Восприятие детьми таинства природы через книгу, телепередачи и музеи.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

Восприятие детьми таинства природы через книгу, телепередачи и музеи.

Консультация для родителей.

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ КЛИНКОВА Н.Б.

 

Приобщать ребенка к таинствам природы, воспитывать  интерес к ней следует различными способами. Не все можно увидеть в естественных условиях, наблюдать во время прогулки. Природа полна чудесными явлениями, но она скрытна и не хочет сразу открывать их каждому. Только терпеливый, пытливый ум серьезного натуралиста может познать ее глубинные явления. Значительно расширить кругозор ребенка, сообщить ему многое из того, что удалено и недоступно его восприятию, позволяют различные косвенные средства — фильмы, книги, музеи.
Большое место в жизни почти каждой семьи занимает телевидение. Телепередачи доставляют много радости детям: живой озвученный экран с цветным изображением как магнит притягивает к себе взор ребенка. Познавательная и эстетическая ценность многих современных передач о природе достаточно велика. Ориентируясь в этих передачах, взрослые могут привлекать дошкольника к их просмотру.
Ушла в прошлое неплохая передача «Ребятам о зверятах», предназначенная специально для дошкольников, но появилось много новых содержательных телепередач о природе. В настоящее время все телевизионные каналы имеют интересные рубрики, которые, если их регулярно смотреть, могут существенно расширить представление взрослых и детей о природе нашей планеты. Это — важное свидетельство повышения в массовом сознании понимания значимости природы для человека, понимания необходимости ее познания с целью решения экологических проблем.

  • Серьезный проект уже не первый год осуществляется на втором канале (РТР): научно-популярная передача «Диалоги о животных», которую ведет Иван Затевахин. В программе демонстрируются уникальные отечественные и зарубежные видеофильмы о жизни животных в естественных природных условиях на разных континентах планеты. Ведущим программы дается закадровый комментарий к происходящим в фильме событиям. В ряде случаев ведется научный диалог со специалистами, приглашенными на передачу.
  • Интересный познавательный проект для детей реализует канал «Культура»  «БИБИГОН» передача «НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ», «В музей без поводка» .Это — способ приобщения детей к экологической культуре, которая авторами передачи рассматривается как важная составляющая общей культуры. Телепередача сочетает в себе игровые и документальные сюжеты Через которую дети  видят различные интересные фрагменты жизни дикой природы: как животные строят себе жилище, добывают пищу, спасаются от  врагов. Игровой сюжет пробуждает у детей познавательный интерес к природе.
  • Самая известная и популярная передача о природе — «В мире животных» — идет на канале «Домашний», она сохранилась еще с советских времен. Ее ведет популярный ведущий — Николай Николаевич Дроздов, знающий специалист и добрый человек, любящий природу. Передача, как правило, состоит из не очень продолжительных рубрик, разнообразных и интересных по содержанию. Если кто-то из взрослых смотрит передачу (ее могут между делом смотреть мама или бабушка даже на кухне) ребенка всегда можно позвать к фрагментам, интересным и доступным ему по содержанию. В передаче демонстрируются интересные материалы о самых различных животных, змеях, птицах, пауках, водных обитателях, сопровождаемые коротким научно-популярным комментарием. В этой замечательной передаче проводится линия гуманного общения человека с животными: иногда в форме встреч со специалистами или любителями природы, которые появляются на телеэкране со своими домашними питомцами или с организациями, которые содержат животных и занимаются пропагандой экологических знаний.

Интересны фильмы, посвященные разным экосистемам — тропическому лесу, океану, Арктике и др. Периодический просмотр таких фильмов увлекает, как правило, всю семью, и расширяет кругозор не только ребенка, но и взрослых, позволяет по-новому посмотреть на природу нашей планеты, увидеть в ней общечеловеческую ценность. Кроме того, готовые фильмы, сделанные профессионалами, являются хорошим образцом для создания любительских документальных фильмов.

  • Важным средством приобщения ребенка к природе является музей. В нашем  городе имеются выставочный зал, краеведческий музей, в которых демонстрируются постоянные или периодические экспозиции природного содержания. В краеведческом музее отражена природа местного края. Как правило, она представлена в виде красивых диорам, отражающих флору и фауну местных экосистем. Общая экспозиция природы не бывает большой, поэтому ее осмотр не занимает много времени, не утомляет ребенка, а, наоборот, доставляет удовольствие, прививает интерес и любовь к своему краю.

В выставочных залах нередко демонстрируют свои работы местные художники, которые в пейзажах, натюрмортах отражают природу края. Посещение таких выставок пробуждает эстетические чувства ребенка: он становится внимательнее к окружающему миру, наблюдательней, его восприятие становится более утонченным. В ребенке пробуждается творчество: он с удовольствием отражает в рисунках свои впечатления о мире, в том числе и о природе.
Российский книжный рынок пестрит. красивыми детскими изданиями. Нарядные, с яркими иллюстрациями, они создают волшебный мир знаний, в том числе и знаний о природе. Книга, как и телефильм, позволяет ребенку увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем.
В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.
           Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании ребенка. С волнением следит малыш за приключениями девочки Маши из сказки «Три медведя». Вот она съела Мишуткину кашу и уснула в его кроватке, а медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, заглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке?»
Глаза ребенка полны волнения за девочку, которая спит и не знает об опасности. А сколько искренней радости переживает малыш при благополучном окончании сказки!
Сказка должна иметь счастливый конец и не содержать сцен издевательства над живыми существами, уничтожения их. Малышу и даже ребенку старшего дошкольного возраста трудно понять объективную необходимость убивать животное с целью использования его в пищу, даже если это домашнее животное, специально для этого выращенное. Чрезвычайная чуткость нервной системы ребенка является благоприятной почвой для воспитания сопереживания любому живому существу.

  • Сцены издевательства над животными, хотя они и представлены в некоторых сказках как возмездие за жестокость самого животного, ранят малыша, а затем постепенно развивают в нем ожесточенность, равнодушие к страданиям других. Бытующее представление о якобы присущей ребенку от рождения агрессивности неверно. Проявление жестокости является лишь результатом неправильного воспитания, и влияние сказки при этом нельзя сбрасывать со счетов. Многочисленные исследования подтверждают, что большинство преступников, отбывающих наказание за насилие и жестокость по отношению к людям, начинали с издевательства над животными. В сознании ребенка очень ярко запечатлеваются следующие сцены:

«Взял  один лесоруб ножницы и разрезал волку брюхо, а оттуда вылезли бабушка и Красная Шапочка, живые и здоровые...» (Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».)
« — Волк! Волк! Бейте его! Бейте его!Прибежали и начали колотить волка, кто коромыслом, кто  ведром, кто чем попало.Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать...» (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»).
В сказке С. Михалкова «Три поросенка» мы видим, как поросята жестоко наказывают волка: «Поросятам не пришлось долго ждать. Черный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток. Никогда еще ему не было так больно! Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом. С диким ревом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувыркнулся четыре раза через голову, проехался на своем хвосте мимо запертой двери и бросился в лес».
Слушая эти строки, некоторые ребята выражают волку сочувствие. Ведь это так больно! Как же поступает в таких случаях взрослый? Чаще всего он старается убедить малыша, что животное заслуживает жестокого наказания и в конце концов ребенок произносит: «Так ему и надо, волк злой». Таким образом у ребят формируется представление о том, что можно быть жестоким, нужно лишь обосновать свое поведение, доказать свою правоту.
Но как же быть? Эти и другие сказки, в которых описаны сцены издевательства над животными, есть почти в каждом доме. Как говорится в народной поговорке, из песни слов не выбросишь. Но в тех случаях, когда сказку рассказывают ребенку младшего и среднего дошкольного возраста, некоторые слова, а иногда и фразы, абзацы, желательно заменить. Сцену издевательства взрослый может заменить курьезной сценкой. Волк может упасть, промахнуться, оказаться в воде, но все это не должно причинять животному физическую боль, а тем более лишать его жизни. Детям старшего дошкольного возраста можно читать сказку без изменений, ведь через некоторое время они сами научатся читать.
Однако после прочтения сказки следует поговорить с ребенком о том, что в сказках много придуманного, нереального. Затем можно попробовать вместе с ребенком придумать другое, менее жестокое наказание животному. Следует рассказать ему об особенностях жизни животного в природных условиях, о том как оно устраивает жилище, заботится о своих детенышах, добывает пищу, объяснить его значение в природе (значение хищных зверей в природе очень велико, так как именно они являются регуляторами численности травоядных, а также преграждают путь распространению инфекций).
Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и этому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности.

  • Обращаясь к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, мы находим один из эффективных методов воспитания детей — обучение их сочинению сказок. В школе Сухомлинского сказки сочиняли все ученики начальных классов. И все эти сказки — о природе. Этот метод вполне приемлем и в семейном воспитании детей. Родителям потребуется для этого немного фантазии и выдержки. Первые сказки лучше сочинять вместе, вдвоем, втроем, а то и вчетвером.
  •  Например, взрослый начинает сказку: «Встретились в лесу заяц и лиса. Зайчику сразу стало немного страшновато, а затем он подошел к лисе и сказал: «Давай дружить!» А что было дальше?» Ребенок придумывает один или два последующих эпизода, а взрослый развивает сюжет. Так получается совместная сказка. Сочиняя сказки, ребенок общается с природой, которая становится ему значительно ближе. Приобщение к творчеству приносит особое наслаждение. Вскоре вы убедитесь, что вместо просьбы: «Расскажи мне сказку!», ребенок будет говорить: «Давай придумаем сказку».
  • Расширяя круг представлений ребенка о природе, взрослый должен умело подбирать литературу для чтения. Множество вопросов возникает у ребят о сути явлений, происходящих в неживой природе. Дождь, снег, гром, радуга, туман, иней, ветер — явления яркие и впечатляющие, от них во многом зависит жизнь людей. При длительном отсутствии дождя погибает урожай, во время тумана отменяются поле- ты пассажирских самолетов, снежные ураганы заставляют людей прятаться в укрытия, штормы могут привести к крушению кораблей. Отчего все это происходит? Зависят ли эти явления природы от чьей-либо воли? Непонятное всегда пугает. Сегодня уже разгаданы многие тайны природы, но ребенку, вступающему в жизнь, еще многое предстоит узнать. Помочь ему в этом должен взрослый. Но как объяснить суть природных явлений так, чтобы вас понял ребенок дошкольного возраста? Ведь далеко не каждый взрослый может убедительно объяснить малышу каким образом с неба льется дождь, что такое облака и многое другое. И в этом случае хорошей помощницей вам станет детская художественная литература. В настоящее время — время большого потока информации — на книжном рынке появилось огромное количество разнообразных познавательных книг и энциклопедических

изданий для дошкольников. Родители не могут быть компетентны во всех областях знания, поэтому справочные книги должны быть в каждом доме. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вместе с ним отыскивает ответы в той или иной книге, рассматривает рисунки, схемы, карты.
Это очень важный способ приобщения ребенка к книге и ценности знаний, заключенных в ней, а также обучение самостоятельному поиску информации об окружающем мире.
Без словарей, энциклопедических изданий в настоящее время обходиться невозможно. Взрослые обрекают ребенка только на телеэкран, если в доме отсутствуют такие книги или если родители еще в дошкольном детстве не привили ему интереса к книге.

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)