Основные направления работы старшего воспитателя по руководству изобразительным творчеством в детском саду.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Основные направления работы старшего воспитателя по руководству изобразительным творчеством в детском саду.

Автор: Сергеева Ирина Алексеевна, старший воспитатель МДОУ "Детский сад 70 "Ягодка" г. Набережные Челны.

 

Методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная деятельность. Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
        Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важных педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
           Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.
           Успешное решение задач воспитания и обучения в детском саду зависит от слаженности и организованности коллектива педагогов. Большая ответственность за создание такого коллектива ложится на старшего воспитателя детским садом. Ее глубокие знания в области основ изобразительного искусства, методики руководства изобразительной деятельностью детей позволят правильно организовать учебно-воспитательный процесс и добиться высоких результатов в деле эстетического воспитания дошкольников. Старший воспитатель детским садом организует работу воспитателей, используя различные методы: индивидуальные беседы, посещение занятий педагогов, круглые столы, педагогические совещания и т. п.       
            Прежде всего,  старший воспитатель детским садом должна тщательно изучать работу каждого педагога. Для этого я посещаю занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию во всех возрастных группах, определив цель посещения. Например, если я проверяю, как используют воспитатели на занятии различные виды изобразительной деятельности с целью всестороннего развития дошкольников. Для этого я анализирую методы и приемы, которые применяет педагог для воспитания образного мышления, внимания, воображения. Или во время посещения занятия я могу проверить, как усваивается детьми программный материал. Я выясняю, соблюдается ли последовательность в прохождении учебного материала, как дошкольники его усваивают, отводится ли время для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Посетив несколько занятий в одной группе, я проверяю план работы, знакомлюсь с детскими работами (рисунки, аппликация, лепка) провожу беседу с педагогом.
Иногда возникает необходимость просмотра занятий во всех группах. Так, при посещении занятия по рисованию в подготовительной группе, я заметила, что дети скованно рисуют карандашом. Как известно, судорожное сжимание карандаша пальцами отрицательно влияет не только на дальнейшее обучение дошкольников рисованию, но и на усвоение техники письма в школе. При просмотре занятий по рисованию цветными карандашами во всех возрастных группах мне  удалось установить, что неправильный прием рисования прививается с младшей группы. Воспитатели не придают должного внимания приобретению правильного навыка работы карандашом, не учитывают психологию малышей, показав 2—3 раза, как следует правильно проводить по бумаге легкие линии, как наносить штриховку, в дальнейшем не поправляют детей, которые сильно нажимают карандашом. Анализ выполненных работ в старших группах показал, что здесь закрепляется неправильная техника рисования, которая к концу пребывания ребят в детском саду становится трудно исправимым навыком.
Таким образом, целевой просмотр и анализ занятий дает мне возможность, с одной стороны, глубоко изучить положительные и отрицательные моменты в работе педагога, с другой — помочь воспитателю в руководстве изобразительным творчеством детей. Каждое целевое посещение должно заканчиваться беседой с воспитателем, в процессе которой анализируются положительные стороны и недостатки в его работе.
          Педагогические советы — важное средство повышения квалификации воспитателей и пропаганды передового опыта в детском саду.
Содержание и методы проведения педагогических советов с целью улучшения работы с детьми по изобразительной деятельности могут быть различными. Это зависит от состояния работы по рисованию, лепке и аппликации в детском саду, а также от квалификации воспитателей. Как правило, такие совещания бывают посвящены теоретическим или практическим вопросам руководства изобразительной деятельностью детей разных возрастных групп. Подготовка к совещанию зависит от его содержания. Так, если будут обсуждаться вопросы теоретического характера, то педагоги составляют доклады и знакомятся с соответствующей методической литературой. Если же на педсовете будут рассматриваться различные стороны практической деятельности воспитателей, то подготовка к нему может быть более широкой: предварительное посещение и просмотр открытых занятий, организация выставок детских рисунков, аппликаций, анализ планов работы и т. д. Приведу пример. Чтобы рассказать педагогам о роли изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, я подготовила доклад на тему «Развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности ». В обсуждении доклада и раскрытии некоторых аспектов темы приняли участие все педагоги. В заключении педсовета  я предложила воспитателям познакомиться с новой литературой по вопросам изобразительного искусства. Моя роль в подготовке педсовета заключалась не только в написании доклада, но и в подборе литературы для воспитателей, помощи им в составлении планов выступлений.
Доклады теоретического характера могут быть подготовлены воспитателями, интересующимися изобразительным искусством.  Большой интерес представляют педсоветы, посвященные пропаганде передового опыта работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей. Изучение и обобщение передового опыта дает возможность воспитателям использовать его в своей работе.
Подготовка и проведение такого педсовета заключается в следующем. Опытный педагог проводит несколько открытых занятий, на которых демонстрирует наиболее эффективные приемы и методы воспитания и обучения. В беседе с воспитателями он рассказывает о приемах работы с отдельными детьми.
Как правило, педсоветы по обобщению передового опыта проводятся по такому плану:
1) доклад опытного педагога о системе обучения дошкольников;
2) обсуждение доклада и анализ работы воспитателя;
3) заключительное слово старшего воспитателя детским садом.
 На педсоветах целесообразно подводить итоги изобразительной деятельности за квартал. Воспитатели каждой группы рассказывают о том, как дети усвоили вопросы программы, какие темы были сложны для них, какие трудности испытывали педагоги.  Обязательно должна быть приурочена выставка детских работ, иллюстрирующая сообщения воспитателей. В процессе подготовки и проведения таких педсоветов воспитатели учатся анализировать учебно-воспитательный процесс, систематизировать детские рисунки, аппликации, выделять вопросы, требующие коллективного обсуждения.
Каждое педагогическое совещание должно давать работникам детского сада определенные знания, расширять их кругозор, способствовать дальнейшему улучшению работы по всем разделам изобразительной деятельности.
Для лучшей постановки в детском саду эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности необходимо более глубокое изучение деятельности детей.
Старший воспитатель и воспитатели благодаря непосредственному общению с детьми имеют возможность длительного наблюдения в процессе занятий, создают те условия, при которых можно более глубоко и целенаправленно изучать влияние разнообразных методов на развитие изобразительного творчества дошкольников. От старшего воспитателя детским садом большей частью зависит выбор темы для углубленной работы, в ее руках должны быть организация и контроль за этой работой.
Углубленная работа по различным вопросам воспитания детей, во-первых, сплачивает весь педагогический коллектив, так как обязательно возникают общие интересы, проблемы, которые решаются коллективно; во-вторых, улучшает качество воспитательной и образовательной работы с детьми, так как тщательное изучение любого вопроса воспитания влечет за собой изучение детской психологии, детских проявлений в играх, труде, взаимоотношениях; в-третьих, обогащает знания старшего воспитателя и воспитателей.
Большая работа, проделанная педагогическим коллективом, не должна оставаться в стенах детского сада, ее необходимо заслушать на методических объединениях города/района. Ценный опыт работы детского сада должен получить распространение. Таким образом, углубленная работа, проведенная одним детским садом по отдельным вопросам методики изобразительной деятельности, влияет на улучшение качества работы с детьми в других детских садах.
Важным в работе старшего воспитателя, а является ее умение организовать условия для полноценной работы. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, методических пособий, произведений искусства и т. п.
От старшего воспитателя зависит хранение и четкое размещение всего материала. Обязательным в хранении пособий должен быть образцовый порядок, красивое их расположение на полках с применением определенной классификации предметов.
Часть материала старший воспитатель выдает воспитателям для работы с детьми. Часть оборудования остается в качестве запасного, который всегда может быть получен воспитателями.
Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.
Старший воспитатель  является консультантом по вопросам изобразительной изобразительности детей, должен обладать достаточными знаниями в этой области, так как к нему могут обращаться воспитатели по многим вопросам, возникающим в процессе работы.
Консультации по методике изобразительной деятельности вызываются разными поводами. В кабинет приходит воспитатель с просьбой объяснить, как наладить работу по изобразительной деятельности в группе детей разного возраста. Другой педагог просит помочь составить календарный план. Некоторые воспитатели приносят в кабинет детские рисунки и аппликации с просьбой посоветовать, как оформить выставку. Обязанность старшего воспитателя — оказать квалифицированную помощь, дать исчерпывающую консультацию, вызвать у педагогов творческий подход к решению методических вопросов.
Проверяя и изучая работу педагогов по изобразительной деятельности, старший воспитатель видит необходимость пригласить отдельных работников на консультацию для ознакомления с материалами кабинета или для беседы.
Наряду с индивидуальными консультациями я провожу и групповые консультации. Так, после посещения нескольких групп я  приглашаю на консультацию воспитателей  для обсуждения вопросов подготовки детей к школе в процессе занятий рисованием, лепкой и аппликацией. Я анализирую просмотренные занятия, знакомлю воспитателей с передовым опытом работы других детских садов, показываю планы, пособия и другие материалы.
Важным средством повышения квалификации работников  является организация семинаров, практикумов и мастер-классов. Их цель — повышение теоретической подготовки воспитателей в области методики руководства изобразительной деятельностью детей. Для начинающих педагогов участие в работе семинаров обязательно.
На семинарских занятиях изучается методическая литература, составляются и обсуждаются планы работы, конспекты, проводятся посещения и анализ открытых занятий участников семинара.
Темами обсуждения на семинаре (мастер-классе) могут быть различные разделы программы, например: «Нетрадиционные техники рисования», «Связь между различными видами изобразительной деятельности» и др.
На практикумах воспитатели овладевают изобразительными умениями, техническими навыками в работе с различными материалами: глиной, бумагой, красками, карандашами и т. д.
Мастер-классы организуются для воспитателей, интересующихся изобразительной деятельностью, в плане повышения их квалификации по рисунку, живописи, композиции, а также для имеющих склонность к углубленной научно-методической работе.

Контроль за учебно-воспитательной работой по изобразительной деятельности.

Кроме всех видов помощи, о которых говорилось выше, старший воспитатель по дошкольному воспитанию призван осуществлять контроль за педагогической деятельностью работников детских садов. Он должен знать о состоянии учебно-воспитательной работы во всех дошкольных учреждениях. В начале года уместно проверить организацию занятий по рисованию, лепке, аппликации. В течение года необходимо осуществлять контроль за выполнением программы, за планированием и т. д. Свои замечания старший воспитатель высказывает воспитателям, советует им, как лучше исправить те или иные недочеты.
Как показывает практика, большую помощь в работе старших воспитателей  оказывает актив воспитателей, который может содействовать распространению достижений в области методики изобразительной деятельности.
В актив могут войти воспитатели, интересующиеся методикой, владеющие некоторыми умениями в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Актив составляет план работы, в который входят вопросы помощи и контроля по развитию изобразительных умений детей. Члены актива участвуют в большой, эффективной работе по распространению лучшего опыта, организации методических объединений, проведению кружковых и семинарских занятий.
Предлагаю карту анализа занятия педагогов по изобразительной деятельности :

Карта анализа «Занятия по изобразительной деятельности».


Дата проведения_______________________________________________________________
Группа (возраст)_______________________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________________________
Цель посещения_______________________________________________________________
Начало и окончание занятия (длительность)_______________________________________
Количество детей_____________________________________________________________
Вид занятия___________________________________________________________________
Тема занятия__________________________________________________________________
Программное содержание_______________________________________________________

N
п/п

Вопросы на контроле

Уровень

оценки

 

высокий

средний

низкий

1

Создание условий:

 

 

 

1.1

Организация обстановки

 

 

 

1.2

Соблюдение гигиенических требований

 

 

 

2

Соответствует ли содержание занятия:

 

 

 

2.1

Программе данной возрастной группы

 

 

 

2.2

Времени года

 

 

 

2.3

Изобразительным возможностям детей

 

 

 

3

Сочетание нового и знакомого детям, связь с предыдущими занятиями

 

 

 

3.1

Эмоционально-творческая нагрузка

 

 

 

3.2

Учебная нагрузка

 

 

 

3.3

Воспитательное и познавательное значение содержания занятия

 

 

 

4

Организация занятия:

 

 

 

4.1

Качество материалов

 

 

 

4.2

Наглядных пособий

 

 

 

4.3

Подготовленность детей

 

 

 

4.4

Подготовленность воспитателя

 

 

 

5

Методика проведения занятия

 

 

 

5.1

Сочетание

 

 

 

5.2

Разнообразие

 

 

 

5.3

Соответствие цели развитию детей

 

 

 

5.4

Использование элементов проблемности

 

 

 

6

Речь воспитателя на занятии:

 

 

 

6.1

Точно ли, правильно ли были выражены мысли

 

 

 

6.2

Тон воспитателя

 

 

 

6.3

Темп

 

 

 

64

Эмоциональность

 

 

 

6.5

Образность

 

 

 

6.6

Использование специальной терминалогии

 

 

 

7

Отношение воспитателя к детям (позиция, стиль и форма руководства):

 

 

 

7.1

Поощрения

 

 

 

7.2

Анализ

 

 

 

7.3

Активизация

 

 

 

7.4

Исправление ошибок

 

 

 

8

Длительность занятия:

 

 

 

8.1

По этапам

 

 

 

8.2

В целом

 

 

 

9

Поведение детей на занятии

 

 

 

9.1

Организованность

 

 

 

9.2

Самостоятельность

 

 

 

9.3

Заинтересованность

 

 

 

9.4

Наличие у них чувства времени

 

 

 

9.5

Темп работы

 

 

 

10

Деятельность детей

 

 

 

10.1

Активность

 

 

 

10.2

Уровень интереса

 

 

 

10.3

Темп деятельности

 

 

 

10.4

Наличие навыков самостоятельности

 

 

 

11

Уровень сформированности учебной деятельности:

 

 

 

11.1

Умение слушать и слышать

 

 

 

11.2

Следовать указаниям воспитателя

 

 

 

11.3

Проявлять инициативу

 

 

 

11.4

Использование в речи специальных терминов

 

 

 

12

Анализ детских работ:

 

 

 

12.1

Умение работать в соответствии с полученными указаниями

 

 

 

12.2

Технические навыки и умения

 

 

 

12.3

Изобразительные навыки и умения

 

 

 

12.4

Творческий подход к решению поставленной задачи

 

 

 

12.5

Тщательность или  небрежность работы

 

 

 

13

Качество технических навыков и умений детей

 

 

 

14

Использование игровых приемов на занятии

 

 

 

15

Умственная игровая активность детей на занятии

 

 

 

16

Рациональность использования времени

 

 

 

17

Выполнение программных задач

 

 

 

18

Выполнение предыдущих рекомендаций

 

 

 

Выводы, рекомендации:

 

 

 

Ознакомлена:____________________________/ _____________________

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)