«Дары осени» Конспект образовательной ситуации.

«Дары осени»

Конспект образовательной ситуации в технологии деятельностного метода с использованием интерактивного оборудования для детей старшего дошкольного возраста.

Дары осениПостроение логических цепочек, различение общего и частного, целого и части, установление закономерности и причинно-следственной связи. Ознакомление детей с новыми видами фруктов и овощей.

Подготовили воспитатели Коновалова Елена Борисовна, Новикова Ирина Александровна, Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Лесная сказка», п. Лонгъюган Надымского района Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

Скачать презентацию «Дары осени»

Образовательная область: Познавательное развитие

Форма работы: Ситуативная беседа

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, Коммуникативная

Задачи:

  • Учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи. Познакомить детей с новыми видами фруктов и овощей.
  • Развитие речи: Учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Организация развивающей среды:

  • Демонстрационный материал (Игрушка Еж, корзина с овощами и фруктами – муляжи)

Предварительная работа: Рассматривание альбомов по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»; Сюжетные игры в «Магазин» с использованием муляжей овощей и фруктов.

Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

В группу входит воспитатель с полной корзиной овощей и фруктов, в руках у него сидит ежик.

— Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?! (дети радостно говорят, что это ежик)

Дети подходят к воспитателю, рассматривают гостя и корзину. Воспитатель спрашивает у детей, о том, зачем к ним в гости пришел ежик и зачем он принес такую большую корзину с гостинцами? Выслушивает все предложения детей.

— А давайте не будем гадать и спросим у самого ежика, зачем он к нам пожаловал из леса в самые последние дни уходящей осень.

Ежик вежливо здоровается с ребятами и рассказывает им о том, что он и его друзья, лесные жители, всю осень собирали дары, которыми их щедро одарила природа и вот они хотят с нами поделиться ими. Но пока ежик бежал к нам, то он забыл, как эти гостинцы называются и  что ему наказывала белочка и сова приготовить из этих даров осени.

— Ребята, давайте поможем ежику вспомнить, что он нам принес в подарок.

Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о фруктах и овощах, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание и речь.

Дети подходят к столу, на котором стоит два больших подноса, на одном нарисован любой знакомый детям овощ, на другом фрукт. Воспитатель ставит корзину с гостинцами на стол, предлагает детям рассмотреть, что находится в корзине и поиграть в игру «Что это: овощ или фрукт?»

Дети по одному вытаскивают из корзины муляж и говорят его название и относят либо к овощам, либо к фруктам и сортируют по разным подносам.

— Молодцы, ребята! Справились с заданием, назвали все овощи и фрукты и правильно разложили их по группам Овощи, Фрукты.

— Но посмотрите в корзине остались еще гостинцы! (на дне корзины лежат не знакомые для ребят овощи и фрукты)

Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети достают оставшиеся муляжи овощей и фруктов, рассматривают их, пытаются вспомнить их названия и соотнести по группам. Воспитатель дает возможность детям пофантазировать с названиями, поделиться своими догадками между собой.

— Судя по вашим сказочным названиям, Вы точно не знаете, как называются эти оставшиеся гостинцы в корзине? Как нам тогда поступить? Как помочь ежику узнать что это?

Выслушиваются все ответы детей. Если дети затрудняются сказать, что нужно сделать, то воспитатель подталкивает их на то, что если мы не знаем что-то, то нужно об этом где-то узнать. Где? (предположения детей)

         — Правильно, нужно прочитать об этом в книге (энциклопедии), но мы еще маленькие и не умеем читать, поэтому нужно попросить об этом взрослого. (воспитатель делает акцент на себя)

— Ребята, но ежику нужно возвращаться в лес, а значит у нас нет времени на чтение познавательных книг, поэтому я вам сама расскажу об этих овощах и фруктах.

Открытие нового знания

Дидактические задачи: организация подводящего диалога воспитателя с детьми, направленного на открытие нового знания.

— Дети, давайте посмотрим на доску и вспомним какие овощи, и фрукты вы доставали с корзины. (на интерактивной доске появляется Слайд 1,2)

Воспитатель показывает картинку с овощем или фруктом, называет его и соотносит к той или иной группе, вспоминая о том, что овощи выращивают в огороде (они растут на кустике или в земле), фрукты в саду (на деревьях).

После воспитатель показывает картинки с незнакомыми овощами и фруктами, как они выглядят и где они произрастают, проговаривает их названия и подводит детей, к тому, чтобы они самостоятельно отнесли их к той или иной группе, на основании предыдущих слайдов 1,2. Если у детей возникают трудности с выводом, то еще раз показать слайды 1, 2 и акцентировать внимание на том, как и где, растут овощи и фрукты. (Слайд 3)

— Молодцы, ребята, вы сами узнали, что тыква это овощ, а слива и киви это фрукты, на основании картинок с изображением как они растут. Теперь мы уж точно знаем, какие овощи и фрукты принес нам ежик.

— Ежик, а ты вспомнил, зачем принес нам корзину с гостинцами? (Ежик вспоминает, что белочка и сова наказали ему передать, что из этих гостинцев можно сварить компот на зиму, борщ и еще много чего вкусного и полезного)

— Ребята, а давайте покажем ежику, что мы знаем как варить компот. (дети читают стихотворение и делают соответствующие движения)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот,

Будем яблоки крошить,

Будем груши мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Ежик благодарит детей за то, какие они молодцы, что помогли ему все вспомнить и прощается, так как ему пора обратно бежать в лес, к себе домой.

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: формировать умение детей с помощью взрослого и самостоятельно применять усвоенные знания для решения новых задач.

— Ребята, давайте с вами поиграем в игру  «Четвертый лишний» и посмотрим, как Вы запомнили, что такое овощи и фрукты, как они называются. (к интерактивной доске по одному выходят дети и играют в игру; на каждого ребенка по одному слайду. Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

— Вижу, что все справились с заданием, а теперь давайте будем отгадывать загадки, и узнаем про какие овощи и фрукты нам хотел рассказать автор этого стихотворения. (на доске Слайд 10, при правильном ответе детей воспитатель нажимает на звездочку и появляется ответ в виде картинки, если ответ не верен, то дети думают еще раз)

Поздним летом в огород собирается народ,

Зрел все лето урожай, что собрали, отгадай:

Здесь весною было пусто, летом выросла  КАПУСТА,

Собираем мы в лукошко очень крупную КАРТОШКУ,

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка СВЁКЛА.

Из земли за чуб плутовку тянем сочную МОРКОВКУ,

Помогает деду внук, собирает с грядок ЛУК.

Вот зеленый толстячок, крупный гладкий КАБАЧОК,

Очень сочны и красивы, выросли на ветках СЛИВЫ,

Для Ванюши и Катюши соберем в корзину ГРУШИ,

Для Сережи и Марины собираем МАНДАРИНЫ,

Для начинки в пироги набираем ЯБЛОКИ.

Вот и все хоть и устали, урожай мы весь собрали!

 

Воспитатель хвалит детей за то, что они правильно отгадали все овощи и фрукты, которые спрятал автор в своем произведении.

— А сейчас мы с вами будем варить компот и борщ как этого хотели белочка и сова. (к интерактивной доске по одному выходят дети и играют в игру; на каждого ребенка по одной картинке с фруктом или с овощем, если ребенок касается правильной картинки, то она отправляется в кастрюлю, если нет, то ничего не происходит Слайд 11, 12)

 Осмысление (Рефлексия)

Дидактические задачи: побуждать детей к осмыслению своей деятельности; восстановить в памяти детей то, что они сегодня делали в сложившейся ситуации.

Воспитатель хвалит детей за хорошую игру, собирает вокруг себя, чтобы подвести итоги.

— Ребята, давайте вспомнить, что сегодня с нами произошло? Кому мы сегодня помогли? Что, по вашему мнению, для вас было легко, а что трудно?

Выслушиваются все мнения детей, и воспитатель делает вывод: сегодня мы узнали, что есть еще новые фрукты и овощи, о которых мы ни чего до этого времени не слышали. Мы помогли ежику вспомнить, что такое овощи и фрукты и что можно из них  приготовить.

 

Список литературы

  1. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2012. – 262 с.
  1. Модели комплексно-интегирированных занятий с детьми 1,5-7 лет / сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2011. – 137 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website