«День оленевода»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

День оленеводаПодготовила Ахтариева Резида Расимовна музыкальный руководитель I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска.

Задачи:

Развивать познавательные способности через обобщение представлений детей о проведении праздников в стойбище оленеводов.

Совершенствовать развитие физических качеств: силу, быстроту, ловкость, выносливость; упражняться в беге, прыжках, метании.

Вызвать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.

Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера его истории.

Предварительная работа:

1.Знакомство   с   праздниками   народов   Севера: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник Оленеводов».

2.Знакомство с национальными играми:

—  «Ловля оленей»;

— «Ручейки и озера»;

3.Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой.

4.Подготовка костюмов, оборудования.

Оборудование:

  1. Фонограмма музыки Северных народов.
  2. Чум.
  3. Коми национальный костюм
  4. Ориентир – 2 шт.;
  5. Модель нарт  (шириной 30-40см, высотой 20см – 4шт);
  6. Макет оленя -2шт; обручи малые  – по количеству участников;
  7. Палки для перетягивания – 3шт;

Действующие лица:

Хозяин чума — оленевод: взрослый в национальном костюме.

День оленевода

2 слайд.

Зал празднично украшен, экран, на который проецируются фото — слайды природа Коми  в разное время года. В левом углу стоит чум.

3 слайд.   Звучит вступление к фонограмме «Гажа улича» (2)

Дети входят, взявшись за руки, идут по кругу, становятся в хоровод.

Исполняют хоровод «Гажа улича».

Садятся на стульчики.

Вед: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на праздничной встрече посвящённому Дню Оленеводов.

Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов. Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют.

Песня в исполнении взрослых.

4 слайд – Олень.

Вед. Расскажу вам немного о празднике оленеводов. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.

Начинается праздник бегом оленьих упряжек.

       В белой тундре, где снега,

Он растил свои рога –

  Гордый северный олень!

     Царь всех северных зверей.

Хотите вы принять участие в празднике?

Дети: Да.

Вед: Ну, тогда давайте отправимся в стойбище оленевода Андрея. Мы туда отправимся  на оленьих упряжках.

5 слайд.                    Фонограмма «Увезу тебя я в тундру» (3).

Эстафета «Оленьи упряжки»

Две команды по 6 человек, 3 из которых – олени, 3 – оленеводы. Задание: обежать препятствия, вернуться к своей команде.

Участвуют две команды по шесть человек. Первый участник — «Олень». Он надевает на себя вожжи. Остальные дети — «каюры». Сначала бежит первая упряжка, обегая различные препятствия — «сугробы» (мягкие моду-ли, перепрыгивая через «ров» (бревно, и возвращается к своей команде; затем бежит следующая упряжка. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.

6 слайд.                      Фонограмма «Музыка Севера» (4).

Дети поворачиваются к чуму, подходят ближе и присаживаются на колени.

У чума  сидит хозяин – оленевод.

Вед: Здравствуйте, уважаемый  Андрей!

Оленевод Андрей: Здравствуйте мои маленькие друзья! Добро пожаловать в мое стойбище! Очень рад видеть гостей на нашем празднике оленеводов!

Хочу вам сегодня рассказать, как проводился праздник Оленеводов в нашем стойбище. Во время этого праздника все стараются показать свою силу и ловкость. Особенно оленеводы  любят состязаться в  прыжках через нарты, метание тынзян — аркана,  в беге на оленьих упряжках, в борьбе на палках.

Ребята, я  тоже был молодой и ловкий, участвовал в празднике оленеводов и занимал первые места и в охоте на оленя и через нарты прыгал быстрее всех, и в борьбе на палках был самый сильный, теперь бы я  хотел посмотреть какие вы ловкие и сильные.

Вед: Для этого вам нужно, разделится на две команды. Команду «рыболовов» и «оленеводов».

Дети распределяются по командам встают возле ориентиров.

Вед: Кто на своей голове лес носит? (олень)

Оленевод Андрей: Каждый ребенок в стойбище должен уметь поймать оленя.

Вед: Ребята вы готовы показать Андрею как вы умеете метать тынзян — аркан. В этом состязании вы должны проявить свою ловкость, сноровку и как можно больше забросить тынзян — аркана на оленя.

7 слайд                             Фонограмма «Коми мича»(5).

ловец оленейИгра «Ловкий оленевод».

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются лицом к оленю на расстоянии 3-4м от него. Поочередно они набрасывают  на оленя обруч, стараясь накинуть его  на него. За каждый удачный бросок оленевод получает флажок (фишку). Выигравшей считается команда, которая большее число, обручей накинет на оленя.

Оленевод Андрей: Я обладал в молодости сказочной силой и мог без остановки прыгать через нарты-сани, сейчас хочу посмотреть, кто из вас   справится с заданием быстрее и лучше.

Вед: Ребята следующее состязание на силу и быстроту, вы должны друг за другом прыгать через нарты — сани.

8, 9 слайд.                       Фонограмма «Коми муын»(6).

Игра «Нарты-сани».

перетягивание канатаКоманды строятся за линией старта. Двое первых игроков бегут и перепрыгивают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м, ширину 30-40см, высоту 25см. Выигрывает  команда, которая быстрее прибежит и не заденет нарты. 

Оленевод Андрей: Свою силу испытывали оленеводы в борьбе на палках. Состязались самые сильные.

Вед: Следующее состязание борьба на палках, приглашаются мальчики

10 слайд.                             Фонограмма «Ленок»(7).

Игра «Борьба на палке».

Два игрока из разных команд садятся по обе стороны прочерченной на полу линии лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног в ступни соперника, они начинают перетягивать друг друга на свою сторону. Выигрывает игрок, перетянувший другого игрока или приподняв соперника от пола.

Оленевод Андрей: После состязаний все веселились, а дети любили играть.

Солнце растопило снега, потекли ручейки в озера. Так появилась игра «Ручейки и озера».

Вед: Ребята становись на игру.

Дети распределяются на четыре колонны.

11 слайд.                          Фонограмма «Звук ручья»(8).

Игра «Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Оленевод Андрей: Молодцы ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями! У нас получился отличный праздник Оленеводов!

Вед. А чтоб праздник был еще веселее ребята исполнят хоровод.

12 слайд.                      Хоровод «Марья моль» (9).

Вед. И взрослые не отстают от детей.

13 слайд.                         Танец с платками (10).

Оленевод Андрей: Молодцы! Гостей положено угощать.

хор бабушек

14 слайд.         Оленевод и дети подходят к чуму. Оленевод достает из чума  приготовленную связку «рыбы»(11).

Оленевод Андрей: Примите мои угощенья!

 Вед: Ребята поблагодарите Андрея за угощенье! Нам пора возвращаться в детский сад!

15 слайд.                                   Звучит музыка (12).

Дети поворачиваются и уходят из зала.

Литература.

  1. Дети танцуют и поют./ Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988г.
  2. Легенды и сказания народа коми. Альбом репродукций графических работ В.Г. Игнатова, 1985г.
  3. Мифы, легенды, предания коми народа / Сост. П. Ф. Лимеров.- Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2012 г.
  4. Осипов А. «О коми музыке и музыкантах», 1969г.
  5. Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.
  6. Скляр И. Г. Коми народные танцы / И. Г. Скляр, П. И. Чисталев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990г.
  7. Интернет ресурсы – Google