Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи

Автор: Фатхуллина Г. А. музыкальный руководитель ДОУ N 33 "Колобок" г. Набережные Челны, Республика Татарстан.

 

Организация полноценного сотрудничества педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих пред коллективами дошкольных учреждений.
    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
  Что же значит формы сотрудничества педагогов с родителями? Для того чтобы точно ответить, обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова:
    Форма - устройство, структура, форма организации.
  Сотрудничество – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
  Сотрудничество – общение на «равных», где никому  не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, (слайдN2)
   Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.                                                 
  Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний  родителей, чтобы сотрудничество шло паралелльно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга (слайдN3)
  Традиционные формы подразделяют¬ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион¬ные.
  К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия, вечера вопросов и ответов и др. (сл.N4)
  К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы, домашние задания. (сл.N5)
К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды, тематические выставки, выставки детских работ, (сл.N6)
  В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради¬ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Ав¬тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа¬ционно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа¬ционные,(слN3)
Основной задачей информационно-аналитических форм организа¬ции общения с родителями являются сбор, обработка и использо¬вание данных об  общекультурном  и музыкальном уровне  родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Это - анкеты, «Родительская почта», модули музыкальных уголков для родителей (сл.N7)
 Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и деть¬ми. К данной группе форм относятся проведение  совместных праздников, досугов и конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, музыкальные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста, совместные проекты.
 Познавательные формы организации общения педагогов с семь¬ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического, музыкального  развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
 Наглядно-информационные формы условно разделены на две под¬группы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспита¬нием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошколь¬ного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просвети¬тельской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выде¬лены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познава¬тельными формами.
 Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних,способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учрежде¬ния способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длитель¬ное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
      Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и в организации культурного досуга, умении выражать свои эмоции, чувства. Да и чего уж греха таить, детские праздники и развлечения воспринимаются родителями, как своего рода развлечение для себя, устраиваемое воспитателями и детьми. И любой праздник приходится начинать с просьбы выключать мобильные телефоны и не жалеть аплодисментов, улыбок для своих детей. К нашему сожалению, при проведении анкетирования обнаружились и родители, которые ни разу не были даже в кукольном театре. И мы с педагогами решили попытаться изменить такую ситуацию, начав с совместной  культурно-досуговой деятельности, так как организация культурно-досуговой деятельности не занимает в дошкольных образовательных учреждениях должного положения, носит по преимуществу, ситуативный характер—в виде развлечений и праздников. А  родители заботясь, как они считают,  о развлечении ребенка в выходные дни  («дать возможность ребенку отдохнуть от детского сада»), практически никак не организуют свободное время детей в будни.
А между тем,   культурно-досуговая деятельность детей—это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей; которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении:
- развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;
- праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;
— творчество — в разных видах  культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.
   А между тем, досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.  Данное обстоятельство стало решающим для нас: педагогов и музыкальных руководителей, при разработке коллективного творческого проекта "Формирование основ культуры средствами организованного совместного  культурного досуга» - «Развиваемся вместе».
" Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится  голова,  сердце, и нравственность»- эти слова  К.Д. Ушинский, стали девизом нашей деятельности.
     Эта проблема и легла  в основу нашего проекта.  Для ее обоснования  потребовалось провести  анкетирование детей, педагогов, родителей по                                                                                 следующим направлениям: организация досуга в семье, семейные праздники и традиции; посещение   культурно – досуговых  центров нашего города, представление о творчестве музыкальных, театральных деятелей нашего города; знание музыкальных традиций разных народностей, проживающих в нашем городе, республике; информированности  о музыкальных, театральных, хореографических коллективах нашего города. Выяснить:  хотят ли дети заниматься в них, а взрослые водить туда детей, и  какое место музыка занимает в  семье? Был затронут аспект, связанный и с культурой поведения.
  Результаты выявили, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (активное восприятие  музыки, музицирование, пение, инсценировки художественных произведений и сказок, рисование, конструирование, ручной труд и др.).
  Также были  выделены  три группы родителей:
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители – критические наблюдатели.
 Цель нашего проекта:  Повысить уровень компетентности родителей в организации культурно-досуговой деятельности детей. Вовлечь детей и родителей в творческий процесс.
         Были поставлены следующие задачи:
- Способствовать активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.
- Развивать творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Формировать  позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями. 
 - Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.
-  Содействовать посещению различных студий и центров творчества в зависимости от интересов ребенка.
    Участники проекта: воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители и другие члены семьи.
Реализация данного проекта рассчитана на 2,5  месяца .
Этапы реализации проекта:
1.      Анкетирование родителей, педагогов, детей.
2.      Заседание круглого стола по музыкальному развитию детей.
     3. Учебный практикум «Делаем праздник сами»
     4. Приобретение  театральных костюмов.
     5. Семейный досуг « Неразлучные друзья: взрослые и дети»
   6. Пополнение  театральной зоны: театром  смешариков, конусным театром, театральными  ширмами.
   7.  Разучивание песен, стихов, танцев, инсценировок.
   8. Почтовый ящик «Деду Морозу».
  9. Психологическое тестирование в рисунках «Пожелание Деду Морозу»
10. «Новогодняя сказка» по мотивам русской народной сказки «Морозко» и  татарской сказки  Г. Тукая «Су анасы».
11. Посещение  новогоднего спектакля и представления в кукольном театре.
12. Выпуск фотогазеты.
Результаты  проекта:
  Итогом работы по теме творческого проекта стало совместное посещение кукольного театра, просмотр новогодней сказки и активное участие в игровой программе, а так же оформление фотогазеты.  Пополнение  театральной зоны: театром смешариков, конусным театром, театральными  ширмами.   Приобретение  театральных костюмов.   Проведение праздников, семейных досугов. 
В результате чего,  родители стали проявлять искренний интерес к культурно-досуговой жизни детского сада и города, научились выражать восхищение результатами и продуктами совместной деятельности, так как по словам 
К.С. Станиславского: « Умение восхищаться – это признак талантливости натуры», эмоционально поддерживать своего ребенка.  Мы смогли донести до родителей простую истину: “Слова учат, а пример заставляет подражать”.
    Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
     Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности.                        
 Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей; возможностью посещать музеи, театр, концерты, библиотеки; гулять по паркам и площадям. Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей и родителей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка и родителей.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)