Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

 

Содержание:

Введение.

Теоретический размер.

Основные принципы обучения.

Практический раздел.

Репертуар.

Формы организации.

Методы и приёмы.

Усложнение задач музыкального развития детей.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

Вторая младшая группа (3-4 года).

Средняя группа (4-5 лет).

Старшая группа (5-6 лет).

Подготовительная группа (6-7 лет).

Диагностика.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3аключение.

 

 

Старшая группа (5-6 лет)

1. Задачи по восприятию музыки:

  • развивать способности детей осмысленно воспринимать эмоционально- - ­образное содержание музыки ( светлое, спокойное, радостное, праздничное; грустное, печальное, тревожное).
  • слышать в музыке различные эмоциональные состояния человека, природы;
  • учить выделять средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, форму).
  • определять жанр;
  • уметь сравнить характер конкретных произведений одного жанра, произведений с одинаковым названием;
  • самостоятельно высказываться об изобразительном характере музыки.
  • развивать умение соотнести характер музыки с эмоциональном содержанием картины, стихотворения.

2. Задачи по движению:

  • учить детей двигаться ритмично и выразительно, передавать характер музыки, ее эмоционально-образное содержание основными, образными, имитационными движениями;
  • самостоятельно различать темповые, динамические, регистровые изменения и отвечать на них движением;
  • реагировать на начало и конец музыки, смену частей, музыкальных фраз, вариации в музыке;
  • слышать вступление;
  • передавать в движении метрическую пульсацию, простой ритмический рисунок;
  • различать малоконтрастные части музыки;
  • слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты;
  • свободно ориентироваться в пространстве;

         Даю понятие о том, что музыку пишут композиторы. С помощью музыкального языка они повествуют нам о событиях, явлениях природы, переживаниях и чувствах человека. Когда люди не умели записывать музыку нотами, они передавали её (песни, напевы, мелодии, наигрыши) их из уст в уста. Такая музыка называется народная.
         Знакомлю с жанрами музыки: песней, маршем, танцем, (пляска, вальс, полька), учу различать их по характеру, определять форму произведения. От установки, которая дается перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.
         Название пьесы сообщаю детям перед слушанием. Основа содержания музыки - выражение настроения чувств, поэтому важно начинать беседу с главного - определения эмоционально-образного содержания музыки. Заостряю внимание на ещё одном важном моменте: дети с достаточной точностью различают отдельные выразительные средства музыки - определяют темп, регистр, но этого мало. Необходимо выявить их роль в создании музыкального образа. Дети должны понять, что музыка имеет свой язык, которая рассказывает не словами, а звуками, чтобы понять о чём рассказывает музыка нужно внимательно вслушиваться в её звучание, всё время меняющееся.
         Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
         Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, mpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкоm, сумрачного регистра, отрывистого звучания.
         При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагаю различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Сообщаю название пьесы, кто автор, предлагаю детям определить ее характер, исполняю произведение целиком, дополняю ответы, затем следует повторное исполнение.
         На втором занятии исполняю фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем даю повторную установку на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты (при их наличии) связываю с характером, настроением музыки. Произведение исполняю во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняю, дополняю.
         На третьем занятии предлагаю различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкальном образа. Характеристику эмоционально - образного содержания уточняю, дополняю. Произведение исполняю во фрагментах и целиком.
         Эта схема может быть растянута на большее количество занятий или сжата, в зависимости от сложности изучаемом произведения.
         Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах ОДНОШ настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной и нежной, танцевальной, а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, тра­гической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
         Характеристики «нежная», «Задумчивая», «тревожная», взволнованная, «веселая», «радостная» являются словами-образами.
         Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близкие музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Так обогащается словарь детей, что позволяет расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью.
         Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения.
         Например, к циклу занятий по "Детскому альбому" П. И. Чайковского в старшей группе нами подобран визуальный ряд, соответствующий каждой пьесе и помогающий глубже раскрыть музыкальное произведение. Так, во время звучания "Сладкой грезы" дети рассматривают картины "Лунная ночь" И. Крамского, "Заросший пруд" В. Поленова, "Мика Морозов" В. Серова, выбирая картину, близкую своему пониманию музыки. Знакомясь с картинами И. Шишкина, дети слушают фрагменты из "Богатырской" симфонии А. П. Бородина или Четвертой симфонии П. И. Чайковского.
        
         Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.
         Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный и практический) применяю в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности. В старших группах возможности детей выполнять задания самостоятельно возрастают.
         Применение проблемных методов требует гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигает цели. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
         Практический метод приобретает характер проблемности, если показывать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
         Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по­ - своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.
         Для полноценного восприятия произведения на занятиях использую музыкально-дидактические игры, наглядные пособия в виде карточек, изображающих настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка -­ желтый цвет, бодрая - красный цвет) т.К. у детей преобладает наглядно ­образное восприятие. Это приём «цвет-настроение».Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки.
Использую следующие дидактические игры:

  • «Какая музыка» (народная пляска, вальс, полька);
  • «три марша» (регистры);
  • «Солнышко и тучка» (определение характера);
  • «Настроение в м музыке» (цвет- настроение);
  • «Кого встретил колобок?»;
  • « Учитесь танцевать».

        
Фрагмент занятия: «Марш».
         Цель:
         Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер
маршей.
         Ход занятия:
П.: - Дети, сегодня вы познакомитесь с еще одним музыкальным жанром - маршем. Слово «марш» означает «шествие».
Показывает иллюстрации.
         Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, потому он так и называется - марш, музыка его чёткая, ритмичная. Послушайте «Марш» композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Исполняет произведение.
         Какого характера эта музыка?
Д.: - Веселого, шутливого, доброго.
П:. - Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши
бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. Давайте сравним «Марш» Д.Шостаковича с «Солдатским маршем» Р.Шумана из «Альбома для юношества».
Исполняет марш Шумана.
         Какого характера второй марш?
Д.: - Этот марш - гордый, бодрый, смелый.
П:. - «Солдатский марш» Р.Шумана решительный, боевой, отважный, ведь под него шагают солдаты. А как вы думаете, кто может шагать под «Марш» Д.Шостаковича?
Исполняет фрагмент.
Д.: - Игрушки.
П:. - Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной. Давайте еще раз послушаем эти два марша. Исполняет произведения, уточняет их различный характер.
         Ребята, вы послушали марши, исполненные мной на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра.
Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?
Д.: - Оркестр.
П:. - Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас
вы послушаете «Марш» в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка.
Звучит «Спортивный .марш» И. Дунаевского в грамзаписи.
         Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?
Д.: - Нам было радостно, весело.
П:. - Действительно, когда праздничный, торжественный марш, повышается настроение, появляется радости, всеобщего веселья.

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)