«Магнит»

Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности для детей 5-7 лет.

свойства магнитаПрограммное содержание:

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
  • Расширять знания детей о свойствах магнита опытным путем, выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие задачи:

  • Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах.

Воспитательные задачи:

  • Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
  • Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
  • Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Словарная работа: магнетизм, полюса магнита, притягивает, отталкивает.

Демонстрационный материал: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой.

Раздаточный материал: по 2  магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: бумажный цветок, деревянная кисть, пластмассовая пуговица, стеклянный камешек, металлические скрепка и монетка, брелок, змейка; емкость пустая, кувшинчик с водой, картонка.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись,   прямоугольные столы — 3 шт., демонстрационный стол, Магнитная доска, летное поле в виде магнита, бумажные самолётики на каждого ребенка, ковер напольный.

Методы и приемы:

Словесные: мини-беседы с детьми,  объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.

Наглядные:  показ предметов, карточки для составления схемы.

Практические: элементарные опыты.

           Ход  деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей.

Задает детям вопрос — «Ребята. Как вы думаете, куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог  подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательской лаборатории.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских  лабораториях  и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать  исследователями в нашей лаборатории.

Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Вспоминают правила.

Основная часть.

Воспитатель показывает  коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.

— Чем мы с вами сегодня будем заниматься, вы узнаете из загадки:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем  лаборантам в лабораторию

Опыт № 1

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

  1. бумажный цветок
  2. кисточка
  3. пластмассовая мозаика
  4. стеклянный камешек
  5. металлические скрепки

 

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка).

— «А какие не притянул?» ( Бумажный цветок, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить  со следующим опытом

Опыт № 2.

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения…

Затем воспитатель предлагает соединить вагончики  двумя одинаковыми концами. Что происходит? (вагончики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (вагончики  соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Опыт № 3.

— Ребята, посмотрите на этот  сосуд, а что в нем находится. Нам нужно достать предмет, не опуская туда руки. Как вы думаете, как это можно сделать?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

— Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Воспитатель: — У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: — Магнит действует через стекло.

— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На столе лежат пластиковый коврик и  маленькие  цветные магниты. Устанавливается магнит за ковриком, который двигает цветной магнит.

— А теперь попробуйте сами. Возьмите цветной магнит, попробуйте управлять им с помощью магнита.

— Какой можно сделать вывод?

— Магнит действует через картон и пластиковый коврик.

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают предметы  из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

Заключительная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

— Сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

— Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы — подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему.

  1. Магнит притягивает только металлические предметы.
  2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
  3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

 Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. — Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

 

Список использованной литературы

  1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
  2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
  3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
  4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

Подготовила: воспитатель  Шакирова Д.Р.,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»
Муниципального образования город Ноябрьск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website