«Играем в театр»

Творческий проект для детей старшей группы

играем в театрАвтор: Боровинская Наталья Андреевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 «Калинка» комбинированного вида» города Северодвинска Архангельской области.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Здесь ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Дети учатся говорить литературным языком, запоминают последовательность развития сюжета. Обращают внимание на мимику, жесты и интонацию героев.

Данный проект является продолжением прошлогоднего проекта, в ходе реализации которого были проведены театрализованные развлечения для детей по рассказам Владимира Сутеева. Ребята с радостью наблюдали за своими родителями в роли героев любимых сказок. Поэтому мы решили взять уже знакомые детям сюжеты и дать им возможность самим выступить в роли артистов. В ходе реализации данного проекта, мы проведём ряд бесед, мероприятий, дидактических игр, просмотрим различные презентации для того, чтобы поближе познакомить детей с миром тетра (профессии театра, правила поведения в театре, знакомство с афишей, актёрское мастерство).

При отборе литературных произведений для театрализованных постановок необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Цель: формирование у детей старшего возраста представлений о театре.

 Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с профессиями театра.
  2. Создать условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах.
  3. Укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города;
  4. Организация условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к посещению профессиональных театров.
  5. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.
  6. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

Задачи педагогической деятельности воспитателя:

  1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
  2. Через театрализованные постановки развивать творческие способности детей старшего возраста.
  3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач.
  4. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры.
  5. Поощрять инициативу, умение свободно чувствовать себя в роли.
  6. Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: педагог, дети старшей группы, родители.

Ресурсы и условия реализации проекта: наличие костюмов для героев, декораций (желательно, но не обязательно), наличие времени на репетиции в группе, желание воспитанников и их родителей участвовать в данном проекте.

Сроки реализации проекта: 9 дней.

Планируемые результаты:

  • Значительное расширение представлений детей о театре и его профессиях.
  • Заинтересованность детей в театрализованной деятельности.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

А) Изучение методической литературы.

Б) Выбор произведения для постановки и подготовка сценария.

В) Подготовка костюмов.

Г) Анкетирование родителей.

2 этап-практический.

А) Распределение ролей всех участников проекта (актёры, костюмеры, декораторы, кассир, контролёр).

Б) Разучивание текста, репетиции.

В) Театрализованная постановка.

  3 этап – заключительный.

А) Обсуждение с детьми спектакля, угощение всех участников. перспективы проведения других театрализованных постановок.

Б) Фотоотчёт для родителей.

В) Презентация проекта.

Реализация проекта.

День реализации проекта Вид деятельности: Содержание.
1 день Познавательное занятие в форме беседы на тему «Знакомство с театром».

Просмотр презентации «Профессии театра».

Приложение №1.

 

 

Приложение №2.

Обсуждение с детьми какие качества нужны для той или иной профессии.

2 день Анкетирование родителей.

Чтение рассказа Владимира Сутеева «Яблоко».

 

 

 

 

 

Проведение игры «Угадай, кто я?»

Приложение №5

После того, как дети прослушали рассказ, они отвечают на вопросы:

1) Кто нашёл яблоко?

2) Кто помог Зайцу сорвать яблоко?

3) Что случилось, после того как Ворона уронила яблоко?

4) Кто и как помог зверям разрешить спор?

5) Как вы думаете, заслужил ли медведь яблоко? Почему?

А) Воспитатель просит выйти четырёх детей и на ушко говорит им, какое животное они будут изображать (без звука). Остальные ребята должны его угадать и объяснить, почему они так думают (чем это животное отличается от других:

-заяц: держит лапки перед собой, прыгает…

-медведь: идёт в «перевалочку»…

-ёж: делает мелкие шажки, можно носиком сопеть, «лапками» перебирать…

-ворона: спокойный бег с махами руками – крыльями, можно широко открывать рот, как будто каркаешь…

Б) Теперь воспитатель выбирает других четырёх детей. Они должны будут описать тех же животных, голосом того героя, про которого он рассказывает. Остальные ребята угадывают.

Примеры:

Ворона (говорит громким звонким голосом): «Я чёрная птица, умею каркать и летать. Как-кар».

Ёжик: (говорит спокойным голосом) «У меня есть колючки, я собираю грибы и ягоды. Фуфти-фуфти-фу».

Медведь (говорит низким голосом): «Я бурого или коричневого цвета. Очень люблю есть малину и мёд.»

Заяц (говорит задорным голосом): «Я люблю бегать и есть морковку, летом серого цвета, а зимой белый».

3 день Подготовка сценария.

Распределение обязанностей и ролей между детьми для постановки спектакля.

Приложение №6.

Воспитатель в ходе беседы с детьми выясняет, какую работу в ходе приготовления и постановки спектакля каждый из них хотел бы выполнять. Дети отвечают, педагог корректирует и уточняет, что конкретно будет делать этот ребёнок (Подробнее Приложение № 7).

4 день Изготовление билетов.

 

Заучивание текста по сценарию.

Перед изготовлением билетов обсуждаем с детьми, что бы мы могли на них нарисовать, какая информация обычно содержится на билетах. В процессе участвуют «художники» и все желающие, так как объём работы большой.

Образец Приложение №8.

Во второй половине дня воспитатель в группе учит с героями по раздельности слова.

5 день Изготовление афиши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Репетиция.

Воспитатель рассказывает, что такое афиша и показывает примеры в форме

Игры — презентации «Угадай спектакль по афише» (приложение№,9).

Отмечаем, какая информация чаще всего отображена на афише:

1)      Дата проведения спектакля.

2)      Время проведения спектакля.

3)      Изображение главных героев либо ассоциативных предметов.

4)      Фамилии актёров и автора произведения.

Затем, «художники» рисуют афишу к нашему спектаклю, а остальные ребята рисуют разные афиши по желанию на свой выбор (приложение№8).

Проходит в группе. Воспитатель подсказывает текст, обращает внимание на мимику, жесты, интонацию героев; на то, чтобы они всегда находились в центре импровизированной сцены лицом к зрителям во время монолога, говорили громко и отчётливо.

6 и 7 дни. Изготовление костюмов и декораций.

Заучивание текста героями.

Мы использовали декорации из другой постановки.

Родители дома помогают детям выучить слова.

8 день Генеральная репетиция с декорациями.

Примерка костюмов.

«Продажа» билетов. 

Игра на тему «Правила поведения в театре».

Репетиция с артистами проходит в группе. Все декорации и мебель расставлены так же, как будут во время представления. Остальные ребята играю или при желании наблюдают за репетицией.

Происходит в любом помещении (например, перед сном в коридоре или раскладушечной), так чтобы другие ребята не увидели.

Каждый ребёнок достаёт, заранее подготовленную карамельку и за неё покупает билет. Продаёт билеты кассир. (Смотри фотоотчёт).

Повторяем правила поведения в театре в форме игры. Дети вытягивают карточки с иллюстрацией правил и рассказывают о нём по своей картинке (приложение№4).

9 день Проведения театрализованного представления по рассказу

Владимира Сутеева «Яблоко».

Подведение итогов, угощение.

Утром, после завтрака, пока дети играют. Воспитатель с помощниками расставляет стулья и декорации. Артисты готовятся за ширмой.

Контролёр всех пропускает по билетам в «зал». Дети хлопают, представление начинается.

Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям представление; какой из героев понравился больше всего и почему?

Артисты получают свой «гонорар» и делятся со всеми ребятами.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок по рассказам Владимира Сутеева. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали произведение «Под грибом» и на этот раз переработали его в стихотворной форме. Мы предположили, что такой вариант наиболее удобен для заучивания текста детьми, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли.

Список литературы:

1) Микляева Н.В. Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с.(Библиотека Воспитателя).(2)

2)Сутеев В.Г.

Сказки и картинки/Дектярёв Л.Н., Паль С.М., Дмитриева Л.Т.. ,          издательство «Детская литература», 1973 – 128с.