«Модель работы с одарёнными детьми посредством дополнительного образования»

Педагогический проект.

Обоснование необходимости проекта

Модель работы с одарёнными детьми посредствам  дополнительного образованияНаучный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов — людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.

Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы.

Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:

— неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
— отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;
— недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
— недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
— недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.

Но в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась  противоречивая ситуация. С одной стороны — требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны — у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения  позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми: создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей — как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одарёнными детьми.

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно — деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.

Объект исследования проекта: психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Гипотеза проекта: проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Методы:

Теоретический: изучение психолого — педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.

Статистический: обработка полученных данных.

Основные направления реализации проекта:

1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися в учреждении.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми. Основное содержание проекта/

Данный проект ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера:  проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.

Проект построен на следующих принципах:

1. Гуманизм — учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.
2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.
3. Научность и интегрированность – обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.
4. Индивидуализация и дифференциация – вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.
5. Природосоответствие — учёт многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Социализация — исследование проблемы — как педагогического явления.

Методологическая база педагогического опыта предусматривает:

— по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения (нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики);
— по отношению к личностному становлению одарённых детей (развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей);
— по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе управления);
— по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения (дифференцированная, индивидуальная, групповая);
— по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий).

Конкретные цели обучения одарённых детей в Центре творчества определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости

Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:

— развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
— создание условий для развития творческой личности;
— развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана комплексная  программа «Работа с одаренными детьми на территории     МО «Павловский район» на 2012-2015 годы и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся

Следующим шагом инновационной деятельности коллектива нашего Центра стал – мониторинг одарённости обучающихся. В Центре  творчества  95 объединений, многие из которых осуществляют свою деятельность на базе образовательных учреждений,  реализуя 6 направлений деятельности: художественно-эстетическое,физкультурно-спортивное, культурологическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое. Поэтому для нас было очень важно — не ошибиться в определении вида  одарённости у каждого ребёнка. Педагогический  опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых  детей.

Работа по выявлению  одарённых детей  в учреждении включала в себя следующие этапы:

— выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
— индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
— психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно — потребностной сферы одарённого ребёнка, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело: — общей одарённостью — она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности); — специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется его одарённость: — явной — проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения; — скрытой — проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:

— В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
— В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
— В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
— В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

Вид одарённости  в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей.   Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков  должно привлечь  к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, нам было очень важно — не ошибиться в определении вида  одарённости у ребёнка:

Литературные способности: — рассказывает всегда логически и последовательно; — имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает; — ради удовольствия изобретает собственные слова; — любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории; — легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма; — любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием; — много и с удовольствием читает помимо школьной программы; — любит писать рассказы, стихи, дневники; — не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности: — проявляет большой интерес к визуальной информации; — увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать. — в мельчайших деталях запоминает увиденное; — проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или  лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;- демонстрирует опережающую возраст умелость; — умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом; — экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»  материалов, может создать из них оригинальное произведение;- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме; — его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыкальные способности: — проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; — любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи; — с удовольствием посещает музыкальные концерты; — легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести; — чутко реагирует на характер и настроение музыки; — легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам; — если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием; — пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет; — пытается сочинять свои собственные мелодии; — разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Спортивная одарённость: — энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного; — проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики; — обладает хорошей зрительно-моторной координацией; — обладает широким диапазоном движений (от медленного — к быстрому, от плавного — к резкому); — прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; — отлично управляет телом при маневрировании; — обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков; — смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает; — ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками; — практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.

Лидерские способности: — способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо; — чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; — чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией; — он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно; — вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять; — готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях; — воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества; — стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие; — принимает активное участие в общественной жизни учреждения.

Творческая одарённость: — чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём; — выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы; — предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты; — обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим; — осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность; — обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений; — имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку; — критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Способности к обучению и научной деятельности: — имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью; — использует термины вполне осмысленно; — обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников); — может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; — умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности; — способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; — задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл; — хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей; — задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира; — легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; — тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами; — много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых; — не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.; — пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные  части; — делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым  смыслом ответы и объяснения;- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна;- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий  и к обобщениям.

     Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе — развивающие или же развивающие.

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей

    В процессе подготовки к реализации проекта нами был произведён подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы семинаров, методических объединений, педагогических советов, а так же через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.

   Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ  индивидуального развития одарённых детей. На этом этапе деятельности возникла ещё одна проблема: обучение в нашем Центре  творчества ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до трёх лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встала задача — создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Принципы построения программ для одарённых детей в МОУДОД ЦРТДЮ — индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся мы определяем образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения — с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.

 Проблематизация. Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем только как компонент в обогащённые программы.

Индивидуализация.

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. Исследовательское обучение — активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера.

   Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных  обучающимися; — обеспечивать самостоятельность в учении; — развивать методы и навыки исследовательской работы; — развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление; — поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих  привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных  критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми.

   Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности, поэтому педагоги нашего учреждения активно апробируют передовые  педагогические технологии и методики, такие как:

1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
5. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Разработка календарно-тематических планов

    Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком в нашем Центре творчества осуществляется во время работы всей группы обучающихся. В календарно-тематическом планировании  мы определяем вид (форму) индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется педагогом.

Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми

   Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Поэтому службой мониторинга учреждения, на начальном этапе реализации проекта, было проведено анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволило выявить уровень их знаний и практических навыков. Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.

В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой  Центра творчества были организованы: работа семинаров по работе с одарёнными детьми, даны методические рекомендации и  консультации,  ведется картотека по проблемам одарённости.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую

    Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

   По наблюдению педагогов нашего учреждения, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

  Практика работы показала, что в обучении детей с повышенными способностями наиболее оптимальными являются  следующие формы организации познавательной деятельности:

— «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний». — «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».

    Педагоги Центра  творчества осознают, что — индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

   Для повышения результативности  инновационной деятельности были разработаны:

1. Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах, ученических проектов).
2. Карта достижений обучающихся в этих мероприятиях.
3. Уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года, отслеживались нами с помощью карты творческого развития. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
4. Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживались по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
5. Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет нам определить уровень: интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации проекта.

Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

1. На начальном этапе этого направления деятельности мною проводилась экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей. Так, результаты экспертизы индивидуальных программ развития показали, что: — цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждений дополнительного образования детей; — содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ; — содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования; — временные затраты на формирование ЗУН, по сравнению с типовыми программами, сокращены, но увеличен объём изучаемого материала; — реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует разностороннему развитию обучающихся, программы реально выполнимы, рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.
2. Создан и пополняется банк данных одарённых детей.
3. Созданы и пополняются портфолио одарённых обучающихся.
4. Разработана и апробирована программа семинаров для педагогов, ориентированных на работу с одарёнными детьми, по новым образовательным технологиям.
5. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми в нашем учреждении осуществляется в процессе участия педагогов – новаторов в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.

План реализации проекта

      Первый этап – организационный:- создание нормативно-правовой базы; — создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе  реализации проекта;- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости  детей;- организация методического обеспечения; — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Второй этап – практический : — систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми; — регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований; — пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям; — обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Третий этап – аналитический :- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов; — определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Основные направления реализации проекта:

1. Создание условий для работы с одарёнными детьми. Мероприятия: — по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся; — по увеличению количества педагогических работников, целенаправленно работающих с одарёнными детьми; — по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одарённых детям; — по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»; — по контролю, анализу деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми. Мероприятия: — по целенаправленному, в рамках проблемы «Одарённые дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов Центра их научно-методической и информационной поддержке; — по организации обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми: — проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики детской одарённости; — участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня; — создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение мастер — классов и т.д.; — организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.

Программа основных мероприятий

    1 Система выявления одарённости у обучающихся
1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка
1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка
1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся
2 Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей.
2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости
2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся 2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми
2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей
2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми 2.6. Пополнение картотеки по проблемам одарённости
3 Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.
3.1. Работа постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одарёнными детьми 3.2. Консультации 3.3. Методические учёбы
3.4. Разработка программ индивидуального развития
3.5. Разработка календарно-тематических планов
4 Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.
4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми: — использование тренинговых методов; — использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; — анализ реальных достижений ребёнка.
4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня
4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов)
5 Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми
5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарёнными детьми
5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей
5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися
5.4. Пополнение банка данных одарённых детей
5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми

       Ожидаемые результаты: Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит: — создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей; — совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми; — оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала; — разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми; — обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня; — обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах; — создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»; — разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми; — привлечь  родителей к участию в деятельности Центра творчества.

Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную и научную деятельность учреждения.

Автор: Белянина Ольга Юрьевна, методист,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества МО «Павловский район».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website