Формирование первоначальных звуковысотных и ладовых представлений у старших дошкольников

Формирование первоначальных звуковысотных и ладовых представлений у старших дошкольниковВоспитание звуковысотного и ладового слуха – одна из важнейших и наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом. Именно на этом этапе обучения закладываются основы сознательного восприятия мелодии, формируются навыки интонирования, развиваются творческие задатки детей.

Методические рекомендации.

Данный раздел ставит следующие задачи:

  1. Воспитание навыка пространственного восприятия звуковысотной линии мелодии – восходящее и нисходящее направление, повторность, поступенность, скачки;
  2. Формирование в сознании детей рефлекторной зависимости слышимого и воспроизводимого мелодического образа, что является необходимой основой интонирования;
  3. Практическое освоение и осознание простейших проявлений ладовой организации – устойчивость, неустойчивость, тоника, тоническое трезвучие, мажорный и минорный лад.

Формирование звуковысотных и ладовых представлений осуществляется на основе специально подобранного песенного репертуара, который осваивается в следующей последовательности:

  1. Песни на одном звуке. На примере этих песен одновременно формируется точность интонирования отдельно взятого звука и расширение диапазона (песни поются от разных нот, но при этом возможность постепенно раздвигать певческий диапазон вверх и вниз от базового тона, что очень важно и эффективно для «гудошников»). При разучивании попевок на одном звуке отрабатывается верное звукоизвлечение, интонационная точность и ровность, распределение дыхания на всю фразу.
  2. Освоение V ступени. Формируется представление о тонической квинте, отрабатывается интонационный скачок с I на V ступень вверх и V на I вниз. Широкий интервальный скачок (в данном случае квинта) дает возможность эффективнее осваивать звуковысотность, так как определить на слух более высокий и более низкий звук в квинте гораздо легче, нежели звуки были бы рядом, особенно если у детей слабые начальные слуховые возможности. Кроме того освоение квинты формирует у детского голоса большую свободу, раскрепощенность и расширение певческого диапазона.
  3. Освоение II ступени. На примере песен, составленных из двух соседних ступеней (I и II) отрабатывается слуховое восприятие и интонирование соседних звуков, формируется ощущение целого тона, умение отметить момент перехода на новую ступень и направление этого перехода. Например: прибаутки «Лепешки», «Жук».
  4. Освоение III ступени. Происходит расширение поступенного движения, формируется ощущение III ступени как устоя. Например: прибаутка «Я иду и пою», «Ходит зайка». Осваивается скачок на тоническую терцию (сначала I – III, затем III – V ступени), формируется интонационно-слуховое ощущение перехода через ступень. На примере песен «Бубенчики», «Плясовая» осваивается тоническое трезвучие, сопоставление мажора и минора, устойчивость I, III, V по сравнению с неустойчивой II ступенью.

Большое внимание следует уделять развитию внутренних слуховых представлений. Например, узнавание знакомых песен, мелодический рисунок которых педагог показывает по наглядному пособию – лесенке.
Для развития творческой активности детей, а так же для более успешного закрепления навыков, рекомендуются следующие упражнения:

  1. импровизация ответных фраз на заранее выученный текст голосом;
  2. выполнение ребенком роли «учителя»: ребенок сам выбирает и загадывает группе знакомую песню, показывая её мелодический рисунок на лесенке.

Автор: Евгения Ворошилова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website