МЕТРОРИТМ

метроритмМетодические рекомендации

Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует учить детей выполнять их в характере музыки.

В процессе занятий дети, моторно реагируя на музыку, отражают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – положить ладони на колени или развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч или передавать предмет на сильную долю. Эти упражнения даются в двухдольном и трехдольном размере. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог проигрывает на фортепиано 2-4 такта мелодии или придумывает ритм сам, прохлопывая в ладоши, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать бубен, барабан или другие ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет; или педагогом задается ритмический «вопрос», каждый из детей придумывает свой ритмический «ответ», стараясь уложиться в заданной форме, метре и темпе).

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется. Например, упражнение «Обезьянки» на музыку французской народной песни: первая фраза пьесы проигрывается громко, вторая – тихо. Дети, прослушав первую фразу, прохлопывают в ладоши ритм второй фразы. При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти.

По мере знакомства с длительностями дети переходят от интуитивного освоения ритма к осознанному. Длительности прорабатываются с помощью специальных двигательных упражнений руками, ногами, с использованием детских ударных инструментов.

Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, песня и т.д.).

Автор: Евгения Ворошилова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website