«Что такое время или учим часы»

Проект.

часыВид проекта: творческо – информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Нынешние производственные технологии также рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

схема

Цель:

  • Закрепление понятия «Время».
  • Знать сколько длится 1 минута, 1 час.
  • Повторить деятельность в частях суток.
  • Знать различные виды часов.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях знания изменения времени.
  • Знать историю появления часов.

Развивающие:

— Развивать способность изучать и понимать окружающий мир, причинно – следственные связи явлений, познавательную активность, творческие способности.

Образовательные:

— Формировать навыки самостоятельности.

Роль родителей в реализации проекта:

— Сбор материала (о времени, часе, минуте …).

— Консультации «Время в нашей жизни».

— Оформление альбома «Время и моя деятельность».

— Изготовление реквизитов к играм «Часы», «Стрелки», «Циферблат».

Подготовительный этап.

— Подбор материала о времени.

— Рассматривание рисунков, фото о времени.

— Просмотр видеоматериала.

— Знакомство с литературными произведениями:

— Изготовление пособий к играм о времени «Время вокруг нас».

— Использование игр:

Дидактические игры: «Кто когда спит?», «Найди свой день», «Что я люблю делать утром, вечером», «Время суток», «Спираль времени».

Подвижные игры: «День и ночь», «Найди соседей», «Солнышко и дождь», «Кто знает, пусть дальше называет», «Зеркало времени».

Основной этап.

Презентации родителей:

— История солнечных часов.часы

— История цветочных часов.

— История Кремлёвских часов.

— История песочных часов.

— Современные часы в наше время: наручные, настенные.

— Конструирование из «Лего» конструктора «Мои часы».

— Аппликация «Подарки для родителей» — «Волшебные часы».

— Рисование «Я в магазине часов».

Ход проекта.

 Дети входят в зал, где есть макеты часов и звучит музыка часов (бой, тиканье…).

Воспитатель:  Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем «течет» время всегда только в одном направлении – от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задерживать или остановить. Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой – рекой времени.

Воспитатель: Ваши родители  тоже подготовили сообщения о времени.

1 родитель: Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Основные единицы измерения времени: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, век (столетие). Так же для измерения времени используют такие единицы, как квартал (три месяца) и полугодие (шесть месяцев). Для измерения времени используют часы, секундомеры, хронометры и т.д.

2 родитель: Время – это значение, помогающее понять, когда случилось одно явление или факт касательно иного явления или факта; то есть точно зафиксировать, на какой промежуток (числовой отрезок) первое явление или факт последовало прежде или позже второго явления или факта.

3 родитель: Время – это несуществующая, но обязательная величина, необходимая для упорядоченности событий. По правде говоря, время создают люди своими делами и мыслями. Понятие времени нужно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, зная, что когда произошло. Интересно, что настоящего времени как такового не существует, точнее говоря, настоящее время равно абсолютному нулю, потому что будущие события быстро, молниеносно превращаются в прошлое, поэтому говорят, что время не стоит! Поэтому свои дела надо планировать так, чтобы можно было гордиться прошлым.

Воспитатель:  Давайте немного поразмышляем о времени. Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение. Когда это бывает? Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: «Счастливые часов не наблюдают».

Но случается и так, что! вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время, словно замедляется. «Скучен день до вечера, если делать нечего» — заметили люди.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете? («Время дороже золота», «Время ни за какие деньги не купишь»).

Воспитатель: Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.

Воспитатель вносит часы – макет.

Родители зачитывают текст.

1 родитель: Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.

Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит ровно один час. Эта стрелка называется часовой.

  1. родитель: Час – производная единица времени, обозначает ч., h. 1 ч = 1/24 сут. = 60 мин = 3600 с. 1 ч среднего солнечного времени = 1,02273791 ч звездного времени. 3. Родитель: Час – в России старинная путевая мера, равная 5 км.

Выходят дети: минутная и секундная стрелка, циферблат.

В каком же направлении движется часовая стрелка?

Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.

У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее, тоньше часовой и движется в 60 раз быстрее. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут!

Минута (от лат. minutes – маленький, мелкий) – внесистемная единица времени; обозначает: мин. 1 мин = 60 с = 1/60 ч = 1/1440 сут.

Стихотворение «О минутной стрелке».

Минутная стрелка –

Ты часовой сестра.

Минутная стрелка –

Длинна ты и быстра!

Отсчитывать минутки –

Это ведь не шутки!

Стихотворение «Часовая стрелка».

Стрелка часовая

Идет за часом час,

Не спеша, не отставая,

И ведет с собою нас.

Посмотрите-ка на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка? В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.

Какое движение называется движением против часовой стрелки? Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.

Направление движения по часовой стрелке – это движение направо, а против часовой стрелки – налево.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд – это 1 минута.

Секунда – секунды (лат. secunda, букв. вторая, следующая) – единица времени, равная одной шестидесятой части минуты. Маятник часов равномерно отбивал секунды. Очень малый промежуток времени, один момент (разг.). Подожди одну секунду. Сию секунду (см. сей).

Секунда – 1/60 минуты (см. минута в 3 знач.; обозначается на письме значком » вверху цифры справа; науч.). Угол в 40о25’14’’.

Воспитатель: Знаете ли вы, из чего складываются сутки?

(Ребенок читает стихотворение).

   Стихотворение «Что такое сутки?».

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки – это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,

Во дворе играют дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым –

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лег на плечи –

Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой.

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки – это день и ночь.

Воспитатель:  Можно ли сутки разделить на 4 части?

Игра «С утра до вечера».

Воспитатель раскладывает картинки с разными частями суток. Дети выкладывают по очереди сюжеты картинок утро, ночь.

Воспитатель: А сейчас посмотрим фильм об истории часов. (Просмотр фильма с комментарием).

Солнечные часы.

Самые древние и распространенные часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Они были гениально простыми: воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были даже часы, которые условно можно назвать карманными; их нашли при раскопках древнего города. Эти солнечные часики, сделанные из посеребренной меди, имели форму окорока, на котором прочерчены линии. Шпилем – стрелкой часов – служил свиной хвостик. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.

Цветочные часы.

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Природные или живые часы.

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра.

Часы с кукушкой.

Часы с кукушкой. В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его проекте. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

Кремлевские куранты.

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые часы на Спасской башне появились вначале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок – серебряный кубок и в придачу к нему атлас, меха соболей и куниц. Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводках до Кремля. Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.  Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. «Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени. (Л. Колодный). 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом! Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени. Механические часы изобрел в XVII в. Ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они, верно, служат нам. Во втором десятилетии XX в. Появились электронные  и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

Напольные часы.

Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Будильник.

Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене — настенными.

Воспитатель: А сейчас вы вместе с родителями смастерите часы. (Выполнение работ). Оценку проводит жюри.

Воспитатель: Ну, вот и все наше необычное путешествие закончилось. Я желаю, что бы время у вас было счастливым и радостным!

 

Планирование работы с детьми старшей группы в рамках познавательно — творческой проектной деятельности «Что такое время или учим часы».

 

1. Организационный этап проекта (октябрь — ноябрь).
Мероприятия
1.Методическая и художественная литература. Воспитатели, родители.
2. Информация для родителей «Как вы используете время?». Родители, воспитатели.
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Воспитатели.
4. Пособия к проекту. Воспитатели, родители.
5. Определение тематики бесед. Воспитатели
6. Планирование бесед к проекту Воспитатели
7. Сбор информации. Воспитатели
8.Разработка сценария презентации. Воспитатели
9. Подбор музыкального репертуара. Музыкальный руководитель, воспитатель.
 2.Реализация проекта (ноябрь — март).
месяц Организованное обучение Взаимодействие с

родителями

Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная детская деятельность
ноябрь Беседа «Часы».

 

 

 

 

Беседа «Что я делаю вечером?».

Просмотр книг с изображением временных изменений.

 

 

Рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Время».

 

 

Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Д/и «Мое утро».

 

 

 

 

Обсуждение с детьми «Часы у вас дома».

 

 

Рассматривание фото.

 

 

 

 

Раскрашивание картинок из серии «Сутки».

 

Аппликация из цветной бумаги «Часы».

 

 

П/и «День и ночь».

декабрь Беседа «Если бы все время было утро».

 

 

 

НОД  «Сутки».

Фотографируют детей рядом с часами. Чтение художественной литературы: «12 месяцев». С. Маршак.

 

 

Заучивание стихотворений о часах и времени, днях недели.

 

 

 

 

 

 

Лепка на тему «Будильник».

 

 

 

Сюжетно – ролевые игры: «Минутки».

январь Беседа – рассуждение «Что случиться, если…».

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД «Дни недели».

Просмотр мультфильмов о часах и времени: «Часы с кукушкой», «Часики», Фиксики – часы», «Грузовичок Лёва и будильник». Изготовление игр: «Я гуляю».

 

 

 

Отгадывание загадок о времени и часах.

 

 

Поучительная сказка: «Сказка о потерянном времени».

 

 

 

Чтение художественной литературы: «Золушка». Ш. Перро.

 

 

Дидактические игры

«Кто больше знает?».

 

 

 

Аппликация: «Разноцветные часики».

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно – ролевые игры: «Мама идет на рынок».

 

 

февраль НОД  Тема: «Знакомство с календарем и его видами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Что такое время? Из каких элементов состоит время?»

 

 

Изготовление альбомов «Часы в нашей семье».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы: «Сказка про часы». Ирис Ревю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настольный театр-сказка: «Мишкин день».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание  кроссвордов с ключевым словом «Сутки».

Рисование на тему:  «Волшебные часы — Пик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно – ролевые игры: «Приходите вечером».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование на тему: «Я гуляю вечером возле дома».

 

 

 

 

 

 

 

 

март НОД  Тема: «Учимся определять время».

 

 

 

 

Беседа — экзамен: «Назови и определи по признакам».

Изготовление костюмов.

 

 

 

 

 

Просмотр мультфильма: «Делу  время».

 

 

 

 

Викторина: «Поезд во времени».

 

 

 

Дидактические игры: «Назови день недели»,

«Почемучка».

 

 

Отгадывание  кроссвордов с ключевым словом «Утро».

 

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости».

 

 

Игры с конструктором: «Доделай часы».

 

3 этап — презентация

Содержание деятельности

  1. Создание выставки «Часы».
  2. Рассказы об истории возникновения часов.
  3. Выставка рисунков «Часы и время».
  4. Презентация альбома » Часы будущего».

 

Используемая литература:

  1. Т. А. Шорыгина “Точные сказки”. М.; Книголюб 2005 год.
  2. Т. И. Тарабарина “Детям о времени”. Ярославль; “Академия развития” 1996 год.
  3. Т. И. Рихтерман “Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста”. М.;”Просвещение” 1982 год.

Авторы:  Горбань О. П., Чернова Л. Н.,
МБДОУ № 2 «Искорка»
г. Протвино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website