Подготовка дошкольников к школе – залог их успешного обучения в школе.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Подготовка дошкольников к школе – залог их успешного обучения в школе.

Автор: Рогальских Оксана Валерьевна, старший воспитатель г. Старый Оскол детский сад комбинированного вида 52 "Ласточка".

 

Если определить готовность ребенка к школе  по статистическим данным, то в  процентах -это выглядит так: среди детей 5 лет – не готовы 80%, 6 лет – 51 %, 6,5 лет – 32%, 7 лет – 13 %.  Это психологически определено и объясняется тем, что произвольность психических процессов формируется у дошкольников только к 7-ми годам.
       Педагогический коллектив детского сада работает по программе развития и воспитания «Детство» (авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева). Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить». Соответственно программой ставятся задачи: первая, относящаяся к линии чувств –  развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; вторая, относящаяся к линии познания – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи; третья, относящаяся к линии творчества – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
«И тут хотелось бы подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства. Все детские деятельности, в которых ребенок является автором этих деятельностей, сам что-то создает, рисует, конструирует и так далее, формируются очень важные, фундаментальные способности, которые, как говорил известный детский психолог Запорожец, затем лягут в" золотой фонд" зрелой личности. И вот, например, таким вот универсальным способностям, которые формируются только в дошкольном детстве, относятся развитие воображения, образного мышления и целый ряд других личностных качеств. И эти способности в другие периоды уже не формируются. И тогда у нас невозможно надеяться в стране, что у нас будут замечательные художники, поэты, писатели. И более того, оказывается, что геометрия в старших классах не усваивается в отличие от алгебры, если у ребенка не развито образное мышление и воображение в раннем возрасте. Поэтому чрезвычайно высока роль практических деятельностей, а не чтение и письмо» (директор центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Л.Парамонова).
Основываясь на программу «Детство», наш педагогический коллектив активно включается в последовательную и систематическую работу по формированию у дошкольников физического и психического здоровья на протяжении всего дошкольного детства, акцентируя внимание на общей личностной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе.
Говоря о готовности воспитанников к школе, мы подразумеваем психологическую готовность к школьному обучению.
Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и мотивационная готовность.
Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения.     
         Естественно, когда у детей возникают познавательные интересы или желания узнавать буквы и цифры, воспитатель их удовлетворяет. Но устраивать специальные школьные занятия в детском саду не следует. Ребенок, который научился читать, абсолютно ничем не отличается от ребенка, не умеющего читать. Умение читать не прибавляет ничего для понимания текста, для желания читать и для вообще читательской культурной позиции человека. Поэтому такое форсирование учебных навыков может только затормозить развитие маленького человека.
         Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).
Важно читать ребенку вслух книги с продолжением. Можно спросить, что было бы, если изменить поведение героя или обстоятельства… Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".
Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, наши педагоги стремятся игровую деятельность отнести к приоритетному виду деятельности.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение дня). Комплексными программами (в частности, программой «Детство») определены задачи развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения, большое место отводится развитию логического мышления и воображения.
Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Надо сказать, что по статистике внешняя мотивация превалирует над внутренней. Поэтому перед нами остро стоит задача в формировании мотивации к обучению и получению новых знаний.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут, хочу, но боюсь, не хочу в школу, там  трудно и играть будет некогда. Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким не уверенным в себе детям. Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?, Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе учиться будешь?, Одни двойки получать будешь.
            Самое важное для подготовки к школе - обеспечить достаточный уровень развития физических качеств (ловкости, выносливости и т.д.), двигательных навыков (мелкой и общей моторики),  а  также, его психических качеств (мышления, памяти, внимания, воображения, речи), который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. И в этом смысле наша система дошкольного образования имеет многолетние традиции и неоспоримые преимущества перед другими странами.  
Наши педагоги уверены, что чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Школа находится в непосредственной близости к дошкольному учреждению, в результате чего образуется не только близкое соседство, но и тесное сотрудничество. Педагоги ДОУ ежегодно посещают уроки своих выпускников, интересуются их успехами, а педагоги школы активно организуют различные мероприятия на базе детского сада для малышей.   
В последнее время число детей, посещающих детские сады, существенно сократилось. И поэтому многие дети остаются без охвата дошкольным образованием. Для того, чтобы обеспечить всем детям равные стартовые возможности, а лучше сказать «равные стартовые условия», при поступлении в школу введена новая форма - предшкольное образование. Это коснулось и нашего дошкольного учреждения. На базе ДОУ действует консультативный пункт.
       Основными задачами консультативного пункта являются:
—  оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5—6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
 — оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
— проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
В нашем ДОУ осуществляется комплексный подход в подготовке к школьному обучению, прослеживается взаимосвязь всех специалистов: воспитатель – учитель-логопед – педагог-психолог – музыкальный руководитель – медицинский работник – педагоги дополнительного образования. В консультативном пункте родители  получают консультацию по подготовке ребенка к школе. Специалисты помогают определить проблемы в развитии малыша, дают рекомендации, как их исправить.

 

Действительно, сейчас дети приходят в школу с разным уровнем, но так было всегда. И этим вызвано стремление их уравнять.
И совершенно очевидно, что если дети систематически и с интересом занимаются в дошкольном учреждении, то они будут подготовлены к школе.
Система предшкольного образования наиболее эффективно осуществляется на базе дошкольных образовательных учреждений, где для детей созданы все условия, соответствующие их возрасту и необходимые для их развития.
       Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребенка к школе. Уже традицией в нашем учреждении стала организация родительских клубов, целью которых является налаживание контактов в семьях и помощь родителям в приобретении педагогических умений.
Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, но, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности, опираясь на комплексную программу «Детство», как было упомянуто выше, такие, как: творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы. И это будет самый лучший способ подготовки ребенка к школе.
В заключении можно сделать вывод, что проблема подготовки наших воспитанников к школьному обучению становится всё более актуальной и требует серьезного отношения к этой проблеме всех участников образовательного процесса, так как неготовность ребенка к школе приводит к отставанию его в общем развитии, имеющее своим следствием неразвитость произвольного поведения (умения делать то, что требуется, а не то, что захотелось); и, наконец, ведущее к отсутствию познавательной мотивации. В школе это может привести к самым неприятным последствиям.

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)