Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картины.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картины.

Автор: Старший воспитатель высшей квалификационной категории Корсунова Альбина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Балякина Екатерина Дмитриевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида N 228» г. Саратов.

 

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования  системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается  в формировании и развитии содержания и организации нового.
               Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка , его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками,  которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
        Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать                          такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик ( сообщение, побуждение, реакции на них), дети  способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.
Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной  ребенок должен обладать  обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. Нашими педагогами был разработан и внедрен языковый материал по обучению речевому этикету, осваивая который дошкольники научились использовать его в зависимости от ситуации общения, что способствовало обогащению их речи сложными предложениями,  развитию навыков общения со взрослыми и детьми.
Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась в рамках реализации инновационного проекта «Мы журналисты», в ходе которого дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе  «Репортаж с места события» .
В занятии  используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и  умения задавать вопросы  в определенной  логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся  высказывать  свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника.
Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.
Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным,  дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры  «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.
 Используя прием «Вхождение в картину»,  дети  с помощью речевых зарисовок передают  свое отношение к окружающему от лица персонажа  картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать  на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине  отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания  занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей , так и у взрослых.
Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине  в течении всего  занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.
Предлагаемые инновации  можно использовать в работе по диалогической речи  старших дошкольников, так как , несмотря  на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области педагоги и психологии, методы и приемы развития диалогической речи недостаточно разработаны.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)