![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||
Консультации для воспитателей"Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста".Автор: педагог-психолог МАДОУ "ЦРР - Детский сад 396" Приволжского района г. Казани Кравчук И.В.
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте. Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п. Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния. В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка. Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения. В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители? Период адаптации к условиям детского сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение. Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на профилактику дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии. Деятельность педагога-психолога в решении данного вопроса направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей и родителей (помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада). Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи. Практика показывает, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному периоду в его жизни. Нередко родители, желая развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того, чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом, наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и со взрослыми. Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. На сегодняшний день к решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации мы организовали группу кратковременного пребывания. Функционирование ГКП призвано решать следующие задачи: Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры. Формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса. Развитие игровых навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм поведения. Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша педагогически целесообразное воздействие. Создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в ОУ и в семье. Работа в группе строится таким образом, чтобы обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установить ситуативно-действенный контакт с взрослым, расширить опыт общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у ребенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Совместные занятия для родителей являются своеобразным "мастер классом", неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями. Помимо игровых комплексных занятий в детско-родительской группе проводятся тематические беседы с родителями, которые дают возможность узнать их опасения, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребенка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации. Все это повышает психолого-педагогическую компетентность родителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна |
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary) |