«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»

«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»

Неделя по приобщению детей к русскому народному творчествуПроект.

Праздник… Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными. Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.

Автор: Логвинова Светлана Георгиевна, воспитатель, Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский садN 392, г. Волгоград.

Праздник «Неделя русского народного фольклора»

Праздник… Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными. Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.
Педагогам хорошо известны традиционные праздники детского сада: спортивные, новогодние и т. д. Мы хотим познакомить коллег с концептуально новым по форме и содержанию праздником «Чудо – чудное, диво – дивное».
Наша идея о разработке такого праздника основывалась прежде всего на желании приобщить детей к народным истокам. Наша идея о проведении недели по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация недели предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Неделя по приобщению детей к истокам народной культуры
«Чудо – чудное, диво – дивное».
Цели:
Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России.
Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками).

  • Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
  • Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».
  • Показ видеофильмов по данной теме.
  • Организация экскурсий в Краеведческий музей.

Предварительная организационная работа педагогов.
Планирование и разработка недели «Чудо — чудное, диво — дивное».
Разработка сценариев мероприятий: изобразительного и музыкального праздников, игры по избам, ярмаркам, праздничного концерта (оформление помещений, изготовление декораций, придумывание названий и оформления изб, составление заданий командам, изготовление костюмов, определение временных ограничений мероприятий).
Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.
Составление примерного перечня работ для детского творчества.
Подготовка подарков, сувениров, призов для детей.
Придумывание вместе с детьми названий команд (групп), эмблем, девизов, номеров для итогового концерта.
Разработка и изготовление маршрутных листов (красочно оформленные планы мероприятий для каждой команды на каждый день Недели Фольклора).
Оформление экрана соревнований (яркий наглядный стенд, отражающий успехи и достижения команд).

План проведения недели по приобщению детей к истокам народной культуры
«Чудо – чудное, диво – дивное».

Тема
дня

Мероприятия

В музыкальном
зале

В выставочном
зале

Игры и занятия в группах

1-й день
«В гостях у Василисы Премудрой»

9:00 – 9:20
Общий сбор

«Традиции россиян»
9:30-10:00 средние группы
10:00-10:30 старшие группы
10:30-11:00 подготовительные группы

 

Рисование эпизода какого-нибудь русского народного праздника. (все группы).

2-й день
«Чудо – чудное, диво – дивное».

«Чудо – чудное, диво – дивное» — русские народные игрушки
9:30-10:00 средние группы
10:00-10:30 старшие группы
10:30-11:00 подготовительные группы

Рисование:
Средняя группа — «Дымковские кони».
Старшая группа — «Распиши коровку или коня филимоновским узором»
Подготовительная группа -«Укрась матрешку сказочным узором»
Рассматривание иллюстраций по теме.

3-й день
«Золотые руки мастеров».

Выставка детских работ

«Золотые руки мастеров»
9:30-10:00 средние группы
10:00-10:30 старшие группы
10:30-11:00 подготовительные группы

Лепка «уточка» (по дымковской игрушке) – средние группы.
Лепка «Дымковские барышни» — подготовительные группы;
«Олешек» — старшие группы.

4-й день
«Эти мудрые русские сказки».

«Теремок» — театральная гостиная.

«Краса ненаглядная» — русские народные промыслы»
9:30-10:00 средние группы
10:00-10:30 старшие группы 10:30-11:00 подготовительные группы

 

«Эти мудрые русские сказки»

5-й день
«Русские посиделки».

«Русские посиделки»

«Эти дивные русские сказки!»
9:30-10:00 средние старшие группы 10:30-11:00 подготовительные группы

« Отгадайте – ка загадки!» — русский народный фольклор (все группы).

Во второй половине каждого дня Недели по приобщению детей к истокам народной культуры организуются:

  • Творческие мастерские, где дети готовят работы к выставке «Ремесло — всегда добро» (рисование, лепка, аппликации и т.д.);
  • Игры — аттракционы на улице и в группе;
  • Просмотр фильмов, чтение произведений художественной литературы (сказки, былины), знакомство с русским фольклором;
  • Репетиция номеров к праздничному концерту «Русские посиделки».

1-й день Недели по приобщению детей к истокам народной культуры

Сценарий общего сбора
Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками , вышитыми салфетками.
Звучит спокойная, напевная мелодия. Все дети детского сада собираются в музыкальном зале и рассаживаются по его периметру, ориентируясь по эмблемам своих групп. Их заботливо встречает хозяйка горницы, ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее — кокошник, в руках – корзинка.
Хозяйка. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу, добры молодцы да красны девицы.
Под мелодию любой русской песни входят дети, обходят зал и садятся, ориентируясь по эмблемам своих групп.
Хозяйка. Народ собирается – посиделки начинаются!
Шумно и весело в горницу заходят дети подготовительных групп, играющие на музыкальных инструментах мелодию русской народной песни «Коробейники». Притоптывают, приплясывают, веселятся. По окончанию садятся на места согласно эмблеме своей группы.
Хозяйка. Позади трудовой день. Огороды вскопали да вспахали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвится. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом. Веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!
Дети старших групп запевают русские народные прибаутки «Две тетери», «Чики-чикалочка», «Патока с имбирем .(см. Д/в,N4, 2000,стр. 145).
Затем все поют русскую народную песню «На горе – то калина» (см. Д/в,N4, 2000,стр. 147).
Хозяйка. А какие посиделки без шуток-прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!
Дети средних групп инсценируют потешки.
Хозяйка. Вот так, весельчаки-балагуры, позабавили! А как соберутся добры молодцы, да красны девицы, тут и песни место найдется, и пляске, и игре. Давай-ка встанем в пары да в «Ручеек» поиграем!
Проводится русская народная игра «Ручеек».
Хозяйка. Вижу я, мастера вы петь да играть! А умеете ли вы загадки отгадывать? Отгадывать и загадывать!
Проводится игра «Отгадай-ка – загадай-ка». Загадки берутся любые, но последняя такая:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан (березка)
Хозяйка. Красны девицы, выходите, хоровод заводите!
Входят девочки – березки (подготовительная группа), исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем» (см. Д/в,N4, 2000,стр.151). Все присутствующие поют эту песню.
Хозяйка. Спасибо вам, красавицы! А вы, добры молодцы, покажите, как надо силой мерится!
Проводится состязание «Перетяни канат».
Хозяйки. Шутки-прибаутки, смех и веселье! Приглашаем всех кататься на карусели!
Проводится танец-игра «Вертушки» (см. Д/в,N4, 2000,стр.52).
Хозяйка. Напелись, наплясались, самое время в фанты поиграть.
Проводится игра «Фанты». (Ведущий собирает фанты заранее: в ходе посиделок подходит к воспитателям и просит на время ту или иную вещь.) воспитатели групп не должны знать об игре. После игры хозяйка благодарит всех за участие в ней.
Хозяйка. Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: « Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А, лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!»
Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье.
Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.
Проводится конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде».
Хозяйка. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». И сейчас мы все вместе полюбуемся нашим трудом, нашими поделками. (Предлагает рассмотреть поделки народных мастеров.)
Все поделки хороши! Потрудились от души!

Изба русских народных праздников «Традиции россиян».

Цель: познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками; учить делится впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.

— Наши предки умели и любили веселиться.
— Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей)
— Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Садитесь на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.
(Звучит музыка, в это время открывается ширма, взору предстает декорация: с одной стороны — русская изба, береза, с другой стороны – церковь, картины и сцены из жизни русского народа.)
Воспитатель начинает рассказ.
— Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры
Люди рядились в самые лучшие, праздничные одежды. По особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков:
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
— благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церкви зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг другом. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались, христосовались, и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.
— Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. (Воспитатель предлагает иллюстрации, фото.) А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много – для подарка родным и близким, для игр. Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски. Под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко. И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок. (дети играют.)
— Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди, ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.
— Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей) Это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (да.)
_ Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинались с 7 января и заканчивались 19 января. Пожалуй, нет такого другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряженьем, гаданием девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации.)
— Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр 1 ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.
— Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ.
— Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливей всех были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары можешь принести ты – колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Это разговор услышал Ангел и решил помочь скромной ели. Склонилась пальма над Младенцем и отдала лучший лист из своей кроны. «Пусть она навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
— Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гулянья на Масленицу.)

Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.
Душа ль ты, моя Масленица,
Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешится.
— После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди неделю, каждый день имел свое название. Понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «перелом», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «посиделки», воскресенье – «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинают печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.
Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.

В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.
Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».
Вот так наши предки праздновали свои праздники.
— Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод какого-нибудь русского народного праздника.

Игры и забавы на улице.
Во время прогулки воспитатели проводят с детьми беседы о красоте родной природы, читают им специально подобранные по этой теме стихи, разучивают с ними заклички, песенки, потешки, проводят игры конкурсы на знание детьми сюжетов русских народных сказок, чтение наизусть стихов о природе родного края (о растениях, животных). Дети знакомятся с подвижными русскими народными играми («горелки», «Лапта», «Мушка», «Логово», «Ловишки», «Городки»).

2-й день Недели по приобщению детей к истокам народной культуры.

Изба русской народной игрушки
«Чудо – чудное, диво – дивное».
Тема: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

— Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.(Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и т. д.)
— Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье.)
— А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.
Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей – ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.
— Вести о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново – филимоновская игрушка, село Дымкова – дымковская игрушка, село Каргополь – каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети – всего невозможно перечислить.
— Богородские мастера тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.) а вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. какие они нарядные и красивые!
Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергеевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергеевопосадские, майдановские.
Когда наша матрешка появилась на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.
Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.
(Детям предлагается нарисовать любую понравившуюся игрушку)

В группах.

  • Средняя группа.

Рисование. Тема: «Дымковские кони».
Цель: Приобщать детей к истокам русской – народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копыта, гриву) и элементы украшения – кистью маленького размера, квачами. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.
Материал: Дымковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, белила, кисти, квачи.
Литература: 1. Аверьянова А. П. « Изобразительная деятельность в детском саду». Изд. «Мозаика – синтез». 2003, стр. 60. 2. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Дымковская игрушка». М, Мозаика – синтез, 18.

  • Старшая группа.

Рисование. Тема: «Распиши коровку или коня филимоновской росписью».
Цель: Закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью или квачами, используя в узоре только три цвета.
Материал: Филимонов- ские игрушки. Силуэт коровки, коня или птицы, гуашь, кисти, квачи.
Литература: Аверьянова А. П. « Изобразительная деятельность в детском саду». Изд. «Мозаика – синтез». 2003, стр. 67.
Дорожин Ю. Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Филимоновские свистульки». М, Мозаика – синтез, стр. 9.

  • Подготовительная группа.

Рисование. Тема: «Укрась матрешку сказочным узором».
Цель: Закреплять знания детей об изделиях полхов – майданских мастеров. Учить узнавать роспись, отличать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов –майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновские, загородские). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов, стеблей, листьев, бутонов и т. д. в сложной форме. Закреплять умение рисовать контур черным маркером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль – накидку, грудку – передник в цветах, тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараясь вызвать у детей желание самостоятельно.
Материал: Полхов – майданские, загородские, семеновские матрешки, образцы цветочных орнаментов Полхов – Майданской росписи, силуэты матрешек, вырезанные из бумаги и тонированные в разные цвета, гуашь, белила, кисти.
Литература: Дорофеева А. Наглядно – дидактическое пособие «Полхов-Майдан – изделия народных мастеров»,3 – 7 лет.
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Изд. «Мозаика – синтез». 2003, стр. 75.

3-й день Недели по приобщению детей к истокам народной культуры.

Посещение выставки детских рисунков.

Изба мастеров
«Золотые руки мастеров».

Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяе не любили в народе, смеялись над ними: «Спишь – спишь, и отдохнуть некогда», «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать», «Делано наспех – сделано на смех», «Труд кормит, а лень портит» (обыгрывание мини-ситуаций).
Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.
Не жнет и не косит, а обедать просит.
— Тит, иди молотить!
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?

Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них : «Маленький, да удаленький!»
— Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Почет и труд рядом идут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
(детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.)
— Народ всегда с уважением относится к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх. (Дети играют в любую русскую народную игру по желанию.)
Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».
Послушайте интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.
Прослушал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Игрушки из глины.)
Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в это деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (Стали делать игрушки из глины, свистульки.)
— Третье перышко упало в городе Городец. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера? (Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)
— А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делали? (Посуду.)
— Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Игра «Каждое изделие – в свой город». (Дети расставляют изделия по названию города.)
— Молодцы, ребята! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это – гжельское изделие, а это – из Филимоново? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал, технику изготовления и т. д.)

В группах.

  • Средняя группа.

Лепка. «Конь».
Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.
Материал: глина.
Литература: Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством». Москва 2007, стр. 18.

  • Старшая группа.

Лепка. «Индюк».
Цель: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к изделиям; продолжать учить лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания.
Материал: глина.
Литература: Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством». Москва 2007,стр. 19.

  • Подготовительная группа.

Аппликация: «Дымковский петух» (коллективная работа в технике мозаика).
Цель: продолжать развивать интерес к методу обрывания; воспитывать цветоощущение, цветовосприятие при подборе бумаги нужного цвета для выполнения аппликации. Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора, форму игрушек.
Материал: силуэты дымковских петухов; клей, цветная бумага, кисти.
Литература: Скоролупова О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством». Москва 2007, стр. 24.

4-й день Недели по приобщению детей к истокам народной культуры.

Сказка «Теремок» — психологический театр.

Изба русских народных промыслов
«Краса ненаглядная»
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

— Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) А как нас с вами называют? (россияне, русские.) А что вы знаете о нашей России? (ответы детей)
— Ребята, а кто из вас знает название старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла? (Воспитатель предлагает отправиться в путешествие или на выставку картин, с изображением старинных русских городов — Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. Воспитатель с детьми рассматривают картины с изображением быта старых русских городов.)
— Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, стоили города, делали оружие, украшения, игрушки и т. д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего? (ответы детей)
— Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам – от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. (Воспитатель показывает детям картину с изображением ярмарки.)
— Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары, мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке (ответы детей.)
— Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будите разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами и мимикой. (Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке.)
— Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно вы рекламировали свои товары!
— Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свои дома, свой быт. Природа дала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.
В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней сохранялись на севере России (дети подходят к карте) традиционные промыслы – резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То , что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.
— Посмотрите, (показ иллюстраций)из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).
— А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое – вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применение: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.
— Глина – один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в 14 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.
— Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)
— Да , правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато – синими мазками.
— Ребята, какой еще материал природа подарила человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народного творчества. (показ иллюстраций) Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и т.д. Лучшие породы деревьев для помысла – липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестовом туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались украшения из бересты на голову, то голова не болела. Вот так6 и красота, и польза! А вот и роспись по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве роспись – это Хохлома.
— Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (воспитатель предлагает выставку хохломских изделий.)
— Как много чудес на Руси! Только налюбовались Хохломой, а вот еще Городецкая роспись радует взгляд. Не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха, Холуя и т.д. Мало кто из посещающих нашу страну уезжали без сувениров.

В группах: занятие «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

— Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)
— Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
— А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).
— Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… ( дети называют сказки.)
— А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)
— В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
— Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей)
— Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
— Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)
— А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
— У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…
— Ребята, читая сказки, мы должны научится всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.
-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)
— А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
— Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
— А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.
(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)
— Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)
— Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?
— Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.
А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в цнентр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)
— Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.
— Ребята, попробуйте придумать сказку.

5-й день Недели по приобщению детей к истокам народной культуры.

Праздник «Русские посиделки».
Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходят два скомороха.)
1-й скоморох
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох
Вас много интересного ждет:
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.

1-й скоморох
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.

2-й скоморох
Услыхали ложки,
Вытянули ножки.
Услыхали калачи
И попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
В игры шумные играть.

— Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.
(русская народная игра «Горшки». Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок – «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».)
Водящий. Нет ли продажных горшков?
Хозяин. Нет продажных.
(Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)
Хозяин. Купи! Что дашь?
Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотнище.
Хозяин. Ладно, по рукам!
(Оба ударяют по рукам и бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший водящим.)
1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешелись! А теперь отгадайте наши загадки.

В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(печь)
Сидит бычок
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(самовар)
В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Одна рука, и та – на спине. (чайник)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)
2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!
Медведь летит, хвостом вертит!
Свинья на ели гнездо свила!
Гнездо свила, деток вывела!
Милых деточек, поросяточек!
Поросятки по сучкам весят…
По сучкам весят, полететь хотят!..

2-й скоморох
Расступись, народ чесной!
Идет медведюшка со мной!

(Входит «медведь», кланяется.)

Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех!

(Обращается к «медведю»)

Покажи всем, как Дуняша
В круг заходит, лихо пляшет!

(«Медведь» надевает на голову платок, берет его за концы. «Медведь» пляшет под русскую народную мелодию.)
1-й скоморох. Уморился ? Отдохни, да немножко вздремни!
(«Медведь» ложится.)
Воспитатель: на Руси всегда было много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.
(Игра «У медведя во бору».)
2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.

Игра «Молчанка»
Первенчики, первенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашка, орешки,
Медок, сахарок,-
Молчек!

(Дети замолкают.)
1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище
С мухи шкуры содрал,
Полусапожки себе сшил,
В полусапожках щеголял,
Оскользнулся и упал.
В сине море он попал,
Сине море все повыгорело,
Бела рыба вся повылетила.
А на печке мужик
Осетра – рыбу поймал,
А в пламене другой
Быстро щуку схватил.
Как пошло на чудеса,
Где море – там леса…

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!!!

1-й скоморох
Не веришь? Не верь!
Открой лучше дверь.
Там к нам гостья пришла,
Подарки принесла!..

(Появляется бабушка – сказительница.)
Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла.
(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу русских народных сказок.)
2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!
(Дети становятся в круг.)

Игра «В цапки»
Водящий вытягивает вперед руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба…
Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

1-й скоморох
Эй, подружки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
(Дети выходят в рассыпную и танцуют под русскую народную мелодию, повторяют знакомые движения русских народных танцев, импровизируют.)

Список литературы.

  1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
  2. «Дошкольная педагогика», N3, 2006.
  3. «Дошкольное воспитание», N4, 2000
  4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Издательство «Детство — Пресс» 1998г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website