«Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании»

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

  • расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;
  • способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
  • развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на ДМИ), творческая деятельность. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.

При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут.( М. Степанова — заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).

При создании электронной презентации необходимо соблюдать следующие требования:

  • определить стиль презентации, подобрать фон;
  • обработать и оптимизировать иллюстрации;
  • применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания;
  • не перегружайте презентацию эффектами анимации.

Презентация может содержать фотографии и творческие работы самих ребят. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка и конкретен. Во время проведения музыкального занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми. Приобщение родителей к поиску нужного для создания мультимедийной презентации материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи музыкального руководителя, детей и их мам и пап.

Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций:

Русские композиторы «М.Глинка», «П.Чайковский», «Н.Римский-Корсаков», «А. Даргомыжский», «С. Рахманинов», «М. Мусоргский»,«С. Прокофьев», «А. Хачатурян», «Г. Свиридов», «Д.Шостакович», «Д. Кабалевский»

Зарубежные композиторы «В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «И.С. Бах»

Россия «Музыка души», «Колокола», «Этот День Победы», «Русь Православная»

Музыкально-литературные композиции «Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Мой город Омск», «Зима-волшебница»

Познавательно-тематические вечера «Традиции и обычаи русского народа», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Весёлая ярмарка»

Например, в презентации по теме «П. И. Чайковский.

I Вариант(презентация–знакомство)

«Детский альбом»: демонстрируется слайд с портретом композитора, на следующем слайде идёт представление пьесы «Марш деревянных солдатиков» с демонстрацией иллюстрации. Дети определяют жанр пьесы. Далее – слайд с иллюстрациями: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, игрушки- лошадки. Звучит пьеса «Игра в лошадки», дети двигаются под музыку. Следующий слайд – изображение Бабы Яги. Дети рассказывают о Бабе Яге: где живёт и т.п. Звучит пьеса «Баба Яга». Заключительный слайд – пустой. Детям предлагается изобразить дома запомнившийся им персонаж, изображение которого будет позже включено в презентацию.

На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию.
IIВариант (развивающая презентация).

«Детский альбом»: демонстрируется слайд с портретом композитора, на следующем слайде идёт представление пьесы «Марш деревянных солдатиков» на чистом слайде. Дети дают музыкальную характеристику пьесы. Предлагаем деткам подумать, что можно делать под эту музыку? Ответы детей (маршировать), — затем показываем изображение деревянных солдатиков, — маршируем под музыку. Звучит пьеса «Игра в лошадки», дети характеризуют пьесу, -смотрят картинки с изображением деревянных лошадок, -двигаются под музыку. Следующий слайд — звучит пьеса «Баба Яга». Дети характеризуют пьесу, -смотрят картинки с изображением Бабы Яги, -двигаются под музыку.

Заключительный слайд – пустой. Детям предлагается изобразить дома запомнившийся им персонаж, изображение которого будет позже включено в презентацию.

На следующем занятии дети слушают музыкальные произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию. Затем смотрят мультфильм «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website