Выразительный язык живописи, графики, скульптуры
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

Выразительный язык живописи, графики, скульптуры

Автор: воспитатель детского сада N2316 Тюлина Любовь Михайловна, г.Москва.

 

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

В работах А.В.Запорожца,  В.В.Давыдова, Н.Н.Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства  жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б.Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенных сторон образной специфики.

Язык изобразительного искусства многообразен. С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) затем обратить внимание детей на средства образной выразительности.

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К,Д,Флавицкий писал свое произведение не для детей. Впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие.

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сценки охоты, первые скульптуры – вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане характерно  полотно В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И.Репина «Не ждали». Ее содержание – возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина чувств и отношений!

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. На холсте, бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.  Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Художники всех эпох создавали портреты, раскрывающие характер и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников 18 века: Ф.Рокотова, Д.Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую культуру простых людей показали в своих лучших портретах И.Крамской, И.Репин, В.Серов.

Портрет позволяет познать мир людей и их отношений и сформировать эстетическое отношение к личности как высшей ценности в мире, помогает по новому взглянуть на реальный мир, а значит, лучше понять все богатство проявлений человека.

Расширяя диапазон развития ребенка и увлекая его в сказочный мир искусства портрета, мы – незаметно для него – развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности ребенка.

Портрет это не просто воспроизведение черт конкретного человека. Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, сущности его характера, неповторимости облика; определяя его как типичного представителя эпохи, национальности, сословия; выражение художником своего отношения к изображаемому. Ни один другой  жанр живописи не раскрывает человека так,  как это делает портрет. Художественными средствами он подчеркивает самое существенное в человеке, многообразие его качеств: физических, нравственных, эмоциональных, интеллектуальных. Способами передачи эмоционального состояния человека являются выразительные движения: мимика, жест, поза. Художник раскрывает внутренний мир человека, дает психологическую характеристику переживаний, используя изобразительный «язык человеческих чувств».

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой… Способность поставить себя на место другого, испытать радость, удивление, или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш глубже познает и себя, опытом ощущений и отношений других людей может  корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботу.

Благодаря знакомству с портретом ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания об известных деятелях науки и искусства, о сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И.Левитан, И.Шишкин, К.Коровин - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека. Характерным изобразительно-выразительным средством живописи считается цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С,Мухина). При формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Художник А.Кокорин пишет: «Рисование мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным или белым, он, как волшебник, на этом простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты». В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Дети дошкольного образа постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность. Произведения графики обычно выполняются на бумаге, реже – на пергаменте, ткани и других материалах. В основе графического произведения лежит рисунок.  Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета. Графика включает разные типы изображения. Это могут быть наброски сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Особое место  в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому очень важен высокий уровень оформления книг для детей. Простота, лаконичность графики позволяют детям даже младшего дошкольного возрвста схватывать главное, определять сюжетную линию. Знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с рассматривания произведений графики, и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В.Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным и др.  Основная задача, которую решаем в младшем возрасте – вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы. В средней группе через восприятие иллюстраций вводим детей в мир условных, графических образов, объясняем и показываем как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники способны понять станковую (рисунки и эстампы, используемые для оформления помещений) и массово-агитационную графику (плакаты, этикетки на коробках и т.п.). Дети 5-6  лет не просто узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию.

При ознакомлении с другим видом изобразительного  искусства – скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Скульптуру можно рассмотреть с разных сторон, поэтому важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение. Выражение чувств и характеров людей в скульптуре посредством отражения эмоций приводит к тому, что объемное воспроизведение в камне и других материалах предстает перед публикой одухотворенным, порождает видимость жизни. Скульптура (статуя, многофигурная композиция) как вещь обладает протяженностью, объемом, расположением частей относительно друг друга, т.е. реальным пространством. Образ человека, представленный в этой статуе, порождает видимость, что он существует в другом пространстве. Это художественное пространство порождается и передается публике посредством цвета статуи, который отличается от реального цвета человека ее размерами и постаментом. Скульптуре присуще и художественное время. Статуя неподвижна, однако псредством изображения различных моментов движения, их застывших мгновений передается движение представленного в ней персонажа во времени, например, движение спортсмена, бросающего диск (Мирон. «Дискобол»). И хотя в статуе нет движения, но создается видимость этого движения – изменения во времени. Порой взрослые проходят мимо скульптуры, не замечают ее красоты и тем самым лишают себя возможности осознать, пережить события прошлого или настоящего. Поэтому знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. Дети с удовольствием играют с богородской  игрушкой, с матрешками. Можно составить интересную композицию из дымковских игрушек. При рассматривании работ народных умельцев и произведений художников  скульптуры малых форм обращаем внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику. С этой целью используется малая скульптура, выполненная из разных материалов: фарфора, керамики, дерева, металла. В каждом городе есть  скульптуры, доступные детскому пониманию Проводятся экскурсии. Во время рассматривания надо рассказать, что изображает памятник. Обратить внимание на его выразительные стороны: форму, композиционное расположение фигуры, на то, как выполнены детали, помогающие понять содержание образа. Детям можно предложить обойти скульптуру и рассмотреть ее со всех сторон.

Работы скульпторов способствуют воспитанию детей. Они расширяют кругозор тем, что несут определенную информацию. Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. В живописи (как и в скульптуре) не только отражаются различные стороны жизни людей и природы, но и создаются фантастические, сказочные  образы: мифологический, исторический, бытовой, батальный, фантастический, сказочный, портрет, пейзаж и натюрморт. Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т.п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях. В процессе знакомства с произведениями живописи и графики дети узнают некоторые термины: картина, живопись, графика, линия, композиция, динамика (или движение), изображение, мазки, холст и т.п. Не все эти термины дети будут использовать в активной речи, но они должны слышать правильный, образный язык искусства.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)