«История куклы-оберега» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

«История куклы-оберега»

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Istoriia kucly`-oberegaЦель:воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с духовным наследием, накопленным поколениями и отраженным в предметном мире культуры

Программное содержание:                                                                        

развивать психические процессы: внимание, память, речь.

продолжать формировать знания детей о историческом назначении куклы-оберега, о русских народных традициях, быте.

воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России на основе осознания внутри культурных, исторических корней и связей.

Оборудование:  проектор; современные куклы; готовые куклы – обереги, природный материал: глина, шишки, листья, солома; туески с крупами; мешочки с лекарственными травами; лоскуты ткани для изготовления куколок-Пеленашек; пространство за ширмой, стилизованное под старину: стол, на котором стоит самовар, детская колыбель, расшитое полотенце.

Ход НОД:

Педагог: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие   в  далекое прошлое    Но прежде.ответьте мне:   у вас есть куклы? (Ответы детей). А что вы с ними делаете? (Пеленать, купать, кормить, гулять…). Вот видите кукол  можно полюбить за красоту нежного  лица с изящным ротиком и глазами в шелковых ресницах — кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Подругой, сверстницей, дочкой.)

Куклы мои – не просто игрушки,
А для меня такие подружки.
Кто вам сказал, что дети не знают,
Как по ночам куклы вздыхают.
Сумрак.

Педагог: Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (дети рассматривают  куклу, одетую в национальный костюм). А теперь представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как вы думаете, может быть,  дети в те времена  не играли? (Ответы детей). Конечно же,  играли ( Педагог предлагает детям рассмотреть уголок, оформленный в стиле старой избы: на столе утварь, колыбель…). Только первые куклы  имели для наших предков особое значение! К различным событиям. А какие события , ребята, могли произойти в жизни наших прабабушек и прадедушек? (Ответы детей: новый урожай, уход зимы, свадьба, рождение ребенка). Совершенно верно, к важным этапам жизни делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать.

Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались,  из соломы,  из золы.  Первые куклы словно из леса к нам явились. Да и делали их когда-то прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок  и кукла готова!(Педагог демострирует природный материал: шишки, солому, бересту…)   Вообще, народ создал  большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали — так и называли.

Я познакомлю вас с куклами-оберегами или берегинями. Как вы думаете, что значит «обереги», «берегини» (Ответы детей: от слова оберегать). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т.д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и нити. Ни иголка, ни ножницы не нужны для изготовления куколок. Пригодятся только добрые  мысли, чистое сердце и  хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

Сейчас мы рассмотрим с Вами первую куколку – Кубышка-Травница(Детям демонстрируется кукла на экран). Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке меняли. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.(Дети берут куклу в руки, рассматривают ее). Ребята, отгадайте загадки о лекарственных травах

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная… (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой… (зверобой)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)

А теперь возьмите в руки эти мешочки с травами, вы можете помять их, понюхать и попытаться определить, какими травами они наполнена? (Дети по запаху определяют травы, находящиеся в мешочках).

Как вы думаете,  какие травы чаще всего использовали наши предки для этих кукол, чтобы исцелить больного в своей семье? (Ответы детей).

«Берегиня дома»

(Демонстрация на экране) Присмотритесь к ней внимательно. Чем она отличается от предыдущей куклы-оберега (Дети дают ответы).

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.  Думаю, вам понравится такая традиционная  обрядовая кукла. Она будет не только радовать вас и ваших гостей, но и оберегать ваш дом.

Куклы — берегини изготавливались с хорошим и добрым настроением. Несмотря на несложность изготовления традиционных кукол, все они получаются разными, со своим характером и лицом.

Как Вы думаете, от каких бед могла уберечь эта кукла? (Ответы детей: от кражи, пожара, болезни…). А вы хотели бы иметь дома такую куклу и почему? (ответы детей).

Дети, посмотрите, какой сюрприз я для Вас приготовила. Что это? (на столе лежат в  туесках  различные крупы: греча, пшено, рожь, пшеница; дети рассматривают и называют их).

Как вы думаете, зачем они здесь? (ответы детей). Нет, кашу варить мы не будем. А мы положим эти крупы в маленькие мешочки и туго завяжем их. Именно так наши предки приступали к изготовлению куклы-«Крупенички» (демонстрация на экране). Это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалось, что каша передает силы  Матери — Земли. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет. Если куколка была худа, значит в доме беда.

Дети, обратите внимание, что оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным  суеверием, что нарисованное лицо образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой духа.  А теперь, дети возьмите в руки куклы — «Крупенички» и попытайтесь определить какой крупой она наполнена (дети берут куклу в руки).

Понравилось вам наше путешествие? Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.У нас еще есть куклы обереги, посмотрите на эту куклу (демонстрация на экране) На вид простая кукла-младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куклу — «Пеленашку», с целью — обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с дитём. Как вы понимаете, подобную куклу — оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле.

Дети, возьмите эти куклы в руки, покачайте ее, поговорите с ней ласково, почувствуйте ее тепло.

Тихо входит синий вечер в комнату мою
Спите куклы, человечки, баюшки-баю
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю.

Вам нравится эта кукла? (ответы детей).А теперь предлагаю и вам попробовать создать свою куклу — «Пеленашку». Хотите?

Давайте, вспомним правила коллективной работы, которых следует придерживаться при изготовлении куклы (предполагаемые ответы детей: хорошее настроение, хорошие мысли, вежливость, изготовление куклы без инструментов)

Желаю вам удачи и добрых мыслей!

Технология изготовления куклы – Пеленашки

Эта кукляшка — Пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Чем меньше, тем работа ювелирнее. Хорошая зарядка для пальчиков! Цвет ткани: от белого, до бежевого, напоминающий оттенок нашей кожи. Длина полоски — «на глазок». Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки — лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем. Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки. Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Можно этот край обработать тоненьким кружевом. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.  Куколка готова! Свиваем её ленточкой или нитками, пряжей. При желании можно тельце Пеленашки традиционно перевязать, выделяя голову и пуповину. Лицо не делаем!

Рефлексия.

— О чем вы сегодня узнали, ребята? Что у вас получилось? Что было особенно трудным? А что удивило; было интересным?

Оформляется выставка детских работ. На этом этапе НОД переходит в свободную деятельность детей.

 

Список использованной литературы

  1. Артамонова Е.В. Куклы. – ЭКСМО — Пресс, 2000. – 216с
  2. Ковтун О.А., Щербакова Е.И. Игрушка как средство развития ребенка. Котова И.Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
  3. Ломтева Т. О чем может рассказать игра в «дочки матери»? Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. – Таллинн, 1992, с. 377-380
  4. Миллер С. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999 — 320 с.
  5. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка. — Вопросы психологии, 1988, №2, с 123-128.
  6. Николаева Ольга «Идеальная кукла — самодельная!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website