Формирование навыков культуры поведения и общения у детей в детском саду с учетом возрастных особенностей

формирование культурных навыковАнтон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении морального облика ребёнка.  Многочисленные исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности.

Автор: Карапетян Инга Николаевна, воспитатель, ГБОУ Школа №814 ДО № 798 г. Москва.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс к приобщению к материальным ценностям всего человечества и к конкретному обществу. Результатом процесса нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, влияющих на личность ребёнка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему.

Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении.

Одна из задач воспитания детей младшей группы — формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с воспитателем. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво со стишками-развивалками, играми, прибаутками. Куда лучше и веселее идет процесс, когда, помогая ребенку умываться, воспитатель приговаривает «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, и кусался зубок».

При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни — стремление к самостоятельности. На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Повторяя многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное, одевание, причесывание, мытье рук, прием пищи, аккуратное складывание одежды в шкафчик или на стул перед сном доставляют ребенку радость; дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Нужно мотивировать их тем, что для них в данный момент актуально. «Ребята, если мы быстро уберем игрушки по местам, то дольше погуляем». Также эффективны косвенные поощрения. «А, давайте кто вперед оденет колготки». Другой, также весьма эффективный способ – это использование игр с соревновательным характером. Например, команда мальчиков убирает игрушки на коврике. Команда девочек в зоне настольных игр. Кто быстрее?». Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей как культурно-гигиенических навыков, так и навыков культуры поведения. Если в начале все усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, делая акцент на самостоятельности ребенка, то в дальнейшем оценивается только результат действий.

Формирование навыков культуры поведения также происходит во время организованной образовательной деятельности. Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в основном эта деятельность должна проходить в игровой форме. Подобный подход обеспечивает хорошую двигательную и умственную активность малышей, лучшее усвоение материала. Это могут быть как слабо-подвижные игры, так и дидактические. Игра «Вежливые слова» — ребята становятся в круг и кидают друг другу мячик, при этом называя «вежливое слово». Если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает: «Как мы приветствуем друг друга?», «Если товарищ с тобой поделился, что ты ему ответишь?», «Почему вежливые слова называются волшебными?».

Показанные примеры воспитателем, его действия, советы, убеждения в результате постоянных повторов в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. И так как для ребенка ведущей деятельностью является игра, не надо забывать включать в режимные моменты игры, которые ярко демонстрируют культуру поведения. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша пришла в гости», «На приеме у врача» и т.д. В дальнейшем навыки, приобретенные в игре, используются в самых разнообразных жизненных ситуациях.

В конце года дети принимают участие в подготовке группы к летним каникулам. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства – коляски, автомашины, закрывают целлофаном поверхности. Привлекая детей к коллективному труду, воспитатель преднамеренно создает ситуации, помогающие ему в формировании навыков нравственного поведения. В этих ситуациях ребята учатся помогать и благожелательно относиться друг к другу, договариваются о разделении труда, болеть за качество общей, совместной работы.

С переходом в среднюю группу, на 4-ом году жизни, дети продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание уделяет формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице. Планируя работу, педагог особое внимание обращает на формирование таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность. Они помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. В это время педагог может поинтересоваться у ребенка какие добрые и плохие дела сделал, как можно исправить ситуацию завтра и т.д.

Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка. Например, можно использовать такую игру-упражнение, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести: если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то. (ответ детей); если ты залезешь на сиденье с ногами, то…; если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…; если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то…

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с «больными» куклами и в результате через 2-3 недели в большинстве своем овладевают навыки правильного пользования носовым платком и т.д.

Детей 5-ти лет воспитатель учит говорить спокойно, с уважением; заботливо относится к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполнять просьбы и поручения взрослых, дружелюбно напоминать сверстникам о правилах поведения, в общественных местах вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко.

Большое внимание в этом возрасте надо уделить воспитанию гуманных чувств у детей. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им, формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения. Учить приветствовать взрослых и ровесников, называть всех сотрудников детского сада по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать взрослого, сверстника.

Важно, чтобы дети выполняли правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Это происходит, когда у детей нет двойного стандарта – для тети и для себя. Когда он действует по правилу не потому что боится или так сказали, а потому что это значимо для него.

В старшей группе в возрасте 6 лет формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. Используются такие игры как «Каждой вещи — свое место», «Мои ощущения», «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Напоим Катю чаем».

У детей старшего возраста необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, с познавательным и отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным методом нравственного обучения в старшем возрасте становится этическая беседа. Этот метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Основная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.  И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников. Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям. Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

В подготовительной группе в возрасте 7 лет, основной задачей нравственного воспитания дошкольников является, прежде всего, закрепление, углублении и расширении всего того, что дети приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду.

В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными.

Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более прочно и естественно, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок вел себя в соответствии с нормами поведения не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке.

Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено на воспитании у детей потребности в соблюдении правил личной гигиены, в естественной взаимопомощи, в формировании волевых качеств, и накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения. Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей, начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада. Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания.

Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Например, в игре-драматизации «Хороший врач», можно предложить ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих ситуациях:

  • К врачу на прием пришла мама с мальчиком, который очень боится укола и плачет.
  • Перед кабинетом врача ругаются несколько больных;
  • Медсестра часто опаздывает на работу;
  • Медсестра плохо моет медицинские инструменты.

Затем ребенок выбирает одну ситуацию и придумывает небольшую сценку-диалог, которую воспитатель помогает, в случае необходимости, ему разыграть.

Очень нравится детям беседы, которые содержат тему «Учимся заботиться». Педагог помогает ребятам рассуждать как бы они поступили, проявили свою заботу в случае: если мама заболела; младший брат капризничает; день рождения у бабушки; папа вернулся с работы уставший; твой друг плохо поступил, твою сестру отругали родители. Применяя эти игры можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

Проводя анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной теме, становится понятным, что нравственное воспитание детей «красной нитью» прослеживается во всех видах деятельности детей, что освоение ими моральных норм и ценностей, выработка нравственных качеств происходит в игре.

 

Список используемой литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991 — с.207
  2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд. – М.: Академия, 1997.
  3. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение 1985 – с. 143
  4. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М., 1984.
  5. Буре Р.С., Година Г.Н., Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. -М.: Просвещение. – 1989.
  6. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. — М., 1998г
  7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. – М., — 1985.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
  9. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения. // Педагогический вестник. — №1. – С.94.
  10. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. – М.,1989.