Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол

БаскетболИнструктор по физической культуре Бекина О.Д. МБДОУ «Детский сад № 47 «Лучик» Тамбов

Игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры – определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются: правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные действия. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Важнейшим принципа отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей школьного возраста является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям на уроках; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действий должны обеспечить соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груд, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

В начале основной задачей является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуется игра: «Играй, играй мяч и не теряй» (см. Приложение). Нужно добиться, чтобы детям понравилось занятия с мячом, чтобы после игры они оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть. Веселье, смех – неизменные спутники ребенка.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сборку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать, и в дальнейшем сохранять стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При это ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся на уровне туловища.

После того как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками стоя на месте, а затем с выходом на встречу летящему мячу, в стороны, назад и т.п.. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Он старается прижимать мяч к груди, а когда не успевает это сделать, мяч летит прямо в лицо. Летящий мяч необходимо встретить руками возможно раньше. Кстати с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместится мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть амортизирующим движением.

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Параллельно в ловле мяча необходимо обучать детей передаче мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Детей следует учить передавать мяч из правильной стойки, держа его руками на уровне груди. Они должны описать мячом небольшую дугу вниз, затем на грудь, и разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибаю руки. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить вдоль туловища, что нужно стараться бросать на уровне груди партнера и мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча, дети приучаются передвигаться по площадке на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласовано с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто его теряют. В результате системного обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, передвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направления движения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей школьного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

Передача мяча и броски его в корзину являются сходной по своей структуре движениями. Детей следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок игрок должен описать небольшую дугу вниз и на себя и выпрямляя руки вверх, направлять мяч цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не уводили локти в сторону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website