Как развить фонематический слух у детей дошкольного возраста.

Как развить фонематический слух у детей дошкольного возраста.

Составитель: учитель-логопед Алферова Наталия Валерьевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №95 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Когда ребенок начинает «лепетать», родители с восторгом его слушают, несмотря на то, что набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Далее ребёнок произносит всё больше звуков, складывает их в слова, ну а перед родителями встаёт задача разобрать, что же он им пытается донести. К трем годам речь ребёнка становится разборчивее, но трудности с произношением всё же сохраняется. А чтобы при обучении в школе у ребёнка не возникло проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Развитие речи ребёнка — сложный, долгий и трудоемкий процесс. Помимо того, что малышу нужно узнать и запомнить громадное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков.

Артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевую деятельность, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят: сила и точность артикуляторных движений; подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка; координация артикуляционных движений (темпо-ритмическое произношение).

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, а начинается процесс формирования с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого происхождения (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап. Сложность этого этапа заключается в усвоении слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, ребенок связывает отдельные слова с определёнными ассоциациями (например: мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти кушать).
  • Третий этап. Он самый длительный по времени — период овладения звукопроизношением. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Необходимо отметить, что развитие речевого слуха происходит постепенно, четких границ не существует, усвоение навыков происходит параллельно. При нормальном развитии к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи. До 5–6 лет наблюдается возрастное физиологическое косноязычие из-за того, что ребенок пока не может управлять своим артикуляторным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему комфортны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все звуки речи, а в словах всё равно может заменять одни звуки на другие. И чтобы помочь малышу как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как ребенок не связывает предмет с его звуковым образом), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы нервно-психологического характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

Ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной игровой форме.

Перед взрослыми стоят задачи научить ребёнка:

  1. узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  2. отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют свистящие, шипящие и сонорные звуки);
  3. различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как лает щенок и взрослая собака);
  4. отличать звуковой состав похожих слов (например, кот-рот).

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа.

Первый — это так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей — познакомить малыша с разнообразием звуков окружающего мира. Для этого можно использовать игры, направленные на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, звонок, молоток), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Далее развиваем слуховую память и внимание. Можно поиграть в такие игры:

— «На чём играет Мышка?». Ребёнку показываются игрушка и два музыкальных инструмента (барабан и дудочка). Дайте возможность ребенку самому извлечь звуки из этих инструментов. Затем инструменты убираются за ширму и из них поочерёдно извлекаются звуки. Ребенку задаётся вопрос: «На чём играет Мышка?» Ребёнок должен угадать.

— «Топаем и хлопаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем даются инструкция, что под звук одного нужно топнуть, а под звук второго — хлопнуть. Это упражнение очень хорошо развивает у ребёнка слуховое внимание.

— «Жмурки». Ребенок закрывает глаза, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по помещению. Ребёнок должен услышать источник и направление звука.

Речевой слух требует постоянного совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звукового восприятия и звукового различения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения:

  • «Поймай звук». Произносится звук, ребенок повторяет. Затем проговариваются и повторяются слова. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Взрослый прохлопывает ритмический рисунок, а ребёнку предлагается повторить звук. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развивать и совершенствовать фонематический слух и слуховую память. Игровые упражнения на этом этапе включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Взрослый стоит за дверью и произносит: «Гав-гав!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Затем спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе с ребенком они находят среди игрушек собачку и ещё раз повторяют «гав-гав».
  • «Кошки». Ребёнку демонстрируются две кошки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Мяу!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Мяу». Взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача ребенка – отгадать, какая именно кошка подала голос.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких игр-упражнений:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Ванечка, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь формируется на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «пи-пи-пи»), а малыш показывает на изображение мышки. Задание можно усложнить, если попросить ребенка найти звучащего животного не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Ребенку предлагаются картинки, произносится звук, а задача ребёнка состоит в том, чтобы найти все предметы, в названии которых встречается этот звук.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Ребенок подбирает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предлагаем ребёнку менять по очереди по одному звуку в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, дом-том).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, ребенок должен определить самое короткое слово.
  • «Найди и исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «По квартире ходил пушистый кит»), ребёнок должен исправить ошибку («не кит, а кот»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения необходимы карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие парные согласные. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум подносам: с твёрдыми звуками и с мягкими.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных: «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука); «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове); «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования успешной личности ребенка, так как формирует основу правильной речи, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность ребенка, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Список использованной литературы

  1. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе…
  2. Нищева Н.В.Программа коррекционно – развивающей работы…
  3. Струнина Е.М., Ушакова О.С.Методика развития речи детей.
  4. Селиверстова В.И.Методика «Речевые игры».
  5. Селиверстова В.И.Игры в логопедической работе с детьми.
  6. Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно.
  7. Ушакова О.С.Речевые игры и упражнения для дошкольников.
  8. Филичёва Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи.
  9. Филичёва Т.Б., Чиркина. Г.А.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного.
  10. Швайко Г.А. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website