«Методические объединения дошкольного учреждения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»

В сфере образования остается неразрешенным противоречие между потребностью общества  в высоком качестве образования и  невозможностью традиционными средствами решить эту проблему. Однако, при  спланированной системе  методической работы в ДОУ  возможно улучшение  инновационной обстановки, и основной путь,  способный существенно повлиять  на повышение  уровня педагогического  мастерства педагогов, их компетентности и эрудиции – четкая организация методической и исследовательской работы  на уровне образовательного учреждения.

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ.  Методические объединения педагогов планируются в течение учебного года и  органично соединяются с  их повседневной практикой. Основная цель – оказание реальной, действенной помощи  всем членам коллектива. Мы рассматриваем  методические объединения – как специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на  достижениях науки и  передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение  компетентности  и профессионального мастерства  каждого  педагога, развитие  и повышение  творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, — повышение  качества и эффективности образовательного процесса.

Использование методических объединений в работе с педагогами позволяет  избежать заорганизованности, однообразия форм  и методов работы, в которых  преобладают объяснительно — иллюстративные методы, где педагоги становятся пассивными слушателями  консультаций и семинаров.

Реализация методической работы в ДОУ основывается на разнообразных принципах. Наиболее важными для нас являются следующие:

  • Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетенции педагогов в  процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
  • Принцип психологической комфортности  предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении  доброжелательной атмосферы;
  • Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и  выбору оптимального варианта;
  • Принцип креативности  максимальная ориентация педагога на  творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.

Методическое объединение воспитателей  дошкольного учреждения функционирует в течение двух лет. За данный промежуток времени накоплен опыт  организации заседаний, практический материал, рекомендации. На каждом  заседании определяется круг педагогических  задач. Например:

  • Повышение  педагогического мастерства  воспитателей через участие  в разнообразных формах проведения МО (проблемные группы, гостевые обмены, мастер – классы, педагогические мастерские и др.)
  • Организация работы с родителями воспитанников, используя активные формы взаимодействия.
  • Формирование гуманно – нравственных качеств дошкольников через воспитание  сказкой.
  • Использование интегрированных занятий в целях развития познавательной активности малышей.

В течение года проводится три-четыре заседания методического объединения воспитателей. Особое внимание уделяется выбору формы проведения мероприятия. Организация педагогов  в форме   гостевого  обмена опытом,  методобъединения – мастерской,  работа  проблемной  группы позволяют  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, что в свою очередь  позитивно отражается на организации воспитательно – образовательного процесса с малышами и отмечено педагогами при проведении итогового обследования  усвоенных знаний детьми в конце учебного года. Во время  организации работы методического объединения с использованием таких форм,  удалось отойти от проведения открытых занятий с детьми, где присутствуют только одаренные, послушные дети, в количестве 8-10 человек, когда наполняемость групп составляет 20-26 детей,  где занятие «отрепетировано» и  построено на материале для закрепления, при отсутствии обучающего момента.

Важным инструментом поиска ответов является выполнение  «домашнего задания» воспитателями в  период между заседаниями.  Например:

  • разработка образовательной программы,
  • составление календарно – тематического плана, цикла занятий.

Так, в  межсекционный период воспитатели – члены методического объединения в процессе подготовки «домашнего задания» составили перспективное планирование  и в соответствии с ним систематизировали цикл занятий по познавательному развитию.

  •    работа проблемной группы.

Определить  состав  проблемной группы воспитателей стало возможным изучив степень новаторства  педагогов,  основанный на необходимости поиска новых форм взаимодействия педагогов и родителей в условиях семьи и детского сада. Как результат —  составлен  план работы клуба для родителей, подобраны консультации, рекомендации,  оформлены памятки, карты психолого — педагогического сопровождения, буклеты.

Интересна в использовании  форма  гостевого обмена опытом.  Не секрет, что не всегда педагоги  имеют  широкое представлений о том,  что интересного использует педагог другой группы. С этой целью в период между заседаниями педагоги подготовили презентации своих групп, организовали  экскурсии.   Как итог  мероприятия — «круглый стол», за которым  воспитатели  смогли обсудить возникающие проблемы, но и, самое главное, разговаривали  о детях не на казенном наукообразном языке, обсуждая заранее подготовленные доклады, а размышляя и не стесняясь высказать свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением окружающих. Важно то, что  уважая  мнение «хозяев», «гости»  не боялись  высказать свою точку зрения, а «хозяева»,  уважая мнение «гостей»,  могли в корректной форме возразить, если с чем-то не согласны. Готовясь к обсуждению, педагоги знакомятся с разнообразной методической литературой, готовят памятки, оформляют  выставку дидактических пособий, что является важным средством развития творческой активности.

В  процессе работы методического объединения  удачно использовалась такая форма работы,  как методобъединение – мастерская. Изучение результатов  анкетирования педагогов, изучения тем самообразования показали, что  у каждого в  детском саду  есть своя «изюминка», есть тот раздел программы, в котором педагоги добились наибольших результатов. На заседании методического объединения возможно представить  опыт  работы в  процессе проведения «мастер — класса».  После проведения  методического объединения   в такой форме педагоги могут  в течение необходимого времени  прийти в эту группу и не только посмотреть занятия по нужной тематике (рядовое, а не подготовленное заранее!), но и побеседовать с коллегами, обсудить проблему, поделиться своими находками. На такие мастерские не приходит сразу большое количество людей, однако их посещают те, кому действительно интересна данная тема. Удачно то, что не каждый воспитатель при большой аудитории поделится своими неудачами, а вот в узком кругу обязательно расскажет о них, поделится своими открытиями без всяких дополнительных директивных указаний. В целях эффективного  анализа работы используются таблицы для  проведения гибкой формы коллективного  обсуждения.

Я увидела, что …

Я была удивлена тем, что…

Я была встревожена…

Мне понравилось…

У меня возник вопрос…

Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность        помогает в конце подвести итог, сделать выводы. Фраза «У меня возник вопрос…»  отмечалась у 50% посетивших объединение, на все из вопросов получены ответы руководителя методического объединения и организаторов заседания, что подтверждает заинтересованность коллег, стремление разобраться в ситуации, познакомиться с современными педагогическими технологиями.

На одном из  заседаний методического объединения организована  работа   проблемной  группы по теме: «Использование активных форм взаимодействия педагогов с родителями в условиях семьи и ДОУ».  В процессе проведения МО  были обсуждены проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в момент адаптации  малышей к условиям пребывания в детском саду. Присутствующим продемонстрирован видеофильм из жизни дошкольников в ДОУ, даны комментарии к решению педагогических ситуаций,  проведен анализ анкетирования родителей.

При проведении  методических объединений, используя такие формы, обеспечивается  психологический комфорт педагогов, учитываются  индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическая  готовность.

От организаторов методического объединения зависит, сумеют ли они организовать встречи, встречи с проблемой, противоречием, встречу с новыми знаниями, новыми подходами, встречу с креативными людьми, встречу с успехом в профессиональной деятельности, приносящую радость открытий и педагогических свершений.

 

Автор: Гребенюк Ольга Витальевна, старший воспитатель  муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад N11 г. Алексеевки Белгородской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website