Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

 

Содержание:

Введение.

Теоретический размер.

Основные принципы обучения.

Практический раздел.

Репертуар.

Формы организации.

Методы и приёмы.

Усложнение задач музыкального развития детей.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

Вторая младшая группа (3-4 года).

Средняя группа (4-5 лет).

Старшая группа (5-6 лет).

Подготовительная группа (6-7 лет).

Диагностика.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3аключение.

 

 

Формы организации

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Это - занятия, различные виды развлечений.
         К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так - ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью», поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно­игровые занятия (приложение N 5).
         Занятия по восприятию музыки (слушание) провожу в форме доминантных, музыкально-тематических занятий. Работа состоит в слушании музыки с подробным анализом.
         Задачи по движению решаю на доминантных занятиях. Они состоят из подготовительной, основной и заключительной.
         Подготовительная часть - занимает 1/4 от всего занятия - это разминка для формирования красивой осанки, пластики; упражнения на развитие основных умений и навыков, на раскрепощение двигательного аппарата: («Шалтай-болтай» (английская народная песня), «Поймай листочек, снежинку», «Весенний дождик»); речевые игры, в зависимости от поставленных задач (развитие двигательной активности (приложение N6), ориентировка в пространстве, развитие ритмического слуха).
         Основная часть - 2/4 времени - совершенствуем ранее полученные навыки, применяем их в творческой ситуации.
         Заключительная - часть времени - снимаем напряжение, излишнюю эмоциональность. Использую игры, забавы, свободные действия под музыку.
         Для проведения разминок имеются аудиокассеты с записями фрагментов из музыки к балетам А. Ш. Адана «Жизель», П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», музыка М.Глинки, С.Майкапара, А.Гречанинова. Самое главное, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даю для овладения определёнными навыками и умениями, образного характера и носят игровую форму.
         Составляя упражнения, руководствуюсь следующими принципами:
         1.      Упражнения рекомендуется составлять не отвлечённо, а с учётом решения одной или нескольких задач.
         2.      Упражнения должны соответствовать степени подготовленности и быть посильными для детей.
         3.      Упражнения должны исполняться сначала по показу, далее с запоздалым показом и самостоятельно.
         Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
         На занятиях по движению особое внимание уделяю точности определений и понятий. Используя на занятиях то или иное понятие, раскрываю суть не только какого-то движения, действия, но и самого ребёнка.
         Дети дошкольного возраста ещё недостаточно знают возможности своего тела, плохо координируют. Дети 3-4 лет часто путают направления (вперёд, назад, в сторону), а понятие правая рука (нога), левая рука (нога) проблематично и для детей 5-6 лет.
         Поэтому на первых занятиях с детьми исследуем самих себя. В игровой форме мы находим части тела, в младшей группе здороваемся с ними, в старшик - находим их и играем в путанки.
         Постепенно от занятия к занятию дети входят в мир движения не только через исполнительство, но и через развитие мыслительной деятельности, воспитания их памяти и внимания. Использование на занятиях точных понятий помогают знакомить детей с различными движениями не только посредством показа, но и объяснения . Дети 5-6 лет уже способны на основе закреплённых понятий выполнить то или иное задание без предварительного показа педагогом.
         В сюжетно-игровых занятиях с ребятами «отправляемся» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятии имеют игровую форму. Например, для повторения упражнения применяю приём "эхо", для выполнения ритмических упражнений мы превращаемся в радистов, для пополнения словаря эмоций играем в "копилку". Содержание занятий пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекает из другого. Занятия получаются очень содержательными и интересными. Это важно для запоминания материала. В тоже время следует помнйть, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.
         Важно продумать и точно распределить физическую и эмоциональную нагрузку детей. В зависимости от времени проведения занятий (первая или вторая половина дня) и даже особенностей времени года должна корректироваться динамика занятий: насыщенность содержания, чередования видов деятельности, активная и пассивная роль детей во время занятий.
         Закрепляем полученные сведения, знания на развлечениях: «В музыкальной гостиной», «Две осени» (приложение N 7), «Его величество
вальс».
         Дети исполняют те произведения, которые они уже освоили и которые им хочется повторить. Для более эмоционального, выразительного исполнения предлагаю детям атрибутику, элементы костюмов.
         Так готовили развлечение, посвященное старинному танцу «Менуэт». Предварительно дети знакомились с различными волшебными сказками, рисовали «Королев» и «Королей», «Принцесс». Рассматривали гравюры, иллюстрации к сказкам. Это подкрепляло фантазию детей и обогащало их воображение.
         А потом началась игра: включилась «машина времени», зазвучали прекрасные звуки «Менуэта», и дети, воображая себя на балу в шикарных нарядах, начинали танец, который заканчивается галантной позой - принц склоняется к руке своей «принцессы».
         При подготовке вечеров развлечений я не разучиваю танцы специально, а лишь заранее спрашиваю детей, что бы они хотели повторить, что им нравится больше всего и таким образом составляется программа досуга. И, конечно, выступления детей должны быть только в соответствии с их собственным желанием.
         При проведении развлечений часто приглашаем к старшим детям малышей, которым очень полезно и интересно посмотреть как они занимаются. Такие занятия являются как бы предшествующим периодом в системе работы. Как показывает опыт, в дальнейшем, после таких просмотров, малыши значительно быстрее и активнее включаются в эту деятельность.
         Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Необходимо повышать профессиональное мастерство, быть неравнодушной к тому, что делаешь. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.
         Незабываемые впечатления у детей остаются после встреч с живой музыкой в исполнении артистов филармонии, после выступлений детей из музыкальной школы. Неоднократно на развлечения, на музыкально­тематические занятия приглашались артисты бального танца. Их искусство не оставляло равнодушным никого и еще долго можно было слышать: "Я тоже хочу так же танцевать".

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)