Методическая разработка индивидуальных логопедических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка индивидуальных логопедических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Автор: Белугина Елена Александровна, учитель-логопед 1кв.категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1467» СП5.

Тематическое планирование .

Месяц январь
занятий 6
1.
Словарная работа
Предметы: верхняя губа, нижняя губа, язык, щеки, небо
Действия: надувать, поднимать, опускать, облизывать, цокать, держать, вытягивать, улыбаться
Признаки: длинный, короткий, узкий, широкий
Связная речь Учить отвечать на вопросы: кто это? что делает?
Звуковая культура речи Упражнять в правильном произношении доступных для детей звукосочетаний и отдельных слов. Проговаривание 2-х сложных слов из прямых слогов с правильным ударением, допуская искажение произношения звуков: ва-та, но-га, ха-та. (стучать или хлопать в ладоши.)
Словарная работа Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра,
Глаголы: живут, моет, убирает, работает, вяжет, читает, играет.
Признаки: старый, молодой, большой, маленький.
Психические процессы Развитие мелкой моторики рук
2.
Звуковая культура речи
Учить говорить не торопясь и внятно. Вопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки: уууу (Упражнение «Спой звук –У-», «Погуди, как паровоз»; Игра «Громко-тихо» )
Словарная работа Предметы: кубики, куклы, машина, кабина, мяч, лошадка и так далее.
Глаголы: играть, скакать, прыгать, собирать, бросать.
Признаки: круглый, мягкий, резиновый, красивый, большой, маленький.
Наречия: весело, шумно, много, мало.
Связная речь Учить выражать свою просьбу, не подключая жесты.
Психические процессы Развитие речевого слуха.
Д/и «Угадай, кто позвал?» (узнать по голосу товарища)
Звуковая культура речи Вопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки:
аааа (Упражнение «Спой звук –А-» , Игра «Громко-тихо», «Долго-коротко»)
Словарная работа Части тела: туловище, голова, руки, ноги, шея, пальцы.
Глаголы: мыть, сушить, вытирать, ухаживать, расчёсывать.
Признаки: грязные, чистые, сухие, мокрые.
Психические процессы Развитие логического мышления «Собери матрёшку»
Звуковая культура речи Вопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки:
аааа, уууу, ау, уа; учить узнавать звуки [А\У] в потоке: а, о, ф, у, п, в.
Словарная работа Предметы: мыло, полотенце, раковина, унитаз;
Глаголы: засучивать, открывать, мыть, намыливать, смывать, вытирать, вешать
Признаки: грязные, чистые
Наречия: чисто
Психические процессы Развитие зрительного внимания, памяти.
Д/и «Какая игрушка появилась?», «Поставь, как было.»
Звуковая культура речи Учить говорить не торопясь и внятно. Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов типа: петухи, бананы.
Словарная работа Предметы: дерево, лист, зонт, туча, дождь, лужа;
Глаголы: идет, капает, шумит, шуршат, летят, падают
Признаки: красивые, дождливая, холодная, мягкий, осенний, желтый, красный
Наречия: холодно, дождливо, пасмурно
Психические процессы Развитие зрительного внимания, памяти.
Д/и «С какого дерева листок?», «Чего не стало?»
Месяц Ноябрь
Неделя 2
Звуки [О]
Звуковая культура речи Различать слова – паронимы
Д/и «Покажи где: ком – дом, лук – жук, сук – суп, мишка – миска.»
Словарная работа Предметы: собака, кошка
Глаголы: грызет, лакает, бегает, пьет, шипит, мяукает, лает, охраняет, ловит
Признаки: большая, лохматая, маленькая, пушистая, ласковая, злая
Грамматический строй речи Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (собака лает, собаки лают.)
Лексика, синтаксис «Домашние животные»
Связная речь Учить рассказывать об увиденном на картинке.
Психические процессы Развитие физиологического дыхания
Д/и «Ветерок», «Чья птичка дальше улетит?», «Листья летят»
Месяц Ноябрь
Неделя 3
Звуки [A],[У],[О]
Звуковая культура речи Продолжать различать слова – паронимы
Д/и «Покажи где: ком – дом, лук – жук, сук – суп, мишка – миска.» Учить узнавать звуки [А\У\О] в потоке: а, о, ф, у, п, в.
Словарная работа Предметы: корова, лошадь, коза, названия частей тела домашних животных, сено, трава
Глаголы: пьет, жует, дает, мычит, ржет, мекает, ходит, бегает, помогает
Признаки: большая, рогатая, маленькая
Грамматический строй речи Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (корова жует, коровы жуют.)
Лексика, синтаксис «Домашние животные»
Связная речь Учить рассказывать об увиденном на картинке.
Психические процессы Развитие мелкой моторики рук.
Месяц Ноябрь
Неделя 4
Звуки [И]
Звуковая культура речи Приближение звукового состава к заданному образцу за счет усвоения ударения в слове. Игры и упражнения см.выше
Словарная работа  Предметы: курица, петух, гусь, утка, части тела птиц Глаголы:кукарекает,квохчет,гогочет,крякает,вышагивает, переваливается;
Признаки:пестрая, суетливая, важный, красивый
Грамматический строй речи Винительный падеж существительного единственного числа с предлогом «под» (под дерево, под куст)
Лексика, синтаксис  «Домашние птицы»
Связная речь Составление предложений по сюжетным картинкам (3 – 4 слова)
Психические процессы Развитие слухового, зрительного внимания. Д/и «Один — много», «Угадай, чей голос?» «Что за птица?»
Месяц Декабрь
Неделя 1
Звуки [Э]
Звуковая культура речи Приближение звукового состава к заданному образцу за счет усвоения ударения в слове. Игры и упражнения см.выше
Словарная работа Предмет: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, части тела птиц, кормушка, корм, зерна, семечки, хлебные крошки
Действия: клюёт, летит, чирикает, прыгает, порхает, пьет
Признаки: зимующие, дикие
Грамматический строй речи Составление фразы с однородными членами предложения.
К нам прилетели воробьи, вороны, голуби.
Лексика, синтаксис “Дикие птицы”
Связная речь Учить рассказу по картинке. (2-4 предложения)
Психические процессы Развитие физиологического дыхания.
«Чья птичка дальше улетит?»
Развитие зрительного внимания и памяти. «Какой птички не стало?»
Месяц Декабрь
Неделя 2
Звуки                                           [Э], [И]
Звуковая культура речи Воспроизведение на слух слогов и звукосочетаний с изучаемыми звуками.
Соотношение слов с предметами.
Словарная работа Предметы: заяц, медведь, лиса, волк, детеныши, лес, части тела, жилища
Действия: ловить, спать, есть, стоять, ходить, бежать.
Признаки: большая, маленькая, мягкая, пушистый, красивый, длинный, злой, хитрая, трусливый
Грамматический строй речи Дательный падеж существительного единственного числа с предлогом «к» (для обозначения направления: к норе; к берлоге…)
Лексика “Дикие животные и их детеныши”
Связная речь Учить описывать предметные  картинки 2-3 предложениями.
Психические процессы Формирование логического мышления.
Развитие артикуляционного аппарата, памяти, внимания.
Месяц Декабрь
Неделя 3
Звуки  [М]
Звуковая культура речи Развитие тембра голоса (ласково, сердито)
Воспроизведение на слух слоги и звукосочетания:
Ам-ум, ма-му, им-ом, мо-ма.
Словарная работа Предметы: зима, месяц, стужа, холод, снег, град, вьюга.
Действия: наступает, идет, кружится, метет, сверкает.
Признаки: холодный, снежная, белый, ледяной.
Грамматический строй речи — практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (девочка катается, девочки катаются)
— согласование прилагательных в косвенных падежах с существительными (идет белый снег, нет белого снега)
Лексика, синтаксис “Зима”
Связная речь Составление короткого рассказа по картинке из 2-4 предложений
Психические процессы Развитие общей моторики
Игра «Снежок»
Развитие логического мышления «Собери картинку»
Месяц Декабрь
Неделя 4
Звуки [М]
Звуковая культура речи Повторение пройденного.
Словарная работа Предметы: снежки, санки, лыжи, снегокат, крепость, снеговик
Глаголы: кататься, лепить, бросать
Прилагательные: круглый, ледяной, снежный, белый, смелый
Наречия: быстро, медленно, высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речи Учить стихотворения к утреннику.
Лексика, синтаксис “Зимние забавы”
Связная речь Составление фразы с однородными членами предложения. (Мама надела шубу, шапку, варежки.)
Психические процессы Развитие физиологического дыхания.
Упражнение «Снежинки»
Развитие артикуляционного аппарата.
Месяц Декабрь
Неделя 5
Звуки [П]
Звуковая культура речи Повторение пройденного.
Словарная работа Предметы: Дед Мороз, Снегурочка, праздник, ёлка, дети, костюмы, маски
Глаголы: наряжать, танцевать, петь, веселиться, играть
Прилагательные: блестящий, круглый, красивая, нарядная,  добрый
Грамматический строй речи Учить рассказу об утреннике (2-4 предложения), о прогулке.
Лексика, синтаксис “Новый год”
Связная речь Составление фразы с однородными членами предложения. (Мама повесила на елку шары, бусы, огни.)
Психические процессы Развитие физиологического дыхания.
Упражнение «Снежинки»
Развитие артикуляционного аппарата.
Месяц Январь
Неделя 2
Звуки [П]
Звуковая культура речи Воспроизведение ряда слогов, где варьируются согласные звуки.
Словарная работа — платье, рубашка, кофта, штаны, носки, рукав, воротник, пуговица, карман…
— дать, надеть, одеть, снять, принести, убрать, стирать, мять…
— ситцевая, шелковая, шерстяная, большая, красивое…
Грамматический строй речи Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах (дай синюю кофту)
Лексика «Одежда»
Связная речь Описание предметной картинки 2-3 предложениями. Учить стихотворения, загадки.
Психические процессы Развитие мелкой моторики. Д/и «Оденем куклу», «Развесим в шкафу вещи».
Развитие артикуляционного аппарата.
Месяц Январь
Неделя 3
Звуки [Б]
Звуковая культура речи Воспроизведение ряда слов и слогов, где варьируются согласные звуки.
Словарная работа Предметы: куртка, комбинезон,  кофта, штаны, носки, рукав, воротник, пуговица, карман…
Глаголы: дать, надеть, одеть, снять, принести, убрать, стирать, мять…
Признаки: ситцевая, шелковая, шерстяная, большая…
Наречия: холодно, тепло
Грамматический строй речи Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах (дай синюю кофту)
Лексика Одежда
Связная речь Описание предметной картинки 2-3 предложениями. Учить стихотворения, загадки.
Психические процессы Развитие мелкой моторики. Д/и «Оденем куклу», «Развесим в шкафу вещи».
Развитие артикуляционного аппарата.
Месяц Январь
Неделя 4
Звуки [П\Б]
Звуковая культура речи Различать слова паронимы и близкие по звуковому составу
Суп-сук, коза-коса, листок-платок, усы-осы.
Словарная работа Предметы: туфли, тапки, сапоги.
Глаголы: застегнуть, завязать, надеть, ставить, сушить.
Признаки: цвета, новые, чистые, грязные, тёплые.
Грамматический строй речи Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа. (Ботинок стоит. Ботинки стоят.)
Лексика, синтаксис “Обувь”
Связная речь Учить понимать тексты (А. Барто «Башмачки»,
Смирнова «Таня неумелочка») и отвечать на вопросы по тексту.
Психические процессы Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Д/и «Как плачет девочка.», «Пароход гудит.»
Месяц Февраль
Неделя 1
Звуки  [Ф]
Звуковая культура речи Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов типа: петухи, бананы.
Словарная работа Стол, стул, шкаф, диван, кровать, ножки, спинка, дверца.
Глаголы: сидеть, спать, отдыхать.
Признаки: кухонный, спальный, письменный, журнальный, высокий, узкий.
Грамматический строй речи Формирование падежных окончаний существительных с ударным окончанием: столом. Составление предложений из 3-4 слов: Вова сел на стул.
Лексика, синтаксис «Мебель»
Связная речь Учить понимать не сложные рассказы и отвечать на вопросы.
Психические процессы Развитие логического мышления: «Собери разрезные картинки.»
Развитие мелкой моторики рук: «Строим дом.»
Месяц Февраль
Неделя 2
Звуки [В]
Звуковая культура речи Преодоление стечения согласных в середине слова: мис-ка, вил-ка, лож-ка.
Словарная работа Предметы: тарелка, блюдце, вилка, чашка, ручка, крышка, донышко и т.д.
Глаголы: мыть, вытирать, готовить, чистить, резать.
Признаки: чайная, кухонная, столовая, стеклянная, железный.
Грамматический строй речи Формирование падежных окончаний существительных с безударным окончанием: вилкой, ложкой.
Лексика, синтаксис “Посуда”
Связная речь Учить описывать комнаты.
Психические процессы Развитие мелкой моторики.
Развитие логического мышления.
«Собери разрезные картинки из 2-3 частей»
Месяц Февраль
Неделя 3
Звуки [Ф], [В]
Звуковая культура речи Вопроизводить на слух слоги:  аф-уф, иф-оф, ав-ов,
ыв-ув.
Учить узнавать звуки [Ф\В] в потоке: а, о, ф, у, п, в. Преодоление стечения согласных в середине слова: мис-ка, вил-ка, лож-ка.
Словарная работа Предметы: тарелка, блюдце, вилка, чашка, ручка, крышка, донышко и т.д.
Глаголы: мыть, вытирать, готовить, чистить, резать.
Признаки: чайная, кухонная, столовая, стеклянная, железный.
Грамматический строй речи Формирование падежных окончаний существительных с безударным окончанием: вилкой, ложкой.
Лексика, синтаксис “Посуда”
Связная речь Учить описывать комнаты.
Психические процессы Развитие мелкой моторики.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
«Собери разрезные картинки из 2-3 частей»
Месяц Февраль
Неделя 4
Звуки [Н]
Звуковая культура речи — выделение звука в потоке;
— произношение слогов и словосочетаний.
Словарная работа Предметы: продукты питания, магазин, холодильник
Глаголы: покупать, варить, жарить, хранить
Признаки: вкусовые качества, ароматные качества
Грамматический строй речи Практическое употребление служебных частей речи:
Предлогов у, на, под, к, за, от, в.
Междометий: ох, ах, ух.
Лексика “Продукты питания”
Связная речь Заучивание стихотворений
Психические процессы Развитие слухового внимания, памяти.
Д/и «Чего не стало?», «Один-много», «Назови ласково»
Месяц Март
Неделя 1
Звуки [Н]
Звуковая культура речи — выделение звука в потоке;
— произношение слогов и словосочетаний.
— преодоление стечения согласных в начале слова: скворец, птенец.
Словарная работа Предметы: продукты питания, магазин, холодильник
Глаголы: покупать, варить, жарить, хранить
Признаки: вкусовые качества, ароматные качества
Грамматический строй речи Практическое употребление служебных частей речи:
Предлогов у, на, под, к, за, от, в.
Междометий: ох, ах, ух.
Лексика “Продукты питания”
Связная речь Заучивание стихотворений
Психические процессы Развитие слухового внимания, памяти.
Д/и «Чего не стало?», «Один-много», «Назови ласково»
Месяц Март
Неделя 2
Звуки
Звуковая культура речи Соотношение слов с предметами и их изображением: лук-жук; ветка-клетка; мишка-миска; усы-осы.
Словарная работа Предметы: фото мамы, бабушки, сестры, тети
Действия: любит, обнимает, целует, заботится
Признаки: красивая, любимая, родная, добрая, заботливая
Грамматический строй речи Родительный падеж существительного единственного числа с предлогом «у» (у мамы…)
Лексика “Мамин праздник”
Связная речь Составление предложений по опорным картинкам.
Психические процессы Развитие речевого дыхания «Птичка».
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики.
Месяц Март
Неделя 3
Звуки [К]
Звуковая культура речи Повторение слогов с изученными звуками. Выделение звука из цепочки.
Словарная работа Предметы: кактус, герань, растение, ветки, корень, стебель, листья, горшок, лейка.
Глаголы: ухаживать, поливать, срезать, рыхлить, протирать.
Признаки: красивый, засохший, душистый, колючий, высокий, низкий.
Грамматический строй речи Использование глагольной лексики в настоящем времени.
Лексика, синтаксис «Комнатные цветы. Герань, кактус, фикус»
Связная речь Составление предложений по образцу, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Психические процессы Развитие общей и мелкой моторики,
— речевое и физиологическое внимание.
— логическое мышление.
Месяц Март
Неделя 4
Звуки [К]
Звуковая культура речи Дифференциация на слух звуков [Н — К]
Словарная работа Предметы: машина грузовая и легковая, автобус, трамвай,  шофер, водитель, части предметов, транспорта, светофор
Глаголы: стоять, ехать, гудеть, сигналить, везти, открывать, закрывать, ремонтировать…
Признаки: большая, маленькая, грузовая, легковая, хорошая, цвета, материал…
Грамматический строй речи Предложный падеж существительного единственного числа без предлога (возьми сумке, возьми кармане)
Лексика «Транспорт»
Связная речь Составление предложений по предметной картинке.
Психические процессы Формирование общей и мелкой моторики.
Д/и «Один-много», «Едем в гости»
Месяц Март
Неделя 5
Звуки [Г]
Звуковая культура речи — выделение звука в потоке;
— произношение слогов и словосочетаний.
Словарная работа Предметы: поезд, самолет, корабль, части предметов, транспорта
Глаголы: стоять, ехать, гудеть, сигналить, везти, летать, плыть, летчик, пилот, машинист, открывать, закрывать, ремонтировать…
Признаки: большой, длинный, цвета, материал
Наречия: высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речи Предложный падеж существительного единственного числа без предлога (возьми сумке, возьми кармане)
Лексика «Транспорт»
Связная речь Составление предложений по предметной картинке.
Психические процессы Формирование общей и мелкой моторики.
Д/и «Один-много», «Полетим на самолете», «Поезд»
Месяц Апрель
Неделя 1
Звуки Закрепление пройденных звуков
Звуковая культура речи Соотношение слов с предметами и их изображением: лук-жук; ветка-клетка; мишка-миска; усы-осы.
Словарная работа Предметы: капель, солнце, ручьи, сосулька, снег, снеговик
Действия: светит, греет, тает, бегут…
Признаки: солнечная, теплая, радостная, веселая…
Грамматический строй речи Родительный падеж существительного единственного числа с предлогом «у» (у мамы…)
Лексика “Весна”
Связная речь Составление предложений по опорным картинкам.
Психические процессы Развитие речевого дыхания «Птичка».
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики.
Месяц Апрель
Неделя 2
Звуки Закрепление пройденных звуков
Звуковая культура речи
Словарная работа Предметы: няня, врач, повар, воспитатель, предметы, необходимые людям данных профессий…
Глаголы: стирает, моет, убирает, лечит, учит, готовит…
Признаки: новая, большая, хорошая, ласковая, добрая, вкусная…
Грамматический строй речи Родительный падеж существительного единственного числа с предлогом «от» (для обозначения места – от окна)
Лексика «Труд людей»
Связная речь Учить слушать рассказы и стихотворения. Отвечать на вопросы по тексту.
Психические процессы Развитие мелкой моторики рук.
Развитие аналитико-синтетического мышления.
Развитие внимания и памяти.
Месяц Апрель
Неделя 3
Звуки [К\Г]
Звуковая культура речи Воспроизводить на слух звукосочетания и слоги.
Словарная работа Предметы: дерево, береза, ель, рябина, ствол, ветка, листья, иголки.
Глаголы: срезать, сорвать, нюхать, падать.
Признаки: низкое, высокое, цвета, длинный (стебель), короткий.
Грамматический строй речи Творительный падеж единственного числа с предлогом «за» (за лесом, за кустом, за деревом.)
Лексика, синтаксис «Деревья»
Связная речь Учить составлять предложения по картинке описательного характера.
Психические процессы Развитие логического мышления «Собери картинку» (2-3 части)
Месяц Апрель
Неделя 4
Звуки [Т]
Звуковая культура речи Воспроизводить на слух звукосочетания и слоги.
Словарная работа Предметы: дерево, береза, ель, рябина, ствол, ветка, листья, иголки.
Глаголы: срезать, сорвать, нюхать, падать.
Признаки: низкое, высокое, цвета, длинный (стебель), короткий.
Грамматический строй речи Творительный падеж единственного числа с предлогом «под» (под листом, под кустом, под деревом.)
Лексика, синтаксис «Деревья»
Связная речь Учить составлять предложения по картинке описательного характера.
Психические процессы Развитие логического мышления «Собери картинку» (2-3 части)
Месяц Май
Неделя 2
Звуки [Т]
Звуковая культура речи Воспроизводить на слух звукосочетания и слоги со звуком [Т].
Словарная работа Предметы: ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, лепесток, растение, пушинка, корень, стебель, листья, цветок.
Глаголы: расти, плести, собирать, рвать, поливать, любоваться, смотреть.
Признаки: красивый, пушистый, полевой.
Грамматический строй речи Предложный падеж единственного числа существительные с предлогом «в» (в венке, в букете).
Лексика, синтаксис «Цветы, Одуванчик, ромашка, колокольчик, василек»
Связная речь Закрепление физического тела в самостоятельных высказываниях, в правильной грамматической форме.
Психические процессы Формирование общей и мелкой моторики.
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
Д/и «Раскрась рисунок», «Собери букет»
Месяц Май
Неделя 3
Звуки [Д]
Звуковая культура речи Развитие тембра голоса. Д/и «Назови ласково-строго.»
Словарная работа Предметы: жук, бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей, части тела насекомых, сачок.
Глаголы: ловить, летать, жужжать, порхать, ползать, прыгать.
Признаки: яркий, красивая, цвета
Наречия: высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речи Предложный падеж существительное единственного числа с предлогом «на» (на окне, на цветке …)
Лексика, синтаксис “Насекомые. Жук, бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей”
Связная речь Активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме.
Психические процессы Развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания.
Месяц Май
Неделя 4
Звуки [Т], [Д]
Звуковая культура речи Преодоление стечения согласных в начале слова (цветок, плавать…)
Словарная работа Предметы: лето, солнце, цветы, насекомые, велосипед, самокат, мороженое, песок, мелки
Действия: купаться, загорать, играть, строить, отдыхать, кататься…
Признаки: жаркая, солнечная, хорошая .
Наречия: жарко, красиво, быстро, медленно
Грамматический строй речи — практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (девочка катается, девочки катаются)
— согласование прилагательных в косвенных падежах с существительными (идет белый снег, нет белого снега)
Лексика, синтаксис “Лето”
Связная речь Активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме.
Психические процессы Развитие общей и мелкой моторики
Игра «Времена года»
Развитие логического мышления «Собери картинку»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website