«Как подготовить руку ребенка к письму»

Консультация для родителей

«Как подготовить руку ребенка к письму»Дошкольный возраст – наилучшее время для развития способностей человека, когда формирование личности происходит наиболее быстро. Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Учеными доказано, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Внимания могу привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому  в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Но важно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Занятия должны приносить ребенку радость, ни в коей мере нельзя допускать скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
— Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Кистями рук делать «фонарики»
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
— Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).
— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
— Закручивать шурупы, гайки.
— Игры с конструктором.
— Складывание матрешек.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Шить, вязать на спицах.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Резать ножницами.
— Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
(ставят кулак на кулак).

«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
-Ох!
(один хлопок)
И ушел
Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Развитие точности движений при письме

Предлагайте ребенку:
— обводить трафареты и шаблоны;
— чертить линии и фигуры под линейку;
— раскрашивать, штриховать, обводить рисунки по пунктиру;
— соединять точки, пронумерованные по порядку;
— учиться проводить ровные линии через весь лист.

Ориентация на листе

Предлагаю список заданий, которые помогут вашему дошкольнику ориентироваться на листе.

Осваиваем клетки. Обводим клетки, учимся отступать одну, две или три клетки. Рисуем по клеткам простые узоры и фигуры.

Осваиваем линии. Закрашиваем в тетради «в косую» только рабочую линию. Рисуем в этой линии «волну», овалы, палочки. Учимся не выходить за линию.

«Знакомимся» с полями. Расскажите малышу, что за линию полей буквы или цифры не должны забегать, – там живет мышка, которая их может съесть. Так ребенок быстро поймет, что от него требуется.

Игра «Где живет колобок». Попросите ребенка «скатать» из бумаги или пластилина колобка. Говорите ребенку фразы типа «Колобок живет в правом верхнем углу листа» или «Колобок живет посреди листа» и подобные, а задача ребенка положить колобка в правильное место.

Если вы ежедневно будете уделять 15-30 минут подготовке к письму руки ребенка (чередуя перечисленные в статье задания и виды деятельности), ваш первоклассник с гордостью покажет вам свои первые прописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website