logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent

stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Мы в Facebook
Мы в Контакте
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

 Программа “Музыкальные уроки здоровья”.

(с применением арттерапевтических методик)

Автор: Скорикова Наиля Марсовна, музыкальный руководитель, МБДОУ N91 "Журавушка", Республика Татарстан, город Набережные Челны.

 

Пояснительная записка.

В последние годы заметно усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми. Появился ряд работ, определяющих теоретические и методические основы артпедагогики и арттерапии, однако практические разработки в этом направлении представлены недостаточно.
Данная программа адресована музыкальным руководителям ДОУ, педагогам-психологам, дефектологам, учителям музыки. Отдельные занятия с успехом могут использоваться в работе логопедического детского сада, детского сада для детей с задержкой психического развития.
В первой части дается обоснование использования средств искусства в коррекционно-развивающем процессе, характеризуются недостатки личностного, речевого, познавательного развития, которые могут быть устранены или смягчены средствами арттерапии, определяются задачи с использованием разных направлений арттерапии.
Вторую часть представляет содержание программы, включая конспекты занятий, которые могут использоваться в работе с детьми с различными негрубыми отклонениями в развитии.
В третей части представлено перспективное планирование коррекционной работы с использованием изотерапии, сказкотерапии, имаготерапии, кинезитерапии и игротерапии.
Представленная программа и планирование в течение 3-х лет прошли апробацию в дошкольно образовательных учреждениях города и средней школе N7 (1 классе) и показали свою эффективность.

 

 

Понятийный аппарат программы,

Арттерапия - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии) а в коррекционной практике - совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства, позволяющих осуществить коррекцию нарушений психосомотических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Изотерапия – это лечебное воздействие средствами изобразительного
искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.
Библиотерапия – это лечебное воздействие чтением.
Имаготерапия – это лечебное воздействие через образ, театрализацию.
Музыкотерапия – это лечебное воздействие через восприятие музыки.
Вокалотерапия – это лечение пением.
Кинезитерапия (танцтерапия, коррекционная ритмика) – это лечебное воздействие движением.
Ритмодикламация – это синтез поэзии и музыки, «музыкальная речь» или речевое интонированием в ритме, предложенном композитором. Релаксация - это расслабление, уменьшение напряжения, ослабление, облегчение, состояние покоя.

Концептуальное обоснование программы.
Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Исследования показывают, что 85% детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей с легкими нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает.
Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы:
- генетические (отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей;
- внешнесредовые (неблагоприятная экологическая ситуация, курение, алкоголизм, неблагоприятный психологический микроклимат в семье, раннее искусственное вскармливание);
- увеличивающиеся учебные нагрузки на детей (мания некоторых родителей поскорее сделать своего ребенка «вундеркиндом»).
В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, сниженный интерес к занятиям, непоседливость, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется недостаточной сформулированностью, дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Игровую деятельность таких детей характеризуют бедность воображения и творчества.
Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и т.д.) страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.
Эти дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Из работ многих авторов (Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой, Л.Д. Кузнецовой и др.) известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушением развития. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. Он уходит от переживаний, чувства одиночества, страхов и тревожности, или от конфликтных межличностных внутрисемейных отношений. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление отношений со взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполнительных песен, плясок и т.д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии.
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». Сходство этих терминов прослеживается в первой части понятий: арт - «художественное, искусство». Вторая же часть определяет различие: терапия - направление медицины, лечебное воздействие; педагогика - область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции.

Направления арттерапии:
изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.;
библиотерапия - лечебное воздействие чтением;
имаготерапия - лечебное воздействие через образ, театрализацию;
музыкотерапия - лечебное воздействие через восприятие музыки;
вокалотерапия - лечение пением;
кинезитерапия - (танцтерапия, коррекционная ритмика) - лечебное воздействие движением.
Основные функции арттерапии:
Катарсистическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.
Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного, психоэмоционального состояния.
Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.
Особенности программы:
а) не ставит ребенка в строго определенные рамки, не терпит суеты,
натаскивания;
б) последовательное, пошаговое движение вперед с целью коррекционного
исправляющего воздействия;
в) взаимосвязь и взаимодействие музыки, речи и движения;
г) здоровье - сберегающая особая система отношений между педагогом и
детьми;
д) перед каждым видом деятельности обязательна подготовительная работа.

В дошкольных учреждениях чаще используются такие виды арттерапии, как: музыкотерапия, изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия.
Наиболее сензитивным для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик.
Наиболее распространена в психокоррекционноц работе с дошкольниками -изотерапия (рисование, лепка). Её применение позволяет получить положительные результаты:
создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на формирование позитивной «Я - концепции», уверенности в себе.
Активная музыкотерапия в работе с дошкольниками с различными проблемами используется в различных вариантах: вокалотерапия, танцтерапия.

Вокалотерапия у детей с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития применяется у старших дошкольников для:
развития музыкальных способностей;
активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
развития и укрепления дыхательной системы;
тренировки мышц гортани, голосовых связок;
улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;
создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

Кинезитерапия (танцтерапия) основана на связи музыки и движения, и используется в коррекционной работе для тренировки не только мышечной, но и сердечно сосудистой и нервной систем. Кинезитерапия может проводиться в форме тематических занятий, или в занятие могут включаться различные упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторной сферы.

Имаготерапия – главная цель её проведения не публичное выступление детей перед зрителями, а углубление психотерапевтического эффекта. И чаще проводится в форме куклотерапии, с использованием любимого персонажа или куклы, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с проблемной ситуацией конкретного ребенка.
Один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Это методика дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Содержание программы с использованием средств искусства.

Цель: профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка и развитие его средствами музыкального искусства.

Задачи:
1. Коррекция недостатков в личностной и эмоционально - волевой сфере:
- формирование у детей волевых качеств;
- устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.);
- формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;
- развитие у детей положительных качеств характера (доброты, сопереживания, отзывчивости, честности и т.д.);
- преодоление невротических проявлений (страхов, тревожности и т.д.)
2. Преодоление недостатков в речевом развитии:
развитие лексико - грамматического строя речи;
формирование навыков и умений связного речевого высказывания.
3. Формирование высших психических функций:
развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
развитие творческих способностей (воображения, фантазии).
4. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:
- формирование чувства ритма;
обеспечение всех и каждого ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении;
формирование певческих, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

 

Структура занятия.
1. Игра – приветстви.
Занятие начинается с организационного этапа, необходимого для активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие. Это двигательные игры - приветствия: «Здравствуй, говори!», «Ты шагай, не зевай!», «Здравствуй, дружочек!»

2. Ритмо дикломация.
У детей с ЗПР и речевым нарушением наблюдается стойкое недоразвитие в двигательной сфере. А любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме: ритме стихотворения, сердца, дыхания, ритма дня, работы и т.д. Здесь приходит на помощь коррекционная ритмика. Ритм, который вовлекает ребенка в движение, организует его и дисциплинирует. А стихотворная речь, которая сопровождает движение, подсказывает ребенку и он запоминает их на уровне сознания и мышечного, и музыкального.

3. Активная форма слушания музыки.
Музыка – самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние человека. Воздействие музыки происходит через звуковой регулятор жизненных ритмов: пульс, дыхание, движение. У взрослого и ребенка они разные. Поэтому музыка должна быть специфической, детской: без громкого звучания в аккомпанементе. Ребенка необходимо подготовить к её восприятию (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

4. Вокалотерапия.
Введение ребенка в любой вид искусства должен проходить через игру. Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают. Мы часто требуем -давайте споем, как я, не окрашивая песню в художественный образ. Поэтому на наших занятиях песня – это тоже игра. В игре мы и готовимся к пению. Я говорю: «Сейчас мы будем играть на самом любимом музыкальном инструменте. Откроем чемоданчик, достанем голосок...» и т.д. готовя детей к пению, я показываю и рассказываю о приключениях язычка (артикуляционная гимнастика), который отправился в гости к песенке, но по дороге встретил ослика (голосовая игра), затем полетал на самолете (упражнение на дыхание) и т.д.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.
Игра – это тоже терапевтическое средство, лечебное средство, а не отдых и развлечение. В игре каждый ребенок получает возможность отреагировать, изжить отрицательные эмоции, заменить их на противоположные, обрести веру в себя. Основным показателем игровой методики является интерес. Игровая методика полезна всем детям, считается здоровье сберегающей и в арттерапии присутствует во всех видах деятельности. Например, игра «Экзамен» показывает, как дети, обучаясь игре в оркестре, учатся динамике исполнения в игровой форме, развивается реакция и внимание, умение музицирования под фонограмму.

6. Пальчиковый игротренинг.
О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ещё в II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ. Я использую на занятиях арттерапии методические рекомендации Иванов^ А.А., автора программы «Игра, как основа изучения музыкального языка с детьми и их родителями», которая в 1998 г. получила Гранд Фонда Сороса.

7. Кинезитерапия.
Это может быть сюжетный современный или народный танец. Например танец из Дании «7 фигур», или совместный танец с родителями «Вальс друзей», танец - игра «Мы - вместе».

8. Контактный и бесконтактный массаж.
После выполнения ритмических упражнений, ладони участников группы становятся разогретыми и готовыми для проведения контактного и бесконтактного массажа, которые проводятся под плавную и ритмическую музыку. В первом случае дети мысленно произносят слова добра, любви и нежности к тому, кому массируют биополе. Во втором случае разминаются мышцы спины (топорики), шеи и крестца (4 щипка пальцами) и опять под плавную музыку проводится успокоительный массаж шеи и плеч стоящего впереди партнера через 5 минут группа поворачивается кругом и меняется партнерами.

9. Заканчивается занятие релаксацией
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.
В содержании программы также включены занятия, направленные на формирование адекватной самооценки у детей: «Сказка про кляксу», «Я – хороший, я – плохой». Занятия, на которых создаются условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа, это такие занятия, как: «Живые цветы», «Времена года».
Все занятия имеют коммуникативную направленность. Игра – приветствие, пальчиковый игротренинг, направленные на сплочение и объединение группы – первый этап занятия. Далее вводятся упражнения по кинезитерапии, которые снимают психо – эмоциональное напряжение, активизируют творческое воображение и мышление.
Параллельно, в процессе занятия, слушаем музыку. Это народная музыка, музыка композиторов: И. Гайдна, Э. Грига, А. Вивальди, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Моцарта и др.
Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Успех коррекционной работы с ребенком зависит и от сотрудничества с родителями. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместные праздники, где родители не только знакомятся с программой, творческими работами детей, но и сами активно поют, музицируют и танцуют. Также повышают самооценку .ребенка, степень его само признания. Только пройдя 6 ступеней: познать, понять, простить, принять, полюбить, помочь мы сможем создать благоприятные условия для коррекции познавательной и личностной сфер ребенка с проблемами развития.
Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной программе ограничимся приведением 10 выборочных развернутых планов - конспектов комбинированных занятий по развитию личности, речи, творческих и музыкальных способностей с использованием средств искусства.

   
Rambler's Top100  
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)