Формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

«Формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте»

(Консультация для воспитателей)

 Автор: Казначеевская Анна Николаевна, воспитатель МДОУ N 36 «Росинка», г.Белгород.

 

Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживание другого человека, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений.
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»
В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации оценками насилия дети становятся нечувствительными к боли другого человека. С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживания. По мере становления процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь. В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «я», у ребенка складывается представление о «я» других людей. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность.
Для развития эмпатии важно учитывать, что ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет то, насколько воспитатель обладает эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеет вовремя прийти ему на помощь. Необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия. Такие занятия направлены на решение следующих задач:
- расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
- развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
В каждое занятие должны быть включены:
- игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается;
- игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;
- игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой группы.
Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным, дать моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
Эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся опыту, сравнению пережитых чувств с чувствами тех людей, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации.
При выполнении заданий на занятиях нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме, пожалел плачущую маленькую сестренку, сделал кормушку и покормил птиц и т. п.)

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)