logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent

stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Мы в Facebook
Мы в Контакте
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей.

«Добрые друзья природы»

Проект.

Автор: Отяшкина Валентина Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад N 363 г.Перми.

 

Содержание.

N

Название

Страница

1.

Проблема.

3

2.

Цель, задачи проекта. Ожидаемые результаты.

4

3.

Риски и пути их преодоления. Перспективный план реализации проекта.

5 - 6

4.

Педагогические принципы.
Реализация проекта.

6 - 7

5.

Анализ совместной с родителями деятельности и результаты.
Перспективы развития.

8

6.

Литература.

9

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы , тем самым поставили под угрозу выживание человечества. Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности, а это значит, что начинать экологическое воспитание детей нужно в раннем возрасте и в определённой среде, где ребёнок наблюдает за явлениями и событиями в природе, где ему помогают понять взаимосвязи в природе, он может задавать вопросы ей и получать на них ответы. Одним из таких мест является дошкольное образовательное учреждение.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т.В. Потапова предлагает несколько иной подход: « Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращения с ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.
Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей, между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Исходя из всего выше сказанного, возникла идея данного проекта.

Цель проекта:
1. Способствовать формированию экологического сознания родителей, и детей в совместной деятельности.
2. Формирование на основе экологических знаний бережного и созидательного отношения к природе.
3. Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе «экологическое воспитание детей».

Задачи проекта:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одного звена в цепи может вызвать непоправимое.
3. Приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
4. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
5. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, своей придомовой территории, микрорайона.
6. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме рационального обращения с отходами.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня экологической культуры родителей (понимание того, что человек является частью природы и потому зависит от неё и биологически и духовно, а значит недостойно быть равнодушным к проблемам экологического характера.
2. Непосредственное участие родителей в экологическом образовании детей, на примере своих собственных поступков.
3. Активное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятиях.

Возможные риски:
- не понимание родителями актуальности проблемы экологического воспитания детей
- не заинтересованность в реализации проекта
- не усвоение детьми материала.

Пути преодоления рисков:
- индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями о воспитании детей.
- организация круглого стола по проблемным вопросам в воспитании детей.
- тренинг для родителей «Знаю ли я свой край?»
- индивидуальные поручения родителям по созданию рефератов «Комнатные растения», « Родничок, ручеёк, река»
- проведение дидактических игр с детьми
- беседы с детьми по вопросам охраны природы.

Перспективный план по реализации проекта:

  1. Этап. Информационный.

N

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Анкетирование родителей с целью выявления знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Сентябрь.

Воспитатель.

2.

Подготовка наглядного материала для просвещения родителей, в папки – передвижки и ширмы.

Октябрь.

Воспитатель.

3.

Проведение круглых столов на темы: «Проблемы воспитания детей», «Проект-средство воспитания детей»

Октябрь.

Воспитатель и психолог, инициативная группа родителей.

4.

Презентация проекта для заинтересованности родителей

Октябрь.

Воспитатель и инициативная группа родителей.

  1. Этап. Практический.

1.

Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов
«Каким я хочу видеть прогулочный участок в детском саду или около дома».

Ноябрь.

Воспитатель, родители, дети.

2.

Проведение совместно с родителями праздников, развлечений, выставок на экологическую тему.

Ноябрь
Декабрь

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети.

3.

Разработка экологических знаков.

Январь

Воспитатель, родители, дети.

4.

Обогащение материалами детской лаборатории, для самостоятельной деятельности детей.

В течении года

Воспитатель, родители, дети.

5.

Разработка «экологической тропы», методики работы с ней.

Февраль.
Март.

Заведующий, методист, воспитатели, родители и дети.

6.

Обустройство «экологической тропы»

Апрель.
Май.
Июнь.

Воспитатели, родители и дети.

7.

Изготовление силами родителей «паспортов» животных, гербария растений Пермского края

Июль.
Август.
Сентябрь.

8.

Создание эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения ( участков леса, луга, сада, огорода, водоёма и (метеоплощадки) при участии родителей.

В течении
Года.

Руководство дошкольного учреждения, воспитатели, родители, дети.

При создании проекта учитывались педагогические принципы:
- возрастные особенности детей
- доступность для понимания, как детям, так и взрослым
- наглядность
- сезонность
- последовательность

Реализация проекта.

В начале работы, по воплощению в жизнь проекта, было проведено анкетирование родителей. В результате выяснилось, что из 100% только
40% родителей чётко ответили на вопросы по содержанию экологии и экологического воспитания детей. А значит надо начинать с экологической грамотности взрослых. Одной из возможных форм просвещения в детском саду являются папки-передвижки и ширмы в которых представлен материал на темы: « Экология - это интересно или нет?», « Природа - наш дом». Материал меняется по ходу реализации проекта. Были подобраны книги для мини-библиотеки, проведены «круглые столы» с обсуждением вопроса о воспитания детей, и второй «стол» на тему «Проект, как средство экологического воспитания детей».
В процессе обсуждения за «круглым столом» данной темы с инициативной группой родителей, пришли к выводу, что это очень важно и необходимо заинтересовать остальных родителей в экологическом воспитании детей.
Следующим шагом к намеченной цели - родительское собрание, с презентацией, на котором, ими были озвучены цели и задачи данного проекта. Заинтересованность родителей и детей проявилась в создании и разработке:
- макетов прогулочных участков
- изготовление кормушек для птиц
- оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы»,
«Жизнь в лесу», «Первоцветы». совместные поделки, родителей и детей из бросового материала.
- ауди и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).
Как доказано психологами для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов была создана: - лаборатория неживой природы под названием «Хочу всё знать!» в которой дети с удовольствием играют в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняют материал, и радуются новым открытиям детей.
Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья проводились досуги, развлечения с экологической тематикой. Чтобы эти мероприятия были востребованы, был разработан алгоритм подготовки:
- определение темы и цели мероприятия
- разработка сценария
- распределение ролей взрослых (родителей)
- изготовление пригласительных
- изготовление атрибутов и плакатов

Анализ совместной с родителями деятельности и результаты.

Таким образом, проводимая работа позволила повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:
- экологии и экологического воспитания детей;
- взаимоотношений детей и взрослых;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью
улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.

Перспектива развития.

Наш проект успешно реализуется, а главное это направление имеет перспективу дальнейшего развития:
- оформление «Альпийской горки»;
- создание «Метеоплощадки»;
- продолжение обустройства уголков леса, экологической тропы.
Родители и дети заинтересовались разработкой новых проектов:
- «Вода - кровь земли»;
- «Чудо- растения»;
- «Что такое быть здоровым?!»

 

Литература:

1. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
2. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;
3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;
4. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;
5. А.М. Федотова « Экологическое воспитание дошкольников», «Пермский областной совет ВООП», 1992г.;
6. С.Н. Николаева « Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Педагогическое общество России», Москва, 2003г.;
7. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993г.;
8. О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.;
9. Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду», «Пед. университет 1 сентября», Москва, 2006г.;
10. http://www.uchmag.ru
11. http://eduhmao.genum.ru

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)