Консультации для воспитателей
ПЛАН РАБОТЫ
с детьми в летний период
в старшей логопедической группе
ВОСПИТАТЕЛИ МДОУ «Детский сад N1» комбинированного вида ЗАТО Шиханы: Аллакина Н.А.,
Тюрина Е.Д.
Тема «Затейники»
Пояснительная записка
Лето – удивительная пора! Для детей это особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть и подрасти. Находясь в соприкосновении с природой, ребёнок реально познаёт мир, его звуки, краски, получает яркие впечатления, которые оставляют след в детской душе на всю жизнь.
Цель проведения кружка – помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Наблюдая за детьми, я вижу, что дети в течение длительного времени могут увлечённо играть с водой и песком. Интерес детей к таким играм можно объяснить стремлением к познанию свойств воды и песка. Возможность строить из песка или искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Играя с водой и песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты.
Рисование на влажном песке палочками привьют интерес к чтению, счёту, разовьют его фантазию и творчество.
В играх с песком развиваются мелкая моторика и тактильно- чувствительность, развивается центр речи в головном мозге ребёнка, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривает их.
Задание
- Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях
- Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)
- Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой
- Продолжать учить любоваться красотой летней природы
- Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).
Время работы: 10.30, два раза в неделю (вторник, четверг)
Способ работы: по подгруппам.
Первая подгруппа
- Ефремова Вероника
- Бокова Маша
- Васина Яна
- Яковлев Дима
- Бондарук Никита
- Алибекова Ангелина
- Атаман Олег
- Лезина Валя
Вторая подгруппа
- Кравцова Арина
- Богомолова Настя
- Гребенчикова Вероника
- Макаров Саша
- Сапранов Никита
- Курлеева Катя
- Кулаков Дима
- Прокофьева Кристина
Июнь 2010 г. |
I неделя |
Вторник |
Игра-забава «Песчаный пейнтбол»
Создать игровое поле и катать по нему теннисные мячики. Сделать высокий холм из влажного песка на боковых сторонах, выкопать канавки-лабиринты (или тоннели) в разных направлениях.
Запускать шарики сверху. |
Четверг |
Опыт «Как из солёной воды добыть питьевую воду»
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.
ВЫВОД: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу. |
II неделя |
Вторник |
- Игра-забава «Кладоискатели»
Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита, просеивая песок, отыскиваются «сокровища».
- Рисунки
Сначала рисуем пальчиком или палочкой, а затем выкладываем камушками, ракушками, пуговицами, создавая сюжет. |
Четверг |
Опыт
Пластиковый стакан (ведро) наполнить сухим песком и медленно высыпать на землю. Ребёнок заинтересован тем, что сколько бы раз он не проделывал этот опыт, высота кучки песка будет одинакова (при условии, что сыпать каждый раз он будет на новое место).
Эксперимент: может быть сыпать медленнее и аккуратнее, тогда горка получится выше? Нет, это физическое явление называется «угол покоя». Когда песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не задерживаются на вершине, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол покоя» свой, значит, высота горки тоже своя. |
Июнь 2010 г. |
III неделя |
Вторник |
«Песчаный сад, парк, город»
Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие палки, цветы, камушки. Создать настоящую композицию города, парка, сада. |
Четверг |
Эксперимент «Тонет – не тонет»
Предложить детям проверить: какие из окружающих их предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности. Для эксперимента подойдут ложка, пробка, кусочек пластилина, детали от «LEGO» и т.п.
Следует поочерёдно опускать предметы в ёмкость с водой и наблюдать за происходящим.
Можно усложнить задание, соединив тонущие и не тонущие предметы вместе, последить за происходящим. |
IV неделя |
Вторник |
Эксперимент «Айсберг»
Наполните водой шарик и положите его в морозилку. Когда вода замёрзнет, шарик разрезать, а ледяную глыбу опустить в ёмкость с водой.
Понаблюдать: небольшая часть льда находится над водой, а остальная – под водой. Это мини айсберг. |
Четверг |
Эксперимент «Подводная лодка из яйца»
В одном стакане солёная, в другом – пресная. В солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворённые в ней частички соли. Рассказать детям про мёртвое море, которое очень-очень солёное, настолько, что люди в нём не тонут, а лежат на воде как на диване. |
Июль 2010 г. |
I неделя |
Вторник |
«Цветы лотоса»
Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются.
Вывод: бумага, намокая, становится тяжелее, поэтому лепестки распускаются.
«Чудесные спички»
Надломить спички посередине и капнуть несколько капель воды на сгибы, постепенно спички расправятся.
Вывод: волокна дерева впитывают влагу и не могут сильно сгибаться, начинают расправляться. |
Четверг |
«Подводная лодка из винограда»
В стакан с газированной водой кинуть виноградинку, она опустится на дно. Через некоторое время на неё садятся пузырьки газа, и она всплывает. Вывод: пока вода не выдыхнется, виноградинка будет тонуть и всплывать. |
Июль 2010 г. |
II неделя |
Вторник |
«Можно ли склеить бумагу водой»
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть – безуспешно.
Вывод: вода обладает склеивающим эффектом. |
Четверг |
«Бывает ли воздуху холодно»
Воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставить открытую пластиковую бутылку в холодильник. Когда охладится, надеть на горлышко бутылки шарик и поставить бутылку в миску с горячей водой. Шарик станет надуваться.
ВЫВОД: воздух при нагревании расширяется. Опять поставить бутылку в холодильник – шарик сдуется, так как при охлаждении воздух сжимается. |
III неделя |
Вторник |
«Свойства насеянного песка»
Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите на песок без давления на предмет заострённый карандаш или палочку. Потом поместить тяжёлый предмет (ключ, монету в 5 рублей). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на песке. После этого посыпать не просеянный песок на эту поверхность и повторить аналогичные действия.
ВЫВОД: насеянный песок плотнее, этим свойством пользуются строители, в набросанный песок предмет погружается глубже, чем в насеянный. |
Четверг |
«Сколько весит воздух»
Сделать весы: возьмите верёвку и привяжите к её центру верёвку. Надуть два шарика одинакового размера, завязать горлышки верёвочками одинаковой длины. Повесить линейку на крючок, а по бокам повесить ода шарика, линейка должна быть уравновешена. Пусть ребёнок проколет один шарик, надутый шарик опустится вниз, значит он тяжелее. Если проткнуть второй шарик, то линейка уравновесится. |
IV неделя |
Вторник |
«Отпечатки рук и ног»
На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук (внутренние и внешние) и оставляют следы стоп. Затем рассматривают их, находят сходство.
Аналогично с кулачками, пальцами. |
Четверг |
«Конкурс рисунков на песке»
Правило игры: рисовать чем угодно, но нельзя пользоваться руками.
«Закорючка»
Пальцем или веточкой рисуется закорючка. Другой ребёнок продолжает дорисовывать её так, чтобы получилось что-то осмысленное.
Другой вариант: рисуется много закорючек, а дети соединяют их, после чего получается общая картина. |
Август 2010 г. |
I неделя |
Вторник |
Опыт с песком через лупу
Рассматривается через лупу сухой и мокрый пески.
Видим, что сухой песок виден через лупу песчинками разного цвета и формы., а мокрый липнет.
ВЫВОД: мокрый песок потому и липнет, что песчинки соединяются. |
Четверг |
«Чем пахнет вода»
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют. |
II неделя |
Вторник |
«Делаем облако»
Налить в банку горячей воды, затем наблюдаем. На протвень кладём кубики льда и ставим на банку. Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается.
ВЫВОД: водяной пар концентрируется, образуя облако. |
Четверг |
«Испаряется ли вода»
Наливаем в тарелку воды и оставляем на несколько дней. Вода испарится.
«Волшебный снежок»
В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок. |
III неделя |
Вторник |
Опыт «Уровень»
Познакомить людей с уровнем, что такое и для чего его строители используют. Научить делать уровень самостоятельно и применять его. Взять прозрачную трубку и воду. |
Четверг |
Игра «Водовозы»
Правило: быстрее довезти воду не разлив.
Побеждает тот, кто пришёл к финишу первым и донёс больше воды.
Можно носить воду на четвереньках в пластиковых мисках на спине. |
IV неделя |
Вторник |
«Куда делись чернила»
В стакан с водой капнуть чернила, туда же таблетку активированного угля. Вода посветлеет.
ВЫВОД: уголь впитывает своей поверхностью частички красителей. |
Четверг |
«Капля-шар»
Берём муку и, брызгая из пульверизатора, получаем шарики-капельки. |
|