«Космическое путешествие»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по развитию математических представлений в подготовительной группе. Образовательная область «Познание»

Автор: Игнатьевская Ольга Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа N 1 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад N 27 «Солнышко», Архангельская область г. Вельск.

Аннотация.

Непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми  подготовительной группы по теме «Космическое путешествие», в рамках образовательной области «Познание» по развитию математических представлений с интеграцией  образовательной области «Художественное творчество», «Физическая культура». НОД  имеет открытый конец, где дети переходят к художественному творчеству. Детям предлагалось выразить свои впечатления с помощью изобразительных материалов: красок, пластилина, бросового материала.

Данная разработка может быть использована воспитателями дошкольных учреждений.

Введение.

Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая принцип интеграции и принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса по теме «Космос» была разработана НОД по формированию математических представлений в подготовительной группе «Космическое путешествие».

Основная часть.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять и расширять знания детей о звездах и созвездиях.
  2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 20.
  3. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
  4. Закреплять знания о последующих и предыдущих днях недели.
  5. Уточнять и закреплять знания детей об  образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей.
  6. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

  1. Развивать математическую речь, наблюдательность и творческие способности.
  2. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
  3. Совершенствовать  навыки конструирования по схемам.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Материал: Телескоп, листы с заданиями для каждого ребенка; планета с цифрой «7»; летающие тарелки с цифрами; игра «Чудо-крестики — 3» В.Воскобовича; Блоки Дьенеша; листы бумаги в клетку для каждого ребенка; цветные карандаши; краски; цветная бумага; клей, ножницы; пластилин; бросовый материал.

Методы и приемы: словесные, наглядно-действенные, практические.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель вносит в группу телескоп, обращает внимание детей.

В – Ребята посмотрите, что это?
Д – Это телескоп, подзорная труба…
В – Это телескоп. Для чего нужен телескоп?
Д – Рассматривать звезды.
В – Ребята, давайте посмотрим в телескоп, что же вы видите?
Д – Звезды, созвездие.
В – Что такое звезда? (ответы детей).
В – Звезды – это огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.

Ещё в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звёздное небо. Они увидели на нем группу звёзд, которые и назвали созвездиями. Люди заметили, что самые яркие видимые глазом звёзды образуют в темном небе фигуры. Эти фигуры назвали созвездиями.

Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифологических героев, за что и получили свои названия. Существует много созвездий, вот некоторые из них: «Лев», «Гончие псы», «Волопас», «Большая медведица», «Малая медведица», «Рысь», «Дракон», «Лебедь», «Орион», «Кассиопея». (см. Приложение N 1).

Самая яркая звезда на небе называется – Полярная. Она входит в созвездие «Большая медведица». Полярная звезда – это звезда – компас: она указывает направление на север.

В – Ребята, вы хотите побыть космонавтами и отправиться в космическое путешествие?
Д – Да.
В – Впереди вас ждут интересные задания.

Чтобы космонавтом стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо много знать,
Надо много уметь.

В – Какими качествами должен обладать космонавт?
Д – Хорошим здоровьем, смелостью, добротой и т.д.
В – Проверим, как вы готовы к полёту.

Прошу всех подняться на предстартовую площадку космодрома.

Там ровно 20 ступенек.  (Счёт до 20)
Проводится упражнение «Внимание космонавты».

В – Ничего  не говори,
Лишь руками покажи –
Высоко, далеко, низко, близко               (Дети показывают руками)
Слева, справа, широко, узко

В – Молодцы!
Только сильных звездолёт
Может взять с собой в полёт.

В – Проверка готовности экипажей к  полету продолжается.
(Детям даются задания)

— Присесть 6 раз;
— Подпрыгнуть на  1 раз больше;
— Наклониться 5 раз;
— Хлопнуть в ладоши на 1 раз меньше.

В – Ну, что же молодцы ребята, к полёту готовы.
В – А на чём же можно полететь в космос?
Д – На ракете, космическом корабле.
В – Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд. И вам сейчас предстоит потрудиться выложить ракету.

(Дети выкладывают ракету из игры «Чудо-крестики – 3» В. Воскобовича)

(см. Приложение N 2).

В – Ракеты готовы. Прошу занять свои космические кресла в ракетоносителе. Объявляется минутная готовность, до старта 10 минут, начинаем обратный отсчёт.

Дети хором считают от 10 до 1.

Д – 10-9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Звучит космическая музыка.

В — Ракетоноситель  несёт нас в звездное небо, 10 секунд – полёт нормальный, 20 секунд – полёт нормальный. Наш корабль вышел на орбиту.
В – Перед нами открытое звёздное небо. Ребята посмотрите в иллюминатор. Обращает внимание детей на экран, где расположены звезды в ряд в виде геометрических фигур разного цвета.
В – Сколько звезд вы видите?
В — Какого цвета третья звезда, если считать слева на право?
В — Которая по счету оранжевая звезда?
В – Которая по счету зеленая звезда?
В – На каком месте стоит звезда в виде шестиугольника?
В – Какая звезда стоит до звезды в виде трапеции?
В – Какая звезда стоит после звезды – круг?
В – Посмотрите на «мониторы» со звездами.  (см. Приложени N 3).
В – Зеленым цветом обведите числа меньше 10, а числа больше 10 – синим.
В – какие числа обвели зеленым?
Д  — 2, 1, 7, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 0.
В – Какие числа  обвели синим?
Д – 14, 26, 30, 16, 18, 12 и т.д.
В – Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка. (см. Приложение N 4).

В – Ребята, а в какой день недели мы отправились в путешествие?
Д — Во вторник.
В – Какой был вчера?
Д – Понедельник?
В – Какой день недели будет завтра?
Д – Завтра будет среда.
В – Какие дни считаются выходными?
Д — Суббота и воскресенье.
В – Внимание экипаж! Впереди 7 неопознанных летающих объектов, они приземлились на планету Уран. (см. Приложение N 5).
В – Как можно составить число 7?
Д – Семь это – 5 и 2, 2 и 5, 0 и 7, 1 и 6, и т.д.
В – С заданием справились, летим дальше.

Пальчиковая гимнастика «Космос»  (см. Приложение N 6).

В – Ребята на наш корабль поступило тревожное сообщение от жителей планеты Икс. Они просят нас о помощи. Что же нам делать?
Д – Отправиться на планету Икс, и помочь жителям этой планеты.
В – Чтобы узнать, какие жители живут на этой планете мы узнаем, выполнив задание.
Графический диктант (см. Приложение N 7).
В – Кто у вас получился?
Д – Инопланетянин.
В – Дополните изображение деталями.
Дети рисуют глаза, нос. Воспитатель помещает изображение инопланетянина. Инопланетянин – Здравствуйте, земляне!
В – Здравствуй уважаемый инопланетянин! С твоего космического корабля наш экипаж принял тревожный сигнал, что у вас случилось?
И – Я не могу вернуться на свою звезду пока не соберу  космические кристаллы.
В – Кристаллы нужно разложить в отсеки.   (см. Приложение N 8).
В – Путешествие наше подошло к концу, и нам пора возвращаться домой. Просьба занять свои места. Обратный отсчет:
Д — 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 — Пуск!
В – А чтобы мы быстрей прилетели, найдите корабль  который летит к Земле и нарисуйте путь красным карандашом. (см. Приложение N 9).
В – С возвращением на Землю! А сейчас ребята я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о нашем путешествии, о космосе и отразить это все в своих работах.
Детям предлагается: цветная бумага, бросовый материал, пластилин, краски, цветные карандаши.

Заключение.

В ходе непосредственно образовательной деятельности  дети получили новые знания о звёздах. Закреплены знания детей: о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа, среди других чисел ряда, состав числа из двух меньших чисел.
Классификация геометрических фигур по наличию свойств. Совершенствовать творчество детей в различных видах изобразительной деятельности.

Список  литературы.

  1. «Детство». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2013г.
  2. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас». М.: изд-во «Просвещение», 2006г.
  3. А.А. Плешаков «Атлас — определитель от Земли до неба». М.: изд-во «Просвещение», 2008г.
  4. Журнал «Воспитатель» N 3, М.: изд-во «Творческий Центр Сфера», 2011г.
  5. Журнал «Воспитатель» N 4, М.: изд-во «Творческий Центр Сфера», 2011г.

Приложение 1.
Созвездия
Приложение 2.

Выкладывание ракеты с помощью игры «Чудо крестики — 3» В.Воскобовича

ракетаПриложение N 3.
игра проведи ракету
Приложение N 4.

Физминутка.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно сильным, смелым стать,
Руки в стоны – к плечам,
Дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим
И, наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот
Наклонимся вперёд.
Приседаем и встаем.
И опять шагаем
Руки поднимаем.

Приложение N 5.
летающие тарелки
Приложение N6
Пальчиковая гимнастика

пальчиковая гимнастика

Приложение N 7.

Графический диктант.

4 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки вправо, 6 клеток вниз, 1 клетка влево,  4 клетки вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз, 2 клетки вправо,1 клетка вниз, 4 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх.

Приложение N 8.

Задание «Разложи кристаллы»

В – Вне синего и вне красного положить все синие кристаллы. Внутри синего и красного обруча положить кристаллы в соответствии со схемами.

И – Вы замечательно справились с заданиями. Теперь я смогу возвратиться на свою звезду. Большое спасибо вам ребята.

Приложение  N 9.
Игра какая ракета долетит