Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

Автор: Сулейманова Резеда Вахитовна, Музыкальный руководитель I квалификационной категории, МДОУ «Детский сад N140», г. Пермь.

 

Содержание:

Введение.

Теоретический размер.

Основные принципы обучения.

Практический раздел.

Репертуар.

Формы организации.

Методы и приёмы.

Усложнение задач музыкального развития детей.

Этапы работы по развитию выразительности движений.

Вторая младшая группа (3-4 года).

Средняя группа (4-5 лет).

Старшая группа (5-6 лет).

Подготовительная группа (6-7 лет).

Диагностика.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

3аключение.

 

Вторая младшая группа (3-4 года)

Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:
         1. Задачи по восприятию музыки:

  • формировать у детей умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения;
  • эмоционально откликаться на музыку ярко изобразительного характера, на контрастные по настроению музыкальные произведения, желание двигаться в соответствии с ее характером;
  • подводить к осмысленному восприятию музыки плясового, маршевого характера и колыбельной песни;
  • создавать запас музыкальных впечатлений;
  • учить детей слышать 2-частную форму( 3-частную контрастную), различать звуки по высоте ( высокие - низкие), по длительности (долгие­ - короткие), по динамике (громкие - тихие), по тембру.

2. По движению:

  • развивать ритмичность, согласованность движений и музыки
  • умение реагировать на начало и конец музыки, на смену частей (слышать 2-частную, а на конец года 3-частную форму),
  • реагировать сменой движения на изменение силы звучания,
  • приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным, плясовым характером музыки,
  • помочь овладеть определенным запасом выразительных движений:

         ритмично ходить, бегать, легко прыгать, собираться в круг, ходить по
         кругу, двигаться парами, выполнять прямой галоп, притопывать одной    ногой,          выполнять осторожный мягкий шаг, выполнять образные        движения: зайчики          прыгают, птички летают, идет медведь, машина      едет.
                   У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками (музыкой) рассказать о грустном, веселом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать о чем рассказывает та или иная песня, пьеса.
         У малышей формирую эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Так, слушая «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» (р.н.м.) побуждает детей притопывать, исполнять «пружинку».  
         Главное на занятиях создать благоприятные условия, атмосферу радости для воспитания любви к музыке.
         На занятиях использую различные приемы.
         Когда дети не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им нужна помощь. Применяю прием словесного уподобления характеру музыки - тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, поясняю: «Какая нежная, ласковая музыка». При этом звучанию музыки уподобляется и мимика (мимическое уподобление), и интонация голоса (интонационное уподобление). Можно нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление). Побудить его выразить характер звучания музыкально­-ритмическими движениями (двигательное, ритмопластическое уподобление).
Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения «выводить ее на голос» (вокальное уподобление музыки). Этот метод способствует тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся им мелодии.
         Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений (словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное), малыши учатся высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения, выполнять образные движения посредством изображений их внешних действий. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
         Особенности музыки и связанные с ней движения подкрепляются музыкально-двигательным показом взрослого, а также в кратких словесных пояснениях.
         Если дети недостаточно хорошо отражают характер музыки в движениях того или иного персонажа, упражнение не прерываю т.к. это снижает ее эмоциональность. После окончания упражнения провожу повторный показ этого движения. Например: если зайцы тяжело и шумно подпрыгивают на месте, обращаю внимание детей на музыку, сопровождающую движение, говорю, что музыка рассказывает как легонько прыгают зайчики и повторно показываю движение. Сама много двигаюсь вместе с детьми, стараюсь быть эмоциональной, пластически выразительной, тем самым демонстрирую наиболее полные возможности воплощения образа (доступные малышам).
    

      Фрагмент занятия.
     Программное содержание.

  • Знакомить с «закрытым» и «открытым» положениями корпуса, передающими физические состояния персонажа: «холодно -    жарко»; ориентировать на выразительное исполнение, на движение «всем телом».
  • Развивать способность понимать язык движений, предлагая детям         «пластические загадки».
  • Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих          значение действий зайчика: бегает, прыгает, прячется, греется.
  • Развивать ориентировку в пространстве с опорой на образные     ассоциации: за кустами, на полянке.

                  
         Упр. 1«Холодно-жарко».
         а). Показываю пластическую загадку «Холодно»: напряженно съеживаюсь, ссутулившись, втянув голову в плечи, дыханием согревает руки, постукиваю ногой об ногу. Дети словом определяют смысл выразительных движений, затем исполняют их по заказу взрослого.
         б). Спрашиваю: «А как показать, что - жарко?» (Расслабленное «раскрывание» корпуса во вне, обмахивание руками). Дети пытаются найти выразительные движения, затем исполняют их вместе с педагогом.
         в). По показу и слову: «Холодно-жарко...» - дети то съёживаются,
         согреваясь, то «раскрываются», обмахиваясь руками.
         Упр. 2 «Зайка замерз».
         Я загадываю пластическую загадку («Какой зверюшка. замерз?»):
сжавшись, скованно подпрыгивает на двух ногах, прижав «лапки» к корпусу. (Зайка.) Затем дети выполняют движения под речитатив - по показу взрослого:
         «жил-был зайчик, длинные ушки.          - прыгают на двух ногах
         Отморозил зайчик носик на опушке.      - «потирают лапками носы»          Отморозил носик, отморозил хвостик..» - «протирают хвостики»
 Далее - по возможности самостоятельно - дети показывают, как зайчик
греется еще: потирает уши, лапки, щечки и т.п.
         Упр. 3 «Зайчик».
         Говорю: «Зайка согрелся и радуется». Дети двигаются, как зайчики:
прыгают на двух ногах, «лапки» полусогнуты перед грудью - «чешут ушко» или умываются - снова прыгают. Движения исполняются сначала без музыки, затем с музыкой (Вариации феи Серебра).
         Перед повтором предлагаю придумывать различные прыжки (на одной ноге, выбрасывая ноги вперед на прыжке, «в стороны вместе», «вперед - назад»). Если требуется, показываю движения, дети по показу их выполняют.

         В результате в конце года дети способны показать небольшой танец ­миниатюру «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский. Но в большинстве случаев малыши лишь «обозначают» образ, воспроизводя характерные для него движения ненаполненно, схематично, не «всем телом»(когда « грустное» или «сердитое» движение рук, корпуса сочетаются с радостной, довольной мимикой). Невелико и разнообразие самостоятельно отобранных детьми движений из-за подражательности малышей друг другу.
         В этом возрасте использую следующие дидактические игры:

  • «Что делают дети?» (восприятие плясового, маршевого колыбельной песни;
  • «Подумай и отгадай» (карточки: медведь, заяц, лиса);
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Птица и птенчики».

 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)