Научно- исследовательская деятельность как постоянное самосовершенствование личности воспитателя.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

Научно- исследовательская деятельность как постоянное самосовершенствование личности воспитателя.

Автор: Труфанова Т. Я., воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида N 52 «Ласточка».

 

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики наряду с собственными закономерностями развития ставят отечественное образование перед необходимостью перемен, направление которых стараются предугадать представители как науки , так и практики.
Современные исследования подтвердили возросшие потребности в новых открытиях, в людях с нестандартным мышлением, ведь  максимум способности к фантазии у детей сместился 8-11 годам. Кроме того, выявилась качественно новая зона – «отрицательная способность к фантазии»- когда человек психологически настроен против неё.
В последние годы  ведущие специалисты в области образования, педагоги заняты одним вопросом: как сделать обучение дошкольников не только со­держательным, но и интересным.
  Познакомившись с  ТРИЗ—   теорией решения изобретательских задач, основанной Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованной в 1956 г. я пришла к выводу, что появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности.
Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которые психо­логи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, много­мерное. Основополагающая задача ее - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ребёнка, его саморазвитие, самообразование, са­мовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия твор­ческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Именно это и послужило толчком для применения в своей работе методов и приёмов ТРИЗ. Ведь если педагог творчески мыслит, то он способен вовлечь в данный процесс и остальных участников - детей и коллег по работе.
Основная черта педагога, работающего по новой технологии - убеждённость в важности дела. Награда за труд- моральное удовлетворение от причастности к делу, радость творчества.
Перед  нами встаёт вопрос- с чего начать? Самое первое- хорошо выучить весь инструментарий методов и приёмов по психологической активизации творчества. Педагоги должны хорошо понимать словарь и значение понятий, обладать достаточной психологической чуткостью и интеллектуальностью, чтобы осознанно способствовать развитию детей, постепенному переходу их деятельности от чисто перцептивного уровня на высшие уровни развития понятий.
Развивая творческое воображение, способность к фантазии, применяя методы психологической активизации творчества, мы постепенно расшатываем уже сложившиеся стереотипы в мышлении детей, учим оригинально использовать средства художественной выразительности в различных видах деятельности. Экспериментируя, дети высказывают оригинальные идеи, изобретают что-то новое, создают фантастические объекты, полученные из реальных прототипов путём фантастических преобразований.
Прежде чем начать применять в своей работе методы и приёмы ТРИЗ и РТВ, необходимо создать эмоциональную атмосферу.
Благоприятная окружающая обстановка обуславливается  следующими заповедями педагогического коллектива:

  1. Мы не ругаем ребёнка за беспорядок, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  2. Мы помогаем детям строить их собственные планы и принимать решения.
  3. Мы помогаем ребёнку улучшить результат его работы.
  4. Мы никогда не говорим ребёнку, что он хуже других детей.
  5. Мы побуждаем ребёнка придумывать и  фантазировать.
  6. Мы разрабатываем практические эксперименты, чтобы помочь детям больше узнать.
  7. Мы побуждаем детей находить проблемы, а затем решать их.
  8. Мы помогаем ребёнку быть личностью.
  9. Мы развиваем в детях позитивное восприятие их способностей.

Соблюдая предложенные заповеди, мы сможем постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Являясь примером для подражания, мы будем способствовать развитию таких же качеств у детей.
А теперь я предлагаю Вашему вниманию методы и приёмы ТРИЗ и РТВ, позволяющие развивать у детей творческие качества, которые подобно сильнейшему катализатору способны ускорять творческий процесс:

  1. Простейшие методы (типовые приёмы фантазирования)
  2. Бином фантазии
  3. Ситуационные задания
  4. Методы, основанные на системном подходе
  5. Методы, основанные на элементах ТРИЗ:
  6. Мозговой штурм
  7. Метод фокальных объектов
  8. Морфологический анализ
  9. Метод моделирования

6.Методы РТВ лингвистическими средствами.
Работу необходимо начинать со средней группы, когда у детей имеется определённый речевой запас, постепенно усложняя задания.
При отборе методов и приёмов я учитываю не только возрастные возможности детей, но и особенности того контингента, с которым работаю, индивидуальные способности каждого ребёнка. Именно реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
В своей работе я основывалась на исследования мировой и отечественной психологии по курсу РТВ ( развитие творческого воображения) и методологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, основоположник  Г.С.Альтшуллер).
   Большинство ученых, педагогов понимают, что время не стоит на месте, дети меняются с непостижимой быстротой, а применение новых технологий, не­традиционных форм работы - тоже своего рода «обновление», благодаря ко­торому меняемся и мы. И может быть, это поможет нам, педагогам, все чаще находить общий язык с его современными дошкольниками  ( учениками) . А ради такой цели можно и поработать.

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)