Что такое «игры с пальчиками»?

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку- белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков- сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

«Домик»
Чтобы дом построить новый, Ладони направлены под углом, кончики
Запасают лес дубовый, пальцев соприкасаются, средний палец
Кирпичи, железо, краску, правой руки подняты вверх (труба),
Гвозди, паклю и замазку. кончики мизинцев касаются друг друга, А потом, потом, потом выполняя прямую линию: балкон.
Начинают строить дом.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

«Очки»

Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе
И внучонка разглядела. с остальными образуют колечко. Колечки
поднести к глазам.

«Жук»
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь.
А жужжу, когда кружусь.

Пальчики в кулачек. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

«Мышка»
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит-
Кошка не бежит?

«Шагаем» двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения. Соединяем пальцы («цепочки»). Делаем колечко и смотрим в него. Подносим правую руку ладонью вниз ко лбу и смотрим из-под нее.

 

Автор: Халикова Елена Валерьевна, воспитатель,
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида N 27 «Зоренька»,
Республика Татарстан, город Лениногорск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website