Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

 

Содержание:

Введение.

Теоретический размер.

Основные принципы обучения.

Практический раздел.

Репертуар.

Формы организации.

Методы и приёмы.

Усложнение задач музыкального развития детей.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

Вторая младшая группа (3-4 года).

Средняя группа (4-5 лет).

Старшая группа (5-6 лет).

Подготовительная группа (6-7 лет).

Диагностика.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3аключение.

 

 

Подготовительная группа (6-7 лет)

1. Задачи по восприятию музыки:

  • учить детей вслушиваться в музыку, различать в ней выразительные и изобразительные средства;
  • воспринимать музыкальное произведение в целом, прослеживать развитие музыкального образа, осознанно высказываться об эмоционально-образном его содержании;
  • знакомить детей с музыкой различных жанров;
  • уметь узнавать и называть произведение, композитора;
  • стимулировать желание к повторному слушанию музыкального произведения;
  • вырабатывать оценочное отношение к музыке (художественный вкус);
  • закреплять умение детей раскрывать общее настроение музыкального произведения несколькими определениями, выделять части, определять их характер, жанровую основу;
  • выявлять предпочтение к какому-либо музыкальному произведению, предлагать детям высказаться о нем, почему оно им нравится;
  • при знакомстве с музыкальными произведениями учить детей отвечать на вопросы:
  • какие чувства передает музыка?
  • о чем рассказывает?
  • как рассказывает?

2. Задачи по движению:

  • уметь двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз (длинных и коротких), частей и всего музыкального про изведения в ;
  • отмечать в движении несложный ритмический рисунок, акценты;
  • самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений; реагировать на динамические изменения в музыке;
  • выразительно двигаться в ~ соответствии с музыкальными образами, эмоционально передавать игровые образы;
  • добиваться пластичности, выразительности всех движений, легкости, непринужденности, полетности;
  • развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, точно подбирать манеру, жесты для исполнения танцев в различных стилях: народный, бальный, современный.

         С детьми подготовительной группы закрепляю навыки культурного слушания, представление о том, что музыку пишут композиторы; есть народная музыка; музыка бывает инструментальная, хоровая, вокальная; есть пьесы, концерты, симфонии.
         Особое внимание обращаю на жизненную необходимость музыки для
человека («без музыки, без песенки нельзя на свете жить»).
         Даю понятия оркестра, которые бывают различными: народных инструментов, духовой, симфонической.
         Знакомлю с музыкальными спектаклями: оперой и балетом.
         Для активизации процесса восприятия, на доминантных занятиях по
слушанию, применяю приём сравнения, что делает его более дифферен­цированным, осмысленным, глубоким. Прием контрастного сопоставления музыкальных проuзведенuй позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения использую к о н т р а с т н ы е произведения одного жанра (например, два вальса: «Лирический вальс» и «Вальс-шутка»
Д. Шостаковича), произведения с одинаковым названием (например, «Марш»Д. Шостакович и «Марш» И. Дунаевский.
         Сравнение других произведений одного жанра (танцев, песен) также целесообразно. Беседа о различном характере танцев, используемых на занятии, углубляет восприятие детей, впоследствии делает их движения более выразительными, соответствующими музыке.
         К приёмам, используемым в старшей группе добавляется приём исполнения музыки движением, жестом - «пластическое интонирование».
         Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, побуждаем ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально ­ритмического движения.
         Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки ("Веселый музыкант" А.. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни "Дружат дети всей земли" Д. Львова - Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. "Во поле береза стояла").
            Пластическое интонирование помогает ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
         Так, ребята, прослушав фрагмент из "Утра" Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.
         Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время "играет" таким «колоссальным инструментом», как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка. Исполнение музыки движением помогает мне увидеть, как слышит музыку каждый ребёнок. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не "выключаясь". Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
         При помощи музыки и пластики мы совместно создали настоящую танцевальную миниатюру, в "Вальсе-шутке" Д. Шостаковича, в которой передали свое чувствование и видение танцевальной музыки.
         Использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.
         Занятия, на которых слушание музыки сочетается с движениями строятся, как правило, следующим образом: детям предлагается для прослушивания музыкальное про изведение или фрагмент оперы (балета), которые они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминаем, делимся впечатлениями. Иногда дети воплощают в движениях музыку, с которыми они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае движению предшествуют беседа о музыке и её анализ.
         Музыка ни в коем случае не является просто «фоном»: она должна волновать детей, вызывать ассоциации. Б. М. Теплов пишет: «Как только они (движения) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий    исчезает».  Для   того, чтобы        сами      дети        на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия тщательно подготавливаю. Элементы танцевальных движений заранее разучиваются хореографом, дети эмоционально раскрепощаются на занятиях психогимнастики. Важно, что бы обучение носило развивающий характер.
         Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
         Большое внимание при прослушивании уделяю анализу мелодии. Это обусловлено тем, что с l-й стороны, мелодия - основное выразительное средство, «душа музыки», а с другой - мелодическая линия движения и поэтому наиболее яркие особенности мелодики прослушанных пьес находят отражение в движении. Это подтверждают наблюдения.
         Так, при знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна лебедь» из «Сказки о царе Салтане» детям был задан вопрос: « Как вы считаете, мелодия здесь опускается вниз или поднимается вверх, а может кружится на одном месте?» Дети ответили: «И вверх и вниз, она певучая.», «И вверх и вниз, она летает». А на что похоже? - «На волны, на взмахи крыльев» То как дети услышали музыку, определило и характер их движений (взмахи, волны).
         В движениях детей находит отражение и ритм музыки. Дети передают ритм посредством собственного тела: хлопки, шлепки, притопы.
         Тембр музыки - наиболее живописный ее компонент, также можно воплотить в движении. При этом, чем более богатая тембровая палитра музыкального произведения тем более насыщенна движениями. Дети этого возраста слышат и дифференцируют тембры различных музыкальных инструментов. Вслушиваясь в красивый журчащий тембр арф, обращают внимание на то, что переборы струн похожи на волны, они и появились в их движениях.
         Дети передают в движении и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе движения они «живут» в музыке, воплощая ее динамический характер: некоторые из них в конце музыкальной фразы завершали движение, в ритме музыки покачивали руками, головой. Развитие музыки переживали как определенный сюжет.
         В течении года фрагментами слушали сказку « Петя и волк» С.Прокофьева, знакомились с музыкальными образами, находили выразительные движения для их характеристики и в конце года разыграли ее по ролям. Роли Птички, Пети. Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников исполняли в виде пантомимы. Разучивали и всей группой, и подгруппами: «заговорила» Птичка- помахали « крылышками», появляется строгий Дедушка- руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие
походку. Вот озорник Петя- марш с помощью «барабанных палочею>- по два пальца каждой руки. Закрякала Утка- руки к плечам- получились короткие «крылья», мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья,- это палят в сказке Храбрые Охотники.
         Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движение.
         Если преодолеть стереотип и вести эту работу систематически, целенаправленно, дети будут готовы к осознанному восприятию произведений музыкального искусства.

         Фрагмент занятия.

         Цель: продолжать знакомить детей с жанром «танец», закрепить понятие «вальс» - кружение, познакомить с музыкой короля вальсов ­композитором И. Штраусом.       
М. р.       - какие чудные звуки встретили вас сегодня в зале!

  • (Вы узнали, догадались ?)
  • А что это звучало? (песня, танец, марш)?
  • Да это звучал танец - знакомый наш вальс
  • Как танцуют этот танец? (кружатся вдвоём, медленно, не спеша)
  • Мы про слушали вальс какого композитора?

М. р. По настоящему вальс стал знаменитым когда на него обратили внимание и полюбили талантливые композиторы. Сочиняли вальсы и П. И. Чайковский и М. Глинка, Д. Кабалевский, Шуман, Шопен.
         Но «королём» вальсов стал Иоганн Штраус. Музыка его вальсов блестящая, сверкающая, полётная.
1. Прослушивание
М. р. Чем она вас удивила?
Какое настроение вызвали звуки?
2. Прослушивание
Ответы детей.
М. р. Да, музыка лёгкая, изящная, плавная, полётная.
М. р. Да, это торжественный, блестящий, бальный танец. Когда его слушаешь - легко представляешь себе как в зале кружатся пары, мелькают счастливые лица, праздничные наряды, яркие краски.
                            «Бальный танец» (просмотр видеокассеты).
М.р. Но чтобы так научиться танцевать, надо много трудиться. Мы с вами
трудностей не боимся. Вы согласны учиться так же танцевать?
Что ж встаём.      Начинаем мы разминку.
                            Держим прямо, ровно спинку.
                            Сильней коленки натяните.
                            Плечи отвели назад
                            Носы вверх у всех глядят.
                            Глазки улыбаются,
                            Очень все стараются.
                            Следим за плавностью движений.
                            Все дети будем без сомнений
                            Хорошо мы танцевать.
                            «Маленький вальс». Леви.
М. р. А теперь проверим, что у нас получилось.
                   Танец снежинок (докрутить)
М. р. - Получился ли вальс у девочек?
Как вы догадались ?
Дети: (движения были плавные, спокойные, неторопливые, девочки танцевали изящно, грациозно, легко двигались как в настоящем вальсе). Но вальс танцуют вдвоём.
М. р. Представим себе, что мы все артисты и выступаем в большом зале. Кавалеры приглашают дам и выводят в круг. И по реакции наших гостей мы узнаём понравился ли наш: «Парный танец».

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)