвет, раскладывают листья на большом ковре. «Раскладываёте листья не только возле себя, но и там, где есть свободные места, передвигайтесь с места на место, пропускайте товарищей, постарайтесь, чтоб листья заполнили весь коврик».

По завершении задания воспитатель просит отойти чуть подальше и полюбоваться красивым ковриком.

В конце занятия воспитатель показывает игрушки: зайца, ежа, медведя и т. д. «Ребята, эти звери живут в лесу, пустите их походить по красивому коврику, пошуршать листочками. «Звери ходят осторожно, чтобы было слышно, как шуршат листочки — ш-ш-ш».

Сначала «звери» ходят по большому коврику, а потом и по маленькому.

Звери гуляли,

Листьями шуршали,

С ребятами играли,

И очень устали.

«Ребята, сядем на диван и споём зверятам свои любимые песенки».

Тема «Тучки по небу гуляют…»

Цель: Повышать у детей произвольность действий — выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите — папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети — маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части листа капли дождя: «Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть вверх, чтобы не поранить деревья».

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

По окончании занятия можно поиграть в игру «солнышко и дождик» или спеть песенку о дождике.

Тема «Матрёшки собрались на прогулку».

Цель: Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей (матрёшки и грибы), стремясь соотносить части и детали изображений ═по размеру; плотно приставлять детали или части изображений друг к другу. Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый. Продолжать учить работать вместе на большом листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве.,

Материал: Большой лист картона; разрезанные пополам изображения матрешек разной величины, расцветки; изображения частей грабов: шляпки и ножки разной конфигурации, величины, расцветки; плоскостные изображения ёлочек, пенёчков; объёмные ёлочки и грибочки, корзинка.

Ход занятия: Ребята, красивые матрёшки стояли на полке. Захотелось им пойти погулять, спрыгнули они с полки и разбились, раскатились в разные стороны. Давайте поможем матрёшкам — склеим их и проводим на прогулку. Возьмите сначала ту часть матрёшки, где есть голова и присоедините к ней туловище. Смотрите внимательно: части должны совпадать и по цвету, и по размеру, и по узору. (При выполнении задания воспитатель делает указания, например: «Саша, какого цвета платочек на голове у матрёшки? Такого цвета будет и платье. Платочек и платье по цвету совпадают, а по размеру нет. Значит, ищи получше». Или: «Хорошо прикладывайте одну деталь к другой. Или: «Размещайте матрёшек по всему листу»). Получилось? Действительно, матрёшки получились очень красивые!

Помните, они хотели пойти погулять? Можно погулять на лесной полянке (воспитатель выкладывает ёлочки, пеньки). «На полянке начинают расти грибы»,- продолжает взрослый и одновременно выкладывает в разных местах ножки. «Помогите грибам вырасти полностью — к ножкам найдите шляпки». Поощряются те ребята, которые самостоятельно и быстро находят шляпку, плотно приставляют её к ножке, помогают другим детям.

Пойдём и мы погуляем, грибы соберём. (В группе заранее расставлены ёлочки, за ними — объёмные грибочки). Заглядываем за ёлочки с разных сторон, наклоняемся хорошо — ищем грибы, кладём в корзинку. (Игра проводится под музыкальное сопровождение). Вот сколько грибов собрали!

Тема «Чаепитие с игрушками».

Цель: Упражнять детей в составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру, расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Материал: Изображения чайников и крышек разной расцветки, формы, изображения блюдец и чашек по расцветке совпадающие с расцветкой чайников, маленькие игрушки, которые хорошо сидят; чашки, блюдца.

Ход занятия: Ребята, игрушки пришли к нам в гости. Давайте поздороваемся с ними. «Как хорошо, что вы пришли! Мы с ребятами собрались заваривать чай. Проходите, садись». (Детям раздаются чайники, а крышки лежат на общем разносе. При раскладывании чайников воспитатель обращает внимание детей, чтобы чайники располагались по всему листу). Ребята, чтобы чай хорошо заварился, надо чайники правильно, плотно накрыть крышкой. Возьмите крышку, которая подходит вашему чайнику. (При выполнении задания воспитатель указывает на неточности и ошибки детей. «Крышка не совсем подходит к чайнику, и плотно не ложится. Поищи другую крышку» или «Плотно присоедини крышку к чайнику, а то чай плохо заварится и будет невкусным и др.).

Вот какие молодцы — чай заварили! У тебя чайник какого цвета? Что на нём нарисовано? А куда чай наливать будем? ( В чашки). Чашки поставим на блюдца.

Детям раздаются блюдца, уточняется их цвет. Саша, у тебя какого цвета блюдце? Что на нём нарисовано? Поставь его к чайнику такого же цвета и с таким же рисунком. И такую же чашку поставь на блюдце. Ставьте чашку ровно на блюдце, присоединяйте их хорошо друг к другу, чтобы чашка не упала, и горячий чай не разлился. Когда все дети аналогичным образом справятся с заданием, воспитатель продолжает: «Теперь игрушки могут попить чай. Рассаживайте их к чайникам и чашкам с блюдцами». Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию ситуации.

В заключение занятия воспитатель совместно с детьми сервируют стол и пьют чай, общаясь друг с другом.

Тема » Строим новые дома для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки».

Цель: Продолжать формировать умение составлять целое с ориентацией на натуру (образец). Развивать точность зрительного восприятия, способность к воспроизведению фигуры, ориентируясь на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закреплять названия цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий.

Материал: Вырезанные из картона полоски (брёвна) разного цвета, карточки-образцы, на которых наклеены дома с крышей и брёвнами в количестве 4-6 штук, персонажи из настольного театра «Репка».

Ход занятия: Ребята, слышите, кто-то стучит? Это дедушка стучит. Он строит новый дом. Весь день стучал, стучал, да устал, но так дома и не построил. Давайте поможем ему. (Выставляет карточку-образец). Вот какой дом хочет построить дед. Внимательно посмотрите на картинку и постройте такой же дом для деда. По окончании строительства дедушка просматривает все дома и поощряет детей, если они правильно справились с заданием и не соглашается, если допущены ошибки: «Нет, здесь не так. Посмотри на картинку».

Аналогичным образом дома «строят» для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки.

Затем можно провести инсценировку сказки «Репка».

Тема «Кто уложит котёнка спать».

Цель: Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать детей к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Материал: Комплекты на каждого ребёнка с тремя кроватками разного размера и тремя вариантами составных элементов котят, различных по величине.

Ход занятия: Ребята, в доме живут котята, которые очень любят играть целыми днями. Мама кошка зовёт их: «Мурзик, Снежок, Пушистик, уже пора спать!», а котята никак не хотят слушаться маму и не ложатся в свои кроватки. Мама обиделась на них и сказала: «Раз так, укладывайтесь спать сами, а я пойду на охоту — ловить мышей». Наступил поздний вечер. Котята уже очень устали, глазки слипаются, а они никак не могут найти каждый свою кроватку.

Ребята, давайте поможем котятам найти нужную по размеру кроватку, и уложим их спать. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку комплекты с котятами и кроватками. В каждом комплекте три кроватки (прямоугольника) разного размера и три варианта составных элементов котят, различных по величине и по цвету).

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Кроватка должна быть как раз по размеру. Укладывайте котят так, чтобы и хвостик, и лапки лежали точно на кроватке».

После выполнения задания воспитатель продолжает: «Котята легли в кроватки, а мамы всё нет. Кто же споёт им песенку на ночь? Какие слова могут быть в колыбельной песенке?

Родительское собрание на тему «Аппликация как способ раннего развития ребёнка».

Первая часть. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас, и надеемся, что наша встреча будет полезной и плодотворной. Сегодня мы пригласили вас, чтобы показать вам, чему научились дети в процессе занятий аппликацией и рассказать, какое положительное влияние оказывает данный вид деятельности на развитие детей раннего возраста.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачёк в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Я давно работаю с детьми раннего возраста, и заметила, что плоскостные изображения предметов разного цвета, формы, размера вызывает у маленьких детей большой интерес. Я стала интересоваться специальной педагогической литературой, где нашла материал, способствующий систематизации знаний по данному вопросу и убедивший меня заняться с малышами аппликацией.

Занятия проводятся один раз в две недели. Занятия всегда проходят в игровой, увлекательной форме. Содержание занятий доступно пониманию детей. Играя, дети накапливают элементарный опыт в составлении целого из отдельных частей, приобретают первые навыки поисковой деятельности, путём проб и ошибок учатся находить верный способ выполнения задания, развивают мелкую моторику рук, разговаривают друг с другом. У детей формируются элементарные навыки совместных действий: малыши помогают друг другу находить нужные детали, терпеливо ждут друг друга, не толкаются, радуются первым совместным усилиям.

Вторая часть.

Мы предлагаем посмотреть видеокассету с записью занятия на тему «Починим игрушки».

В процессе просмотра занятия внимательно понаблюдайте за своим ребёнком: насколько он увлечён деятельностью, насколько произвольны и координированы движения руки, как достаточно быстро ваш малыш может раскладывать детали, части изображений, точно присоединять их друг к другу.

Третья часть.

Обмен мнениями.

Четвёртая часть.

В заключительной части нашей встречи мы попробуем сообща выяснить, что вы сможете сделать дома, чтобы помочь более раннему развитию вашего ребёнка. Но для начала проведём небольшую разминку, которая поможет поднять настроение и прейти к обсуждению более серьёзных вопросов.

«Разминка». На вопросы отвечайте быстро и чётко. Разминка посвящена предметам, которые необходимы для аппликативной деятельности. Чтобы справиться с вопросами, попытайтесь мысленно вернуться в детство.

  • Лохматая подружка карандаша (кисточка);
  • Туда-сюда, не оставит и следа (пластик);
  • Ты смотри, не разлей, этот липкий, белый … (клей);
  • Бывает белая, бывает цветная (бумага).
  • Назовите в правильной последовательности цвета радуги;
  • Предмет, служащий для разрезания бумаги (ножницы);
  • Непромокаемая подстилка, спасающая мебель от неосторожного и неправильного обращения с клеем и предупреждающая нервный стресс у мамы (клеёнка);
  • Четвероногая сиделка (стул, табурет).
  • То, за чем сидят (стол);
  • Та, что промакивает излишки клея (промокашка, салфетка);
  • Спецодежда (фартук).

2. Презентация материала, который может быть использован для упражнений с детьми дома. Обращается внимание на красочность, эстетичность, доступность материала детскому восприятию.

3. Круглый стол. Вопросы для обсуждения.

  • Как вы думаете, каким образом можно организовать рабочее место для занятий аппликацией в домашних условиях с детьми раннего возраста? (рабочее место должно быть хорошо освещено, должно иметь ровную поверхность, оно должно быть постоянным; если вы занимаетесь за столом, то высота стола должна соответствовать его росту; стол целесообразно расположить таким образом, чтобы вы не боялись за испорченные обои, мебель, ведь ребёнок может быть увлечён делом и, нечаянно капнуть на новые обои или заляпать стол, одежду; во избежании нежелательных моментов у ребёнка должен быть рабочий фартук, клеёнка).
  • Какие правила, на ваш взгляд, необходимо выполнять, чтобы деятельность приносила результат? (заниматься с ребёнком только в том случае, если у ребёнка и у родителей хорошее настроение, самочувствие и если есть искреннее желание помочь ребёнку в развитии его способностей; запастись терпением; поощрять ребёнка за малейшие достижения; помогать ребёнку в случае затруднений).
  • Какие положительные моменты, кроме разностороннего развития ребёнка, могут привнести занятия аппликацией в вашу семью?

Консультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться».

Уважаемые родители! Ваш ребёнок подрос. Ему уже больше двух лет. Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел. И Вы, несомненно, рады этому. Ведь в этом немало Вашей заслуги! Вы часто гуляете с ним, общаетесь, играете. У Вашего малыша, наверно, есть любимые игрушки: плюшевые медвежата, зайцы, заводные машины, красивые куклы. Но иногда Вы замечаете, что игрушки не увлекают ребёнка. Мало того, он становится раздражительным, начинает капризничать, не подчиняется Вам. Причин такого поведения может быть несколько. Но одна из них — это то, что ребёнок этого возраста отличается исключительной познавательной активностью. И он уже не может в силу особенностей возраста ограничиваться игрушками, предметами, действиями с ними. Ему, как воздух, необходима другая деятельность.

Какая? Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети первых лет жизни способны к раннему обучению. И это объясняется тем, что у этих детей в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого результата и более раннего формирования тех или иных функций мозга. В первую очередь рекомендуется развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, сравнивать, различать, сопоставлять. Игры и упражнения с готовыми плоскими и сюжетными формами помогут справиться с этой задачей. Речь идёт об обыкновенных силуэтных изображениях предметов, которые используются в аппликации. Как Вы понимаете, надо начинать с самого простого.

Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы. Вырежьте различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей.

Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь следующие игры.

  • «Весёлые брызги» — встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
  • «Пальчики стучат» — выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
  • «Узнай предмет» — ребёнку предлагается с помощью пальцев рук «угадать» предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
  • «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  • «Торопливый жучок» — пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
  • «Сорока-белобока» — текст известного детского стишка сопровождается движениями пальцев рук.Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Далее предложите ребёнку поиграть с «Волшебными картинками». Но непременное условие — Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении.

Далее мы предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр в «Волшебные картинки».

«Помоги яблоку найти свою половинку». Игра научит ребёнка собирать целое из частей, присоединять части друг к другу, поможет стать более целеустремлённым, настойчивым. Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом. Все части Вы перемешиваете, а ребёнку предлагаете составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.

«Воздушные шары на ниточках». Игра научит присоединять части друг к другу, повысит точность движений руки. Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов. Ребёнку предлагается «привязать» шары к ниточкам — сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Позже можно «привязывать» верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т. д.

Попутно с этими играми или позже можно учить ребёнка выполнять упражнения, с ориентировкой на натру, иначе говоря, работать с образцом. «Волшебные картинки» нам в этом помогут.

«Найди сестрёнку». Игра способствует развитию зрительного восприятия, а также умению анализировать заданный образец. Воспитывает внимание и произвольность действий. Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах. Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как «сестрёнка». Таким же образом можно искать коврики, машинки, неваляшки, домики и т. д.

Как видите, это, в общем-то, несложные упражнения. И ребёнок в состоянии с ними справиться если не сейчас, то немного позже. И не при вашем участии, а как-нибудь совершенно независимо от Вас. Ведь есть же фабричные игры «Собери картинку» или «Волшебные кубики». Но помните, чем раньше Вы начнёте играть с ребёнком с готовыми формами, тем больше шансов у ребёнка стать целеустремлённым, тем быстрее ребёнок сможет научиться осознавать свои действия, тем быстрее у него повысится произвольность и координированность движений руки, разовьётся мелкая мускулатура пальцев. Успехов Вам и Вашему малышу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website