«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений о карте мира»

Доклад по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

мир вокруг детейПодготовила воспитатель Кергель Елена Сергеевна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41 «Березка» г. Балаково Саратовской области.

 

Любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов, нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать её, как губка, ведь только так происходит его развитие.

География закладывает важнейшую базу для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир — это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

Развитию у детей географических представлений способствует познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте», за основу взяли методику Н.А.Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

«Путешествие по карте» — развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Из этой цели вытекают следующие задачи:

  1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).
  2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
  3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
  4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. (зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.

Для таких игр в качестве постоянного материала нужны глобус и разные физические карты (карта полушарий, карта нашей страны, карта нашей области и т.п.)

Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Дети очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной карты. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями.

Дети узнают, как люди в разных странах мира используют окружающую среду для получения пищи, воды, топлива, строительных материалов и многого другого, что может дать природа. У детей появляются знания о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Также узнают, как связаны между собой различные части света, как общаются люди разных стран и континентов, как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга. Детей так же интересуют вопросы о том, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. Они начинают понимать какая «маленькая и хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы.

Дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и навыки наблюдений на местности.

Карты – очень важное достижение географии. На них можно видеть, где находятся разные страны, как выглядят реки, моря, горы и пустыни т.п. Карты помогают сравнивать разные места на планете, понимать окружающую нас природу, наглядно видеть и сравнить дальности расстояний, представлять или вспоминать собственные путешествия по миру и пр.

Начиная воображаемое путешествие, дети и воспитатель обсуждают и выбирают:

  1. Выбор пункта назначения.
  2. Выбор транспортного средства передвижения.
  3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
  4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
  5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
  6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

На начальном этапе изучения дети знакомятся с общими сведениями о том, что представляет собой земной шар, какие расположены здесь материки и океаны. Дети учатся различать сушу и воду, находить и показывать разные континенты и океаны.  Рассматривая карту, дети получают научные знания в доступной форме (например, горы – коричневые, вода — голубая, зеленый – лес, желтый – песок). Уточняют, что вода занимает большую часть земной поверхности, знакомятся с компасом. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Ребенку будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыскать их на карте и попробовать вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

Для знакомства с животным миром континентов используются различные пособия – атласы, карточки, иллюстрации, книги. Чтобы дети лучше запоминали животных, рассказывают о самых ярких представителях фауны, которые обитают только на данном континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида – пингвины, и т. д.). Закрепление знаний о животных происходит в игре при помощи дидактических игр таких, как «Угадай, кто, где живет?», «Чей дом» и другие.

При изучении стран вся информация о странах выдается по порядку: с начала с детьми находят месторасположение изучаемой страны на карте мира, рассматривают ландшафт (есть ли в этой стране горы и реки), рассматривают, какими океанами она омывается. Знакомятся с символикой страны (флаг и герб) — это расширяет кругозор, дети не только узнают флаги и гербы разных государств, но и  соотносят символы с символами  своей страны, знакомятся с историей их происхождения, учатся логически структурировать их по форме, цвету, изображению и т.д. Флаги и гербы каждой из стран уникальны, они помогают лучше узнать историю страны, культуру её народа. Это интереснейший материал для изучения мира.

Включается тема ознакомления с коренными жителями континентов, их национальными костюмами. Одежда — одно из ярких проявлений уникальности народа, его привычек и предпочтений. Знакомство с костюмами разных стран перед ребенком открывает двери великих культур. Дошкольники узнают, как велика наша планета, какие интересные народы ее населяют, знакомятся с культурой и историей народов мира, учатся понимать и уважать людей других национальностей.

Чтобы сделать игры-путешествия более привлекательными, используют разнообразный материал: презентации, художественную литературу, музыку, звуки природы.

Очень помогает запомнить изучаемый материал использование стихов из книги Андрея Усачева «Занимательная география».

Заброшена Австралия почти на край Земли,
Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.

Для игр — путешествий по карте целесообразно обращаться к событиям из художественных текстов. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу – Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину – Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном.

Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны.

Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. А сказка о приключениях капитана Врунгеля!

Путешествиям, как правило, сопутствует приобретение сувениров и памятных мелочей, запечатленные на фотографиях места и люди — яркие свидетельства пережитых эмоций и впечатлений. Иногда они становятся основой коллекции, которую так приятно принести в детский сад и всем показать и рассказать о её экспонатах.

Постепенно в ходе таких игр-путешествий карты «оживают» — заполняются линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками — «метками» частей света (животные, растения, люди, их жилища).

Познавательный процесс не ограничивается только непосредственной образовательной деятельностью и играми. В группе можно создать уголок географии, где ребенок всегда может нарисовать что–то по интересующей его теме, использовать тематические «раскраски», покрутить глобус и «колесо чудес», изучить карту мира, поиграть с «говорящим плакатом» и в настольные игры. Для этого выставляются книги, пазлы, настольные игры, пособия, атласы, альбомы и иллюстрации по географии для свободного пользования в любое время. Это может происходить до тех пор, пока ребенку будет интересно.

Детям очень нравятся яркие изображения, а если, они содержат в себе тайный смысл – это вдвойне интересно. Чем больше интересной и познавательной информации получит дошкольник, тем больше открытий совершит его мозг в раннем возрасте!

Список использованной литературы

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  2. Занимательная география. Россия. Европа: Стихи – СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2013. – 56 с.: ил. – (Весёлые уроки профессора АУ).
  3. Колпакова О.В. Занимательная география. Издательство Белый город. – 2012 г.
  4. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/ina-vjacheslavovna-dmitrenko/metodicheskaja-razrabotka-geografija-v-dou-put-poznanija-okruzhayuschego-mira.html
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/forma-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-puteshestvie-po-karte.html
  3. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/103679/