Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

 

Содержание:

Введение.

Теоретический размер.

Основные принципы обучения.

Практический раздел.

Репертуар.

Формы организации.

Методы и приёмы.

Усложнение задач музыкального развития детей.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

Вторая младшая группа (3-4 года).

Средняя группа (4-5 лет).

Старшая группа (5-6 лет).

Подготовительная группа (6-7 лет).

Диагностика.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3аключение.

 

 

Средняя группа (4-5 лет)

         1. Задачи по восприятию музыки:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
  • уметь слышать и осмысленно высказываться о характере пьесы, песни (марш, плясовая, колыбельная);
  • подбирать разнообразные определения о характере музыки;
  • развивать активно воспринимать эмоционально образное содержание музыки, опираясь на наблюдения за природными явлениями, переживаниями детей, используя для этого контрастные произведения по своему настроению;
  • создавать запас музыкальных впечатлений;
  • учить различать 2- и З-частную музыку, выделять вступления;
  • учить различать образы: воспринимать и отличать изобразительные элементы, передающие образ;
  • стимулировать желание детей, называть любимые музыкальные произведения, желание высказываться о них.

2. Задачи по двuженuю:

  • способствовать более эмоциональному восприятию музыки через движение (музыкально-ритмическую деятельность).
  • учить двигаться ритмично и выразительно;
  • самостоятельно реагировать на смену 2- и З-частной формы, на смену динамики, регистра;
  • выполнять движения в общем для всех темпе; двигаться в умеренном и быстром темпе;
  • учить передавать игpoвые образы.;
  • расширять диапазон навыков выразительного движения;
  • добиваться свободных, легких, не напряженных рук, плавных движений, используя различные упражнения как с предметами (ленточки, листочки, цветы), так и без них.

В среднем возрасте продолжаем знакомство со звуками, теперь они знают, что звуки бывают шумовые и музыкальные. С помощью инструмента и человека музыканта музыкальные звуки могут нам многое рассказать. А из множества звуков можно создать музыкальное движение, которое расскажет нам о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях или целую сказку.
         Дети уже обладают навыком совместного слушания, не мешая другим. Пока звучит музыка не разговаривают, не отвлекаются.
         Они уже осмысленно высказываются о характере произведения. Умеют дать общую эмоциональную окраску марша, плясовой, колыбельной. Обогащается их словарь эмоций: подбираем разнообразные определения; не только грустная - веселая, а ласковая, нежная, печальная, жалобная, добрая, страшная. Приветствуется самостоятельный поиск определений эмоционального содержания музыки.
         И этом возрасте развивается способность активно воспринимать эмоционально-образное содержание музыки, особенно в контрастных произведениях по своему настроению ( «Болезнь куклы», «Новая кукла» п.и. Чайковского). Дети очень близко воспринимают переживания девочки и их движения особенно выразительны.
         Развивается музыкальная память путем узнавания знакомых произведений, умеют выделять вступление, различают 2-х, 3-х частную форму.
         На занятиях применяю наглядный, словесный и практический методы.
         Дети этого возраста не имеют еще разнообразного жизненного и музыкального опыта, поэтому велика доля наглядно - зрительных и практических методов и приемов. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. их речь еще недостаточно развита. Поэтому я сама дополняю ответы, разъясняю новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной (образные, сюрпризные картинки: лиса танцует, машет платочком, зайчик играет на балалайке, медведь лапой ест мёд).
         В среднем дошкольном возрасте у детей развиваются внутренние (психологические) предпосылки для воплощения эмоционально-образного содержания музыки в движении. Дети уже могут брать на себя роль и выполнять движения в соответствии с ней, не сбиваясь на подражание исполнителям других ролей. Теперь они могут одновременно показать движениями разнохарактерных персонажей (веселого, сердитого зайца), кошку и птичку, которая их ловит, медведя и петушка, всадников в упряжке.

Фрагмент занятия.
Программное содержание.

  • Продолжать обучать выражению в движении грустного и веселого настроений, выявляя пластические особенности их проявлений у разных персонажей (петушка и медведя).
  • Развивать воображение через освоение детьми воображаемыми предметами (собирание хвороста).
  • Знакомить с жестом вглядывания вдаль, продолжать осваивать жесты клича, прислушивания (к отклику).
  • Продолжать развивать свободу и раскованность движений.

Упр. 1 «Медведь и петушок гуляют».
         а). «Жили-были два друга: медведь и петушок. Однажды они
отправились гулять в зимний лес». Дети, опираясь на мою помощь показывают, как уходит петушок, как двигается медведь - с характерными особенностями пластики.
         б). «Гуляли друзья и замерзли». Дети показывают по возможности самостоятельно - как было холодно петушку и медведю (повторение). С моей помощью, они пытаются разницу в пластическом выражении этого состояния у разных персонажей.
         Упр.2 «Друзья собирают хворост».
         «Стали они собирать хворост для костра. Петушок пошел в одну
сторону, а медведь в другую». Дети показывают, как собирает хворост петушок и как медведь: каждый наклоняется к земле, одной рукой поднимает «сухую ветку» и кладет в «вязанку», придерживая ее другой рукой, но петушок при этом переходит с места на место, поднимая колени, его пластика немного отрывистая, а медведь ходит вперевалку, более мягко, его размеры и движения как бы занимают больше пространства.
         Упр.3 «Петушок и медведь печалятся».
         «Вдруг замечает петушок, что потерял медведя из виду. Стали они искать друг друга». Дети вместе со мной выполняют жесты: выглядывание (кисть - козырьком) и мгновение замереть.
         Прошу показать, как опечалился петушок и как горюет медведь и дети выполняют под музыку (Г.Гендель).
         Упр.4 «Медведь и петушок радуются».
         «Нашли они друг друга. Какое у них стало настроение? » (Радостное.)
Одни дети выполняют «по-медвежьи» движения, выражающие радость: тяжеловесно подпрыгивают, притопывают, поворачиваются из стороны в сторону. Другие выражают радость петушка: выполняют задорные поскоки под музыку (Дж. Россини).

         В этом возрасте есть возможность предоставить больше инициативы для самостоятельного поиска выразительных средств, но «поддержка» собственным выразительным показом движений все еще остается довольно существенной. Такой показ побуждает детей к выразительности исполнения образных движений, помогает обогащать представления детей о возможностях использования языка движений.
         На музыкальных занятиях использую следующие дидактические игры:

  • «Кто в домике живет?» (Определение характера музыки);
  • «К нам гости пришли»;
  • «Кто в домике играет?» (тембровый слух);
  • разнохарактерные сюрпризные картинки.

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)