«Мероприятия, направленные на осуществление развития музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Праздник "Кузьминки"Задачи: 

  1. Дать представление о народном празднике «Кузьминки», о жизни святых Кузьмы и Демьяна.
  2. Познакомить с народными традициями, зародившимися в этот день.
  3. Формировать у детей систему духовно-нравственных качеств. 

Целевая группа Мероприятия Место и сроки проведения
Дети дошкольного возраста Цикл занятий

-«Знакомство с русской народной песней»,

-«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей»,

-«Народные календарно-обрядовые праздники»

 

 

Развлечения:

«Семенов день»,

«Покрова»,

«Кузьминки»,

«Сороки»,

«Егорьев день»

 

-в течении  года

-согласно земледельческому календарю (по выбору педагога.

 

 

— сентября

-октября

— ноября

-22 марта

-6 мая

Родители

 

Консультации:

«Колыбельные песни в жизни ребенка»;

«Музыка и мозг ребёнка»;

«В ритме с ритмом» и др.

Анкетирование:

«Музыкальное развитие ребёнка

День открытых дверей:

-«Музыкальные инструменты как средство развития  моторики»

-«Русские народные игры в жизни ребенка»

Совместные фольклорные праздники и развлечения:

-«Здравствуй, здравствуй, Рождество»,

-«Широкая Масленица»,

-«Мы на ярмарку пойдем»

-Информация в уголок для родителей

 

-сентябрь

 

-апрель

 

 

 

 

-январь

-март

-октябрь

Педагоги ДОУ Консультации:

«Музыка как средство развития»; творческой индивидуальности»,

«Новый подход к изучению детского фольклора»;

«Сила воспитательного воздействия на дошкольника русского фольклора» , консультации по просьбам педагогов.

Семинар – практикум

«Правильно дышу – красиво говорю — красиво пою»

 

-педсоветы, круглый стол, семинары

Музыкальные руководители Консультации:

«Ситуация успеха на праздниках и развлечениях»;

«Музыкальное воспитание ребенка в контексте изучения и сохранения народных традиций»

 

 

— педагогические

чтения, семинары

Связь с социумом Экскурсии

-в краеведческий  музей п.Ракитное;

-в творческую мастерскую  РДК «Молодежный»

Совместные концерты с детскими фольклорными коллективами «Ладушки», «Родничок»

 

-раз в год за весь период с  сентября  по апрель

Фольклорный репертуар, используемый в развитии музыкально-творческих способностей

Для исполнения Для слушания
Потешки, прибаутки «Как у нашего кота».

«Лиса по лесу бежала».

«Наш козел –стрекозел».

«Трах-тара-рах».

«Кочерыжка-дуда».

 

Небылицы «Да и где ж это видано» «Вы послушайте ребята»

«Небылицы» (село Нижние-Пены Ракитянского р-на)

Заклички «Кукушечка».

«Солнышко-ведрышко».

«Жаворонушки».

«Дождик, дождик припусти» (село ВеденскаяГотня Ракитянского р-на).

«Мороз-мороз».
Русские народные песни «Кто у нас хороший».

«Коляда».

«Где был, Иванушка?»

«Блины».

«Весну пора звати».

«Земелюшка чернозем».

 

«Частушки».

«Выпадала белая пороша» (село Меловое Ракитянского р-на).

«Подблюдные песни» (с. Н-Пены Ракитянского района).

«Колядки» (село Вышние-Пены).

«Масляная» (селоЛаптевка Ракитянского р-на).

«Сидит пастушок весной».

«Брат сестру качает».

«Трава моя травушка».

«Ой, да ты, Россия».

 

 

Колыбельные «Люли мои.люли».

«Баю-баю-баюшки».

«Как в высоком терему».

«Ах ты котенька –коток».

Игры с пением «Вейся, вейся, капустка».

«Тетера».

«По снежку я шла».

«Бояре, а мы к вам пришли»(село Меловое Ракитянского р-на)

«Шел козел по лесу».

«Бабушка Пыхтеиха».

«Разлился ручеек».

«Посадил дед репку».

«Водяной».

Словесные игры «Сечки».

«Молчанка».

Спортивные игры «Горелки».

«Жмурки».

«Мельница».

«Бег по стволу»

«В подкиды»

Наигрыши «Матаня»

«Нареченька»

«Русский наигрыш» (село Нижние-Пены)

«Акулинка»

Загадки «Что в избе?»

«Что в природе?»

«Загадки с  подвохом»

Сказки Сказка-шумелка «Про медведя»

Сказка  «Теремок»

Колыбельная сказка

Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества

Название игры Игровые задачи Облегченное задание
1 Музыкальное лото Пропеть двустишие про животное, изображенное на картинке Пропеть название животного на картинке
2 Веселый поезд Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки) Продолжить песенку, начатую педагогом или ребенком.
3 Веселый медвежонок Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу Выбор роли определяет сложность задания. Спеть короткую фразу.
4 Весело-грустно Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на веселое или грустное двустишие. Допеть начатую педагогом мелодию
5 Волшебные картинки Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя и пропевает придуманные им слова, подбирая к ним интонацию. Слова автора читает педагог. Педагог начинает фразу.
6 Спой сказку Пропеть по очереди часть знакомой сказки. Ребенок поет слова сказки, сам выбирает объем текста, выбирает окраску своего пения в зависимости от содержания (весело-грустно) Поет небольшую фразу

Тематический план детских календарных праздников и обрядов

Сентябрь-летопроводец Праздник «Семенов день» (14.09),  Семен лето провожает, бабье лето встречает. Приметы осени.

«Капустница» — рубка капусты на зиму.

Октябрь-грязник — «Покров – натопи избу без дров» (14.10), посиделки, ручной труд.
Ноябрь-ледень — «Кузьминки» — встреча зимы (14.11): пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель.
Декабрь-стужайло — Новогодний праздник «Рождество Христово» (7.01): театрализованное обрядовое действие. История русского народного костюма.
Январь-просинец —

 

Январь Новолетье открывает. День памяти Ильи Муромца. Богатырские сказки, былины.

Празднование «Святок», крещенский сочельник, колядки, гадания, символика праздника – рождественская звезда.

Февраль-сечень —

 

Сретение (15.02): встреча зимы с летом.

Праздник «Широкая Масленица»: масленичные игры, песни, пляски.: театрализованное обрядовое действие, «Лакомка» — чаепитие с блинами.

Март-протальник —

 

Весеннее равноденствие, «Сороки» (22.03): обычаи, поверья. Поговорки, приметы, загадки о весне.  Заклички  жаворонков.  Поделки  из глины, выпечка из теста.
Апрель-снегогон — «1 апрель — никому не верь»: дразнилки, мирилки,   перевертыши, докучные сказки,частушки. Благовещение (07.04) — обряд освобождения птиц. Сказка о встрече солнца с месяцем. Весенние хороводы, песни, игры. «Красная горка» — театрализованное обрядовое действие, выставка народных игрушек, детских поделок и рисунков.
Май-травень — Егорий — вешний (06.05): праздник пастухов. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки.

Семицко — троицкие ритуалы. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки. «Семик»: театрализованное обрядовое действие.

Обзор календарных особенностей летних месяцев.

 

 Кузьминки.

(развлечение в старшей группе)

Цель: Способствовать общему развитию ребенка как творческой личности на основе любви и интереса к традициям русского народа.

Ведущая – Здравствуйте, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой праздник, ведь сегодня день Кузьмы и Демьяна. Эти святые большие работники, они и кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, девушкам пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. В день, посвященный памяти этих святых, в деревнях варят кашу, отведать приглашают Кузьму и Демьяна: «Кузьма, Демьян, приходите к нам кашу хлебать.» (дети повторяют) А вот они и в гости к нам пожаловали.

Входят два кузнеца.

1кузнец – Идем мы из кузнецы, несем мы два молота.

2 кузнец – Хозяева, кузнецы нужны?

Ведущая – Кузнецы всегда нужны. А вот что вы делать умеете?

1 кузнец – Мы все умеем.

2 кузнец  — И сейчас покажем свое умение.

Р.Н.П. «Во кузнице» (обыгрывается)

Ведущая – Ой, работники, уважили. Чем же вам заплатить?

1 кузнец — За свою работу денег не берем.

2 кузнец – Дайте нам кашу ржану, да накормите вволю.

Девочка – Ой, ты печка сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Обогрей освяти, полечи и спаси,

В дом богатства неси.

(Девочка угощает кузнецов кашей, те едят)

Ведущая – Гости дорогие, кузнецы молодые. Раз вы здесь, то  подкуйте наших коней.

Р.Н.И. «Кузнец»

Ведущая благодарит кузнецов и предлагает остаться на празднике.

Ведущая – Осень торопит. Зима на ждет. Осень жируха со злюкой зимой борется. Кончились осенние забавы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Уходит осень, жаль с ней прощаться.

За что вы любите осень? Какие приметы осени вы знаете? Давайте ее позовем и еще раз скажем ей спасибо.

Закличка «Кукушечка»

Входит Осень.

Осень  — Я Осень-золотая, поклон вам мой, ,друзья.

1 ребенок – Спасибо Осень, что сейчас ты с нами.

Тебя мы провожаем песнями, стихами.

Р.Н.П. «Восенушка-осень»

Дети читают стихи об осени.

2 ребенок – Пусть бушует непогода,

 

Что нам унывать.

И в такое время года

Можно танцевать.

Танец

( р.н. мелодия на усмотрение музыкального руководителя)

Осень – Пора мне, ребята, в дорогу. Пора место зимушке-зиме уступать. А на прощание хочу с вами хоровод поводить.

3 ребенок – Собирайся, народ.

Шире, шире хоровод!

Будем Осень провожать,

С нею петь и танцевать

Хоровод «Листики»

Осень – А теперь вас угощаю. И в этот осенний праздник Кузьминки желаю вам ребята быть такими же трудолюбивыми как Кузьма и Демьян.

Кузнецы – И такими же щедрыми как осень.

Осень раздает угощение.

 

Список литературы

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева  — 2-е издание, переработанное и дополненное — СПб: «Детство-Пресс», 1999-304с.
  2. Народные игры и игрушки. //Ред. Симако -Спб., 2005.
  3. Науменко Г.М.  Фольклорный праздник в детском саду и школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г.М.Науменко – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000-224с.
  4. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности / К.В.Тарасова  //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста /А.Н.Зимина-М., «Владос», 2000.
  6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: пособие для учителя музыки / Л.Л.Куприянова -М., 1998-48с.

 

Подготовила музыкальный руководитель Ушакова  Вера Леонидовна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 1
г. Белгород

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website