«Образ подснежника в музыке, нетрадиционном рисовании и поэзии»

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

подснежникиАвтор: Попкова Виктория Евгеньевна, воспитатель высшей категории МДОАУ д/с № 12 из города Зея.

Развивающие задачи.

Развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчи­вости на музыку.

Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Формировать представления детей об окружающем мире с помощью музыки.

Скачать презентацию к занятию.

Обучающие задачи

Учить видеть изобразительные сред­ства в живописи (композиция, перс­пектива, сочетание красок, оттенки, колорит).

Учить передавать в рисунке свое представление о музыке.

Расширять понятийный словарь детей, развивать их речь, внимание, память.

Учить детей пользоваться нетрадиционными средствами рисования(манка, цветной песок, клей пва, клей карандаш, краски акварельные, влажные салфетки)

Воспитывающие задачи

Воспитывать эстетический вкус, лю­бовь и бережное отношение к природе.

Углубить впечатления детей, связан­ные с приходом весны.

 

Ход занятия

Ребята поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им, Давайте скажем, что мы рады вас видеть у нас в гостях.

Проходим на стульчики.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за девочка? Вы ее узнали? Из какой сказки она к нам пришла?

Ответы детей.

— падчерица из сказки 12 месяцев.

Воспитатель: А что случилось с падчерицей, почему она одна, в лесу?

Ответы детей.

— Ее мачеха отправила в лес за подснежниками.

Воспитатель: Кто в сказке Самуила Маршака помог бедной девочке?

— Месяц Март, он подарил девочке целую поляну подснежников.

Воспитатель: Ребята, и в сказках иногда случаются невероятные ситуации. Вот сегодня падчерица опоздала к костру, у которого собирались все 12 месяцев. И теперь боится возвращаться домой.

Как мы сможем ей помочь?

Ответы детей: Проводим ее к костру, давайте нарисуем ей цветы, сделаем из бумаги, ….

Воспитатель: Замечательные ответы, я с вами согласна, мы еще только начинающие художники, но зато всегда готовы прийти на помощь всем кто попал в беду. Только сначала давайте сами узнаем немного больше об этих цветах.

 

Воспитатель: А поможет нам великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, и его произведение «Апрель». Давайте внимательно послушаем музыку и полюбуемся красивыми цветами и весенней природой. (презентация клип о подснежниках)

 

В древности существовала легенда о подснежнике. Однажды Зима со своими верными спутниками Ветром и Стужей решили не пускать на Землю Весну. Все живое, все цветы испугались угроз Зимы. Только маленький хрупкий подснежник

гордо выпрямил свой стебелек и пробился сквозь холодную землю и холодный снег. Увидело солнце его лепестки и согрело землю теплом. Так Весна вступила в свои права.

Воспитатель: Мы с вами услышали произведение о весеннем месяце — «Апрель». В апреле начинают рас­пускаться первые цветы, и поэтому Чайковский дал произведению «Апрель» и другое название — «Подснежник». Как в музыке композитор изобразил этот хрупкий маленький цветок?

Ответы детей   с помощью звуков

Он показал, как ему тяжело пробиваться сквозь еще не совсем оттаявшую землю, стоять на ветру

Воспитатель: Страна у нас с вами большая и поэтому весна приходит неравномерно, где-то в марте, где-то в апреле, или как у нас подснежники или первоцветы появляются только с приходом мая.

Воспитатель: Первые весенние цветы воспевали не только в музыке компо­зиторы, но и художники на своих по­лотнах.

Слайд 2 Грицай Алексей Михайлович художник «Подснежники», «Осинник»

Посмотрите на репродукцию картины Алексея Михайловича Грицая. Среди деревьев — зеленовато – белых, тонких осинок,  из-под прошлогодней выцветшей, прелой травы показались нежные, хрупкие цветы — голубовато – фиолетовые подснежники. И в этом голом лесу с его еще блеклыми погасшими красками, лужицами от талого снега сразу повеяло весной. Какими яркими, контрастными пятнами эти цветы и зеленые листья смотрятся на фоне бесцветной травы в пробуждающемся лесу. Они мерцают, притягивая наш взгляд, так и хочется, любоваться этой красотой как бы приветствуя пробуждение природы, новую жизнь.

Какие краски (цвет) использовал художник, изображая весенний пейзаж и первые цветы? Что мы видим на его картине?

Давайте посмотрим еще одну репродукцию картины.

Слайд 3 Оксана Лупич, киевская художница тоже изобразила подснежники.

Ее творчество  сродни поэзии – каждая ее работа наполнена любовью к миру, нежностью и очарованием весны. Ее цветы словно озарены солнечным светом и вибрирующим воздухом, а небом можно просто любоваться, такие нежно-голубые краски подобрала художница для своей работы.

Воспитатель: Ребята, вам понравились репродукции картин? А какая больше и почему?

Ответы детей. ……..

Воспитатель: Молодцы, правильно все рассказали. Подснежники — это много­летние цветы, их никто не рассаживает, они начинают цвести раньше всех, про­биваясь сквозь слои листьев и снега, когда на деревьях еще нет листвы. Они любят простор и свет. Ребята, посмотрите какой тоненький стебелек у подснежника, слегка наклоненный вниз. А еще скажите, они растут по –одному, или целыми семейками.

В музыке, в живописи и, конечно, в поэзии звучит тема подснежника. Давайте послушаем, как поэты говорят об этих цветах в своих стихах.

Г. Адонщиков

Ксюша Раздобудько

 

Еще деньков погожих нет,

Снега сойдут не сразу,

А он уж выглянул на свет

— Подснежник синеглазый.

Еще холодный ветер бьет,

Осыпал иней белый,

А он растет, а он цветет

— Хоть маленький, а смелый.


С. Погорельский

 

Снежа Буланова

 

Будто нарисован мелом,

Из-под снега наконец

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец!

Сонно жмурится подснежник,

Он на цыпочки привстал

Под лазурным небом вешним:

— Я успел? Иль опоздал?

 

Г. Виеру

 

Тема Веденин

 

Выглянул подснежник

В полутьме лесной

— Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик, —

И весна придет!


           Е. Серова

Воспитатель: Ребята, За всей этой несказанной красотой мы отвлеклись от главного. Давайте попробуем нарисовать падчерице подснежники не совсем обычным способом.

Скажите, какие лучше взять краски – гуашь или акварель? Гуашь дает нам более насыщенные темные цвета, а акварель – более легкая, прозрачная, как бы размытые тона.

Ведь именно такова весенняя природа. Вспомните светлые тона и в музыке. Мы с вами рассматривали небо на прогулке. Какое оно?

Дети: Голубое, высокое, прозрачное, красивое.

Воспитатель: Вспомните, как можно по­лучить легкий, словно прозрачный фон?

Дети. С помощью рисования «по сырому»: сначала смачиваем лист бу­маги водой, затем быстро наносим акварельную краску слоями так, чтобы между соседними слоями не оставалось границы, наезжая цветом на цвет, соеди­няя цвета, растворяя их друг в друге.

Воспитатель: Сегодня мы будем тонировать лист бумаги немного по-другому. Возьмем акварельную краску и нанесем ее мазками на верхнюю часть листа. Погода весной изменчива, поэтому вы можете выбрать либо 1, либо 2 цвета для неба. Затем вы берете первую салфетку и равномерно растягиваете, размываете краску на листе.

Нам осталось оформить нижнюю часть листа. Что находится в этой части?

— Земля, почва….

Возьмем краску нужного цвета, можно смешать оттенки 2 цветов, и точно также растягиваем краску по листу бумаги, ничего страшного, если у вас один тон зайдет на другой.

Воспитатель: Теперь, когда фон для картины готов, нам осталось изоб­разить цветы.

А в этом нам поможет месяц Апрель. Посмотрите на конвертики, которые у вас лежат на столе. Что вы нашли?

Трафареты подснежников.

Воспитатель: Выберите тот, который вам больше понравился.

 Скажите, что вы будете делать дальше?

Ответы детей.

Правильно вы должны приложить трафарет, обвести его простым карандашом.

Какого цвета подснежник?

Белого, наши подснежники Турчанинова — синие с желтой серединкой.

Но сначала поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Цветок».

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Воспитатель:— Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он?

 Дети: — Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.

Воспитатель: Какие части подснежника мы можем выделить?

Дети: стебелек, чашелистник, лепестки цветка, листики.

Форма овал, треугольной формы

Листик похож на вытянутый овал с заостренными краями.

Вот сегодня я предлагаю вам нарисовать подснежник манкой. У  вас на столах стоит манка разного цвета. Вы для своей работы определитесь, какого цвета подснежники вы будете рисовать. Нанесите  клей на силуэт цветка, заполните его внутри без пропусков толстым слоем, затем обильно посыпьте манкой. Подождите немного и лишнюю манку аккуратно стряхните в тарелочку. У вас работа закончена? Нет, правильно, осталось вам нарисовать стебли и листья. Вы можете сами придумать, как вы закончите работу.

1.Дорисовать краской.

2.Рисуете манкой, немного ждете и закрашиваете стебли зеленой краской

3.Вместо манки вы можете использовать цветной песок.

 Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Апрель».

Воспитатель: Очень красивые работы у вас получились! Вот сколько цветов появилось на нашей полянке! Они как будто оживают, радуются солнышку и танцуют свой красивый танец. Как вы ду­маете, какой танец у них бы получился?

Дети. Легкий, воздушный, плавный.

Воспитатель: Давайте под вальс цветов  Чайковского отнесем наши замечательные подснежники падчерице в лес, она нас, наверное, заждалась.

Воспитатель: Ребята, а что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Дети. Слушали музыку, рассматривали картины, читали стихи, рисовали, танцевали, помогли падчерице нарисовали ей подснежники.