Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в коррекционной работе групп компенсирующей направленности через организацию и проведение развлечений как средства повышения мотивации детей.

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР.

Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в коррекционной работе групп компенсирующей направленности через организацию и проведение развлечений как средства повышения мотивации детей.

Недостаточное развитие речи деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Осознавая важность работы с детьми, имеющими ОНР, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе создания совместных усилий педагогов, объединенных общими целями.

Автор: Иванищина Ольга Николаевна, воспитатель ДОУ Детский сад №285 Красноармейского района города Волгограда.

Мы попытались найти такую форму работы, которая бы объединила усилия всех участников педагогического процесса, помогла бы преодолеть разобщённость в их работе, т. е. организовать комплексный подход к овладению детьми правильной речью.

Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, весёлых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Известный педагог Е. А. Аркин говорил: На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребёнку со всей непосредственностью отдаваться ей»

Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной.

Работая над исправлениями речевых нарушений у детей, педагоги сталкиваются с определёнными трудностями: занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны. Но такая деятельность не вызывает интереса у детей, так как предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности.

Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Как правило, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Специалисты и педагоги знают, что внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию привели нас к идее проведения логопедических развлечений.

По мере накопления изученного материала можно закреплять его в необычной форме – в виде развлечения. Необычная форма коррекционно-развивающей деятельности вызывала интерес у детей, помогала обобщать и закреплять полученные знания. А у специалистов совместная подготовка к развлечениям повышала заинтересованность и способствовала реализации комплексных коррекционных задач воспитания и обучения детей.

Построение развлечений базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

  • Индивидуализация;
  • Разносторонность;
  • Комплексность;
  • Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Структуру развлечения разрабатывают с учетом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропадал интерес.

Каждое развлечение проводится по одной из лексических тем в игровой форме. Оно длится от 25 до 35 минут. Ответственным за проведение развлечения бывает логопед и один из узких специалистов, а все остальные участники коррекционного процесса помогают наполнять содержанием назначенное мероприятие. Развлечение включает в себя следующие виды игр и упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие основных сторон внимания;
  • Регулирующие мышечный тонус;
  • Счётные упражнения;
  • На развитие чувства ритма;
  • На развитие координации движений;
  • На координацию речи с движением;
  • На развитие тонких движений пальцев;
  • На снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • На развитие речи и мимических движений;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные (и др.)

Опыт взаимодействия всех специалистов имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в развитии речи детей. Мы полагаем, что наш опыт по организации и проведению логопедических развлечений, как формы взаимодействия всех участников коррекционного процесса, будет актуален в работе с детьми, имеющими задержку в речевом развитии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website