Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Введение

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у воспитанников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других воспитанников. В процессе повседневной работы с воспитанниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно — образовательной работы. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, хотелось бы вспомнить, что такое здоровье. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний.
В настоящее время значительно возросло количество воспитанников с плохим здоровьем, появляется все больше воспитанников с простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Тема здоровья воспитанников сегодня волнует всех.
У воспитанников формируются: навыки по соблюдению чистоты  рук, лица, навыки  культуры в еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с  другом и с взрослыми. И для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу, поэтому для успешного формирования культурно-гигиенических навыков следует:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Овладение воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Объектом исследованияявляется процесс формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.
 Предметом исследования – организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного  возраста.
Гипотеза исследования: овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Я  считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день, ведь культура поведения — это показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, — уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности, — важнейший показатель культуры.
Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания детям в этом направлении.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности.
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности.

2.Теоритические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов в детском саду.
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1.Формировать умения овладевать культурно — гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
2. Развивать предпосылки к трудовой деятельности.
3.Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
4. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.
5. Во время еды учить воспитанников правильно держать ложку.
6. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Побуждать воспитанников к самостоятельности.
7.Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно — гигиенических навыков.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать воспитанникам разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.

 2.Значение  культурно-гигиенических навыков для  детей  младшего дошкольного возраста.
Основой полноценного физического развития воспитанника дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков  направлено на укрепление здоровья воспитанников. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
По мере усвоения культурно — гигиенические навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре воспитанники отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок  так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре воспитанники имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно — гигиенических навыков : одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, воспитанники знакомятся с собой. Воспитанник начинает обращать  внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для воспитанников естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Воспитанники испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия самостоятельно и когда это подтверждается соответствующей оценкой воспитателя. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим его к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный.
Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

3. Методика воспитания  культурно-гигиенических навыков для  детей  младшего дошкольного возраста.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитателей.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание воспитанникам младшего возраста отводится больше, чем детям более  старшего возраста.
У воспитанников младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатели показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Воспитанникам становится понятна целесообразность требований воспитателя. На начальной стадии навыка особенно важен контроль. По мере приобретения навыка непосредственная помощь воспитателя сокращается, а доля самостоятельного участия воспитанника увеличивается.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены. Дети, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример.  Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Очень полезно вовлекать воспитанников в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Кукла Наташа хочет спать», «Умывание куклы». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет воспитанникам глубже понять окружающий мир. Они воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанник был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.
Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены воспитанником, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья растущего человека. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В младшем возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую  целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Навыки у воспитанников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы воспитанникам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).
Овладение  воспитанниками правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они  должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются воспитанникам в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у воспитанников, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

4.Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в младшем дошкольном возрасте — становлением необходимых и соотносящих действий. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: ребёнок кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, правильно одевает одежду. Воспитатели должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх воспитанник отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.  Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. После того как воспитанник  научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Для воспитанников  этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие воспитанники  еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода, детей по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия воспитанника все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

3.Заключение
К первоочередным задачам воспитания младших дошкольников  следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить воспитанника действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому воспитаннику трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь его от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у него уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к воспитаннику, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения.  Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
В процессе моей работы были замечены такие изменения: воспитанники стали самостоятельно одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых, правильно стали сидеть за столом, хорошо держат ложку, стараются кушать аккуратно. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками.
Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

 4.Список используемой литературы

  1. Жукова Р.А. Трудовое воспитание.- Волгоград: ИТД «Котофей», 2010.-96с.
  2. Меремьянина О.Р.Вместе с куклой я расту.- Волгоград: Учитель, 2013.-221с.
  3. Пашкевич Т.Д.Социально — эмоциональное развитие детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014.-123с.
  4. Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир.- Волгоград: Учитель,  2013.-167с.
  5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. — Москва: ВАКО, 2013.-240с.

 

Приложение N 1
Потешки для формирования культурно-гигиенических навыков
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки-
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
***
Буль-буль-буль!
Журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица,
Вот как мы умеем мыться!
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
***
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи,
Сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу- на ладошках,
На щеках- картошку,
На носу морковь взойдет!-
Будет целый огород!
***

 

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Носик, носик! Где ты, носик?
Ротик, ротик! Где ты, ротик?
Щёчка, щечка! Где ты, щёчка?
Глазки, глазки! Где вы, глазки?
Будут чистыми ребятки!
***
Не жалела Таня мыла,
Мылом тёрла куклу Зину.
Зина, больше не шали,
Свое платье не грязни.

 

Приложение N 2
Дидактические игры и упражнения
«Умывание куклы».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки; закреплять умение выделять и назвать части тела человека; активизировать в речи детей слова: лицо, шея, зубы, руки, мыло, полотенце.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание  с детьми ситуации (сопровождение чтением потешки).
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько,
Чисти зубки- будут белы.
Ушки мой, не забывай!
Воду ты не проливай,
Сухо ручки вытирай.
«Поможем Андрюше и Маше найти свои вещи и оденем их на прогулку».
Цель: формирование у детей представление об образах мальчика и девочки; закрепить знания о предметах одежды для мальчика, для девочки; формировать умения назвать элементы одежды; последовательность одевания.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание  с детьми ситуации.

 

 «Кукла Наташа хочет спать».
Цель: развивать умения свободно называть предметы постельного белья и применять их по назначению, умению последовательно  застилать и расстилать постель.
Ход: дети по очереди застилают постель. Действия детей обсуждаются; проговариваются названия постельных принадлежностей и последовательность застилания постели. Игру можно сопровождать чтением стихотворения С.Маршака «Усатый, полосатый» (отрывок)
…Вот тебе под спинку-
Мягкую перинку.
Сверху на перинку-
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки-
Белые подушки.
Одеяльце на пушу
И платочек наверху.
Дети помогают кукле «раздеться», готовят её ко сну.
«Причешем кукол».
Цель: формирование культурно гигиенических навыков.
Ход: рассказываю детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить  и им причёски.

«Накроем праздничный стол для кукол».
Цель: научить детей называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учить правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками.
Ход: создание игровой мотивации, что сейчас к нам придут гости. Приглашение куклы с подружками на чай. Чаепитие сопровождается чтением стихотворения:
Пейте, куколки, наш чай.
Чай душистый, ароматный,
вкусный, сладкий- вот какой
Для гостей напиток мой!

Приложение N 3
Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во  второй младшей группе.
Образовательная область: «Познание»
Программное содержание.  Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Оборудование: кувшин с водой и тазиком, над которым надо будет лить воду, полотенце, расчёска, зеркало, письмо; мягкие игрушки: собака, утёнок, котёнок, свинья.
 Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»; разучивание потешек о формировании культурно- гигиенических навыков; беседы о здоровом образе жизни.
Ход занятия:
Дети входят в группу, приветствуют гостей. Образуют круг. Подвижная игра с речевым сопровождением «Не хотим мы больше спать»
В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.
Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно(поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх).
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули(выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам).
Разбудил нас бег на месте(бегут на месте).
К ванне побежали вместе (руки на поясе приседают).
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались(выполняют круговые движения ладонями около лица).
Причесались аккуратно(гладят ладонями голову от макушки к вискам).
приоделись все опрятно(выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки).
Не  хотим мы больше спать, будем весело играть( руки на поясе приседают, хлопают в ладоши).
-Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики.(дети садятся)
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышло солнышко опять.
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышла Катя  погулять.
(выходит девочка-замарашка, взлохмаченные волосы, грязная. В руках у неё мяч, она читает стихотворение «Мой весёлый, звонкий мяч…»)
В: Вот так Катя, вот так Катя. Ты забыла умыться что ли?
Катя: А что такого?
В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Катю, не узнали что ли?(воспитатель берёт в руки по очереди  мягкие игрушки и говорит за них )
Говорит собака Катя: «Гав, гав, гав. Ты б пошла умылась что ли, гав, гав, гав».
Катя: -Ну, вот ещё!
В: И сказала Кате утка: «Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря».
Катя: -Ну и подумаешь!
В: Предложила Кате кошка: «Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу».
Катя: Вот ещё!
В: Лишь свинья от смеха давится ( обнимает Катю за плечи, хрюкает). Как мне эта Катя нравится! Она красива, как и я.
Катя: Вот ещё! (делает вид, что убегает).
В: Вот так насмешили, чуть Катю не умыли.
-Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять? (ответы детей).-Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.
Воспитатель обращается к Кате: «Посмотри на себя в зеркало, ты наверно и умываться не умеешь?».
Катя: Не умею.
В: -Ребята, научим Катю умываться? (ответы детей).
-А что нужно, чтобы научить Катю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце).
Выносится  кувшин с водой, тазик, мыло, полотенце.
-Давайте представим, что перед нами настоящая раковина с умывальником.
Но что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).
-Правильно, нужно закатать рукава. Артём покажи Кате, как нужно закатывать рукава. А ты Катя смотри и делай как Артём.
Чтение потешки:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Рукава закатали, теперь покажем Кате, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.
-Альбина, покажи пожалуйста Кате, как ты моешь руки.
Воспитатель наклоняет кувшин  с водой над тазиком, помогает Кате умыться.
-Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую. А после этого смываем водой.
Чтение потешки:
Водичка, водичка, умой моё личико,
чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели.
Чтобы смеялся роток, чтобы кусался зубок.
-Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? ( стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).
-Артём, покажи Кате как надо стряхивать ручки.
-Вот теперь у нас Катя чистая, осталось её причесать. (помогаем Кате расчесаться).
Подводит Катю к зеркалу:
-Теперь ты Катя чистая и красивая.
Катя: Спасибо вам, ребята. Я поняла, как важно следить за своей чистотой — это полезно и красиво.
В: Мы рады, что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.
-А вы ребята, запомнили, как правильно умываться?
-Давайте ещё раз повторим.
Динамическая пауза:
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
-Вот какие мы чистые и красивые.
-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда  я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли письмо. А прислал её  главный  начальник по чистоте-Мойдодыр.
Найти ошибки.
«Полотенцем моют руки»
«Расчёской вытираются»
«Зубной щёткой намыливают тело»
«Мылом причёсываются» .
-Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр,  всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
-полотенцем (что делают?)…
-Расчёской…………….
-Зубной щёткой……………
-Мылом……………..
-Вот какое смешное письмо нам прислал Мойдодыр.
-А ещё он вам даёт советы:
«Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».
«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».
«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».
-Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!

Исполнитель: Санникова Светлана Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад N3» г. Прокопьевска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website