«Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!»

Динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна.

Педагогический проект.

Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта:

  • Дети данной группы;
  • Воспитатели;
  • Медперсонал:

— Врач невролог;
— Врач педиатр;
— Массажисты;
— Медсестра УФО,
— Медсестра палатная;

  • Психолог;
  • Педагог-дефектолог;
  • Музыкальный руководитель;
  • Старший воспитатель.

Проект основан на требованиях следующих программ, которые реализует наше учреждение:  «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка» под редакцией Э.Л.Фрухта, «Инновационные технологии в организации воспитательного процесса для детей с неврологическими нарушениями в условиях домов ребенка» Е.Д.Худенко, медико – образовательную программу «Медико – социальная реабилитация детей страдающих аутизмом и детей с синдромом Дауна», а также программы дополнительного профессионального образования по специальности «Современные коррекционные технологии в работе воспитателей домов ребенка».
Актуальность.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания, так как учеными было выдвинуто предположение  о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. И не только речевого развития, но и интеллектуального. Ведь, как писал Кант: «Рука – вышедший наружу мозг». Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или нет, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, развитии ручной двигательной активности.
В действительности, что же такое «ручная моторика»? Это, прежде всего, движение мелких мышц кистей рук, а также мышц руки от запястья до плеча. Все эти движения задействованы, когда ребенок ест ложкой, отщипывает кусочки хлеба, надевает носочки, застегивает пуговицы, держит стакан, рисует.
То есть, без развития мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Ведь вся последующая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы как для обучения письму, рисованию, но и для множества разнообразных бытовых и учебных действий. Если верить словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Поэтому нужно воспринимать динамические упражнения не просто игровыми, но и развивающими.
Развитие ручной моторики у детей с синдромом Дауна  проходят те же этапы, что и у обычных детей. Только сроки проявления навыков запаздывают по сравнению с нормативами, и возрастной диапазон появления гораздо шире. На первых этапах развития ручной двигательной активности малыш с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Происходит формирование и развитие всех видов захвата, которые проходят определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов. Постепенно формируется координация движений рук и пальцев, а также стабильность запястья: ребенок учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. Работают при этом большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность. Затем постепенно развиваются умение вращать запястьем в разных плоскостях. Но существует ряд особенностей в развитии малышей, которые влияют на формирование навыков мелкой моторики:

  • Анатомические особенности строения кисти и запястья. Руки и пальцы детей короче, чем у обычных детей.
  • Сниженный мышечный тонус. Ребенку с гипотонией трудно не только удерживать правильную позу, но и выполнять тонкие движения пальцами рук.
  • Избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок.
  • Недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия.
  • Проблемы со здоровьем: в частности со зрением, которые мешают развитию координации «рука – глаз».

Детям сложно выполнять точные движения и с мелкими, и крупными предметами, а так же справляться с бытовыми проблемами. Так как пальцы рук должны действовать согласованно и координировано. Но умелыми пальцы становятся не сразу.  Пальчиковые игры и игровые упражнения, массажи рук и запястий помогают детям и правильно держать ложку, застегивать пуговицы, и делать первые каракули на бумаге. А самое главное, быть востребованными приемными родителями.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться не только физиологические, но и психические процессы ребенка.
Перед тем, как начать разработку своего проекта, я провела диагностику развития ручной двигательной активности детей. Результаты показали, что на развитие ручной моторики влияют и благоприятные периоды, то есть, когда малыш здоров, весел, бодр, и то, что развитие идет эффективней при использовании игровых упражнений и пособий. Именно поэтому тема моего проекта: «Динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна».
Цель проекта: Развитие ручной моторики и улучшение координации движений рук у детей с синдромом Дауна, а также обеспечение полноценного их физического и психического развития с последующей подготовкой к жизни в новых социальных условиях.
Задачи:

  • Создать необходимую предметно-развивающую среду, направленную на развитие детской ручной моторики (картотека игр и упражнений, пособия, атрибуты).
  • Формировать основные виды захвата, развивая при этом ловкость, гибкость и подвижность кистей рук и пальцев.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, способствующее развитию движений рук, координации рук и глаз, а так же развитию головного мозга, центров развития движений.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм и упражнениям, направленных на развитие положительных психических процессов у малышей.

На этапе реализации проекта мною было разработано перспективное планирование с игровыми упражнениями и пальчиковыми играми с учетом индивидуальных особенностей и заболевания детей (Приложение N 1).
Конечно же, важно отметить, что игры – развлечения, стоящие в конце квартала, играют роль обобщения. То есть, то, что мы нового узнали, мы закрепили в процессе развлечения. Например, формировали виды захвата, а в игре – развлечение мы закрепили сформированность данных навыков.
Реализуя работу с детьми,  мной так же были разработаны и составлены:

  • Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми с синдромом Дауна.
  • Практикум по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнений.
  • Памятки – обсуждения «Синдром Дауна».

Этот материал необходим как при работе с приемными родителями, так и в повседневной работе работников учреждения, так как из него они могут почерпнуть для себя полезную информацию по развитию ручной моторики.
Для успешной работы воспитателей нашей группы, мной были подобраны и расписаны игровые упражнения (Приложение N 2).
Предполагаемые итоги реализации.
Разрабатывая проект, я запланировала предполагаемые итоги реализации:

  • Формирование всех видов захвата в конечном итоге нашей работы.
  • Произойдет развитие психических и физических процессов с учетом заболевания детей.
  • Руки, пальцы рук и кисти будут действовать более согласованно и координировано.
  • У детей проявятся умения подражать взрослому, вслушиваясь в речь, понимая ее смысл и соотнося слова с действиями.
  • Развитие у малышей любознательности, активности в процессе игр.
  • Развитие более стойкого интереса детей к пальчиковым играм.

И ожидаемый результат не только радует, но и дает пищу для дальнейшей работы по данному проекту, так как высокий уровень развития двигательной активности составил 63,64% (Приложение N 3).
Малыши с удовольствием принимают участие в играх, где используются динамическими игровые упражнениями. Но все-таки, оценивая высокий уровень развития малышей, хочется вспомнить и о своем уровне работы с детьми и приемными родителями. Ведь, как показывает отечественный и мировой опыт  работы с детьми – инвалидами, успех реализации поставленных целей и задач, достигается только при тесном сотрудничестве всех занятых в этой работе специалистов и родителей. Наша задача сделать все возможное, чтобы ребенок был востребован родителями, и не просто востребован, но и стал полноценным членом, как семьи, так и общества.
Выводы и практическая значимость проекта.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что все занятия, проведенные в данный период времени, игры и игровые упражнения, массажи, по данной теме, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют развитию ручной моторики малышей. У детей появился интерес к самостоятельной деятельности с различными предметами: дидактические игрушки, сюжетные игрушки.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего учреждения и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых, детям вполне доступно овладение элементарными навыками в развитии ручной моторики у детей с синдромом Дауна.
Перспективы на будущее.
В перспективе, в целях развития и коррекции ручной моторики у детей с синдромом Дауна, я планирую совершенствовать содержание проекта, находя более эффективные (инновационные, а может и нетрадиционные) формы, приемы  методы работы с детьми, которые будут востребованы в дальнейшей жизни ребенка. Так как потребуется использование точных, координированных движений рук, кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Продолжу работу по обогащению предметно-развивающей среды новыми пособиями и дидактическими играми.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  • Ю.И.Барашнев. «Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет». М. «Триада-Х», 2007  г.
  • М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. «Методические рекомендации» к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Москва, издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г.
  • www.Downside up.ru. «Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна», 2010 г.
  • Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М. Просвещение, 2003 г.
  • С.О.Ермакова. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет». Москва, Рипол классик, 2007 г.
  • www.kidsunity.org. «Про синдром Дауна», 2010 г.
  • Е.Т.Лильина. «Комплексная реабилитация детей с болезнью Дауна», ФГУ Российский реабилитационный центр «Детство», Москва, 2005 г.
  • www.maminsite.ru . «Пальчиковые игры», 2010 г.
  • Е.Н.Пименова. «Пальчиковые игры». Ростов н\Д: Феникс, 2007 г.
  • М.С.Рузина. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых», СПб, 2000 г.
  • www.SolNet.EE.ru. «Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет», 2010 г.
  • www.Cолнечные детки.ru. «Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна», 2010 г.
  • http://sunchildren.narod.ru. «Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи», 2010 г.
  • http://tiensmed.ru. «Синдром Дауна – обсуждение», 2010 г.
  • О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «Пальчиковая гимнастика», Москва, 2002 г.
  • Э.Л.Фрухт, Р.В.Яропольская. «Программа воспитания и обучения детей в домах ребенка», Москва, 1987 г.
  • «Физическое воспитание и оздоровление», N  2010 г.
  • Г.А.Широкова. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения». Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  • Е.А.Янушко. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Библиотека воспитателя.

Приложение N 1.

Квартал Игровые упражнения Цели и задачи
I квартал Упражнения – потешки:

  • «Уточка»
  • «Молоточки»
  • «Ладошка  и кулак»
  • «Туки – тук»
  • «Вьюшки»
Задачи:

  • Формировать ладонный захват через повтор динамичных упражнений.
  • Коррекция слухового внимания на сосредоточении речи взрослого.
  • Воспитывать доверительные отношения между взрослым и ребенком во время игровых упражнений.
Упражнения со звуковым сопровождением взрослого:

  • «Птичка пьет водичку»
  • «Курочка клюет зернышко»
  • «Дарики – комарики»
  • «Малинка»
Задачи:

  • Формировать захват щепотью на основе показа динамичных упражнений.
  • Коррекция зрительного внимания на основе сосредоточения на действиях взрослого.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Упражнения с использованием различных предметов:

  • «Фасоль»
  • «Бусинки»
  • «Гусь»
  • «Карандаш»
  • «Колечко»
  • «Прищепки»
Задачи:

  • Формировать пинцетный захват на основе тактильных ощущений.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе показа и выполнения действий с предметами.
  • Воспитывать усидчивость на занятии.
Игры – развлечения:

  • «Ладушки – ладошки»
  • «Весна пришла»
Задачи:

  • Закрепить основные виды захвата.
  • Коррекция эмоциональной сферы на основе эмоции радости.
  • Воспитывать интерес к развлечениям.
II квартал Упражнения на повышение потенциального энергетического уровня ребенка:

  • Самомассаж боковых поверхностей рук
  • Самомассаж ушных раковин
  • Самомассаж головы
  • Хлопки в ладоши
  • Самомассаж ладони, руки от запястья до плеча и обратно
  • «Капельки – дождинки»
  • «Арбуз»
  • «Тетушки – ежихи»
Задачи:

  • Повысить уровень двигательной активации рук ребенка.
  • Коррекция тактильной чувствительности на основе самомассажа.
  • Воспитывать интерес к ручной гимнастике.
Упражнения на развитие движений рук:

  • «Фонарики»
  • «Шарик»
  • «Печем блины»
  • «Цветок»

Упражнения на устойчивость запястья и гибкость кисти и пальцев рук:

  • «Маша – хозяйка»
  • «Домик»
Задачи:

  • Развивать умение сохранять стабильное положение кистей рук и пальцев.
  • Коррекция произвольного внимания на основе переключения с одного вида движения на другой.
  • Воспитывать положительные эмоции.
Упражнения на развитие двигательной активности рук от кисти до плеча:

  • «Руки в стороны»
  • «Стирка»
  • «Заиньки»
  • «Квасим капусту»
  • «У жирафов»
  • «Пчелки»
  • «Птички и ветер»
Задачи:

  • Развивать ручную моторику с помощью упражнений в развитии и координации движений.
  • Коррекция слуховой памяти на основе запоминания выполнения порядка действий по тексту.
  • Воспитывать такое качество как терпение.
Игры – развлечения:

  • «Птички»
  • «Бабушкины покупки»
Задачи:

  • Учить чередовать виды захватов.
  • Коррекция активной речи через повтор коротких слов за взрослым.
  • Воспитывать бережное отношение к животным через художественное слово.
III квартал Пассивная гимнастика:

  • «Кто же это?»
  • «Тянем – потянем»
  • «Полянка»
  • «Где обедал воробей?»

Упражнения – разминка:

  • «Моем ручки»
  • «Чайник»
  • «Разминка»
Задачи:

  • Повышать тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
  • Коррекция тактильной чувствительности через массажные действия взрослого.
  • Воспитывать доброжелательные отношения во время массажа.
Упражнения с предметами:

  • «Мячики»
  • «Колобки и пеньки»
Задачи:

  • Развивать манипулятивные действия с предметами.
  • Коррекция внимания на основе его переключения.
  • Воспитывать интерес к играм с предметами.
Упражнения с пальчиками:

  • «Раз, два, три, четыре, пять»
  • «Утро настает»
Задачи:

  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе показа пальчиковых игр.
  • Воспитывать интерес к художественному слову.
Игры – развлечения:

  • «Лето красное пришло!»
  • «Зайки – побегайки»
Задачи:

  • Совершенствовать ручную двигательную активность.
  • Коррекция эмоциональной сферы на основе музыкальных развлечений.
  • Воспитывать умение радоваться и удивляться.
IV квартал Упражнения для стимуляции внутренней стороны ладони:

  • «Сорока – белобока»
  • «Утречко»
  • «Мы готовим»
Задачи:

  • Развивать тактильную чувствительность внутренней стороны ладони.
  • Коррекция зрительного и слухового внимания на основе показа и повтора за взрослым.
  • Воспитывать добрые взаимоотношения между взрослым и детьми.
Упражнения в изображении животных и насекомых:

  • «Лошадка»
  • «Кот»
  • «Цыпленок»
  • «Жук»
  • «Комар»
  • «Коза – рогатая»
Задачи:

  • Развивать координацию движений рук.
  • Коррекция понимаемой речи через обогащение пассивного словаря.
  • Воспитывать интерес к имитации животных и насекомых.
Упражнения с музыкальными инструментами:

  • Игра на барабане
  • Шумовой оркестр
  • Игра на игрушечном пианино
  • Ритмичные упражнения —  хлопки в ладоши
Задачи:

  • Развивать ручную моторику с помощью музыкальных инструментов.
  • Коррекция слухового восприятия на основе прослушивания музыки.
  • Воспитывать терпение, усидчивость.
Игры – развлечения:

  •  «Новогоднее представление»
Задачи:

  • Закрепить игровые навыки игры с пальчиками.
  • Коррекция предпосылок активной речи через мимический компонент.
  • Воспитывать положительные эмоции.

 

Приложение N 2.

Игровые упражнения.
Игровое упражнение «Фигуры играют в прятки»
Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с объемными геометрическими телами – кубом и шаром, учить подбирать нужные формы.
  2. Коррекция предпосылок мышления на основе манипуляции с предметами.
  3. Воспитание интереса к игровой деятельности.

Материал: Картонная коробка с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход занятия: Воспитатель предлагает ребенку прогуляться:
— С Машей мы гулять пойдем,
И грибочки соберем.
Идут по дорожке, собирают грибочки:
— Ох, устали наши ножки,
Сядем с Машей на дорожку.
Наши ножки разомнем,
И опять гулять пойдем!
Воспитатель обращает внимание ребенка на игрушку Зайчика:
— Машенька, посмотри, Зайчик к нам прискакал. Здравствуй, Зайчик! Как Зайчик прыгал? Где у Зайчика Ушки? А где глазки? Как Зайчик хвостик вертит?
Воспитатель вместе с ребенком имитирует движения, хвалит ребенка за то, что он выполняет движения.
— Машенька, Зайчик, хочет нам что-то сказать.  Подносит игрушку к ушку ребенка.
— Зайчик прыгал в лесу и нашел сундучок, давай посмотрим, что там спряталось.
Открывает его и вынимает шарики и кубики. Предлагает ребенку взять сначала шарик в руку, затем кубик.
— Шарик круглый (гладят рукой шарик, берут в ладони, прячут его).
— У кубика острые грани (гладят его, не такой как шарик, прячут его, «ай, больно!»). Воспитатель обращает внимание ребенка на прорези на крышке сундучка. Обращается к Зайчику:
— Заинька, помоги нам, пожалуйста!
Воспитатель подносит игрушку к уху, кивает головой, благодарит Зайчика, затем показывает ребенку, как проталкивать сначала шары, затем кубики. Предлагает ребенку поиграть ребенку в прятки:
— Игрушки решили поиграть в прятки, давай поможем им спрятаться в коробку.
Ребенок сам проталкивает игрушки в прорези на коробке (можно повторять многократно). Воспитатель хвалит ребенка за, то как он справляется с заданием. Благодарят Зайчика за интересную находку – сундучок, в котором спрятались такие замечательные игрушки – шарики и кубики (ребенок поглаживает игрушку по голове).
— Машенька, Заинька просит поиграть с тобой.
Самостоятельная игра ребенка с игрушкой (катание на машине, в коляске, уложим в кроватку спать и т.д.). Воспитатель обращается к ребенку от имени Зайчика: — Спасибо, Машенька, порадовала ты меня, но мне пора домой, меня детки ждут дома. До свидания!

 

Игровое упражнение «Соберем ягодку для куклы Полинки»
…В обучении ребенку чрезвычайно важно уметь
 сосредотачивать свое внимание на различных предметах.
Этому великому искусству учит игра.
П.Ф.Каптерев
Задачи:

  1. Формировать умение детей подражать взрослому, вслушиваться в речь, понимать ее смысл и соотносить слова с действиями.
  2. Коррекция мелкой моторики рук на основе показа и повтора динамичных упражнений.
  3. Развивать интерес к пальчиковым играм.

Материал: Кукла Полина, набор детской посуды, корзинка, игрушки для самостоятельной деятельности ребенка: игрушка — каталка, машина, кроватка.
Ход: За столом сидит кукла Полина. На столе набор детской посуды – накрыто для того, чтобы ребенок не отвлекался вначале занятия. Воспитатель сообщает ребенку, что их в гости ждет кукла Полина.
— Пойдем в гости к Полине. Посмотри, полянка с ягодой. Давай соберем и принесем ягодку Полине.
Собирают ягоду в корзинку, приговаривая при этом:
— Для куклы Полинки
Выросла малинка.
Соберем для Полинки
Ягодку в корзинку.
Одну ягодку берем
И в корзиночку кладем.
А за ней идет вторая,
На полянке поспевая.
— Молодец, спасибо! Полина будет рада такому угощению. Подходят к столу, воспитатель, обращаясь к кукле:
— Здравствуй, Полина! От имени куклы здоровается с ребенком.
— Посмотри, что мы тебе принесли.
Рассматривают ягоду: круглая ягода, красная, спелая, с лепестками, так хочется ее съесть! Воспитатель предлагает ребенку показать, как собирали ягоду.
— Давай покажем Полине, как мы рвали ягоду.
Собирают пальцы обеих рук в «щепоть» и «рвут ягоду» с поверхности стола.
— Вот так мы будем есть нашу ягоду.
Подносят сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как едят ягоду. Воспитатель предлагает угостить куклу ягодой. Повторяют движения: «рвут» ягоду и угощают куклу.
— Полина говорит «спасибо!» за ягоды и приглашает помочь ей слепить пирожки. Воспитатель показывает движения, приговаривая при этом стихотворение, и вместе с ребенком, не торопясь, выполняют последовательно каждое движение.
— Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили.  (Имитируют замес теста и разделку его на кусочки: круговые движения ладонями на себя, ребром ладони по столу).
— Раскатали все кусочки,  (Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делают движения вперед – назад по поверхности стола).
— И слепили пирожочки.  («Защипывают» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук).
— Пирожки с вареньем,
Всем на удивленье!  (Прикладывая ладонь к ладони, «лепят пирожки»).
— Молодец! Полина говорит «спасибо!» за то, что мы помогли ей слепить пирожки, и просит поиграть с ней.
Самостоятельная игра ребенка с игрушками. В конце занятии прощаются с куклой – ее ждут в гости другие детки.

 

Игровое упражнение «Строим дом»
Рука – это инструмент всех инструментов.
Аристотель
Задачи:

  1. Продолжать учить детей различать и использовать основные строительные детали – кубик, пластина, трехгранная призма (крыша) для строительства домика.
  2. Коррекция ручной моторики на основе игровых упражнений со строительным материалом.
  3. Воспитывать интерес к конструированию.

Материал: Игрушка Зайчик, строительные детали – кубик, пластина, крыша, муляж моркови, игрушки для самостоятельной деятельности ребенка.
Ход: Воспитатель заходит в игровую комнату вместе с ребенком. Строительные детали накрыты, чтобы ребенок не отвлекался. Воспитатель сообщает ребенку, их в гости ждет Зайчик. Он решил построить себе дом и пригласил посмотреть, какой красивый дом у него получился. В комнате раздается плач.
— Кто-то плачет. Кто может плакать? Находят Зайчика.
— Посмотри, Зайчик плачет. Давай спросим у него, почему он плачет.
— Здравствуй, Зайчик! А почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать, хотел я построить себе дом, но один не могу справиться.
Поглаживают игрушку, успокаивают.
— Не плачь, Заинька, не плачь, серенький. Посмотри, как мы с Сашей умеем строить домик.
Пальчиковая игра «Строим дом».
Воспитатель показывает движения, и выполняют вместе с ребенком, сопровождая его короткими стихотворениями:
— Стук, постук,
Раздается где-то стук,
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат.  (Стучат кулачками друг о друга).
— Вот с такою крышей,  (Ладони над головой, кончики пальцев обоих рук соприкасаются).
— Вот с такими стенами,  (Ладони около щечек).
— Вот с таким окном,  (Ладони около лица).
— Вот с таким замком.  (Сцепляют руки в замочек).
Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что Зайчик повеселел, больше не плачет. От имени игрушки обращается к ребенку:
— Спасибо, хороший домик получился бы.
Воспитатель обращается к ребенку:
— Давай поможем Зайке построить домик.
Убирает ткань со строительных деталей.
— Мы построим новый дом,
Жить уютно будет в нем.
Зайка, двери отворяй,
В гости, Зайка, приглашай!
Рассматривают детали, прежде чем начать строить дом, называют их, затем строят дом.
— Какой замечательный дом получился! Молодец, Саша, посмотри, как Зайка радуется новому домику!
Воспитатель сообщает, что они принесли с собой угощение для Зайки, но по дороге растеряли его. Просит ребенка помочь собрать морковку для Зайчика.
Собирают морковь и угощают Зайчика. Зайчик благодарит ребенка за угощение и просит поиграть с ним. Самостоятельная игра ребенка с игрушками.

 

Игровое упражнение «Весна – Красна»
Приди, Весна – Красна,
Принеси нам тепла.
Приди, погода ясная,
Приди, солнце красное!
Задачи:

  1. Содействовать формированию эмоционального положительного климата во время игровых занятий.
  2. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе  обыгрывания сюжета.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между взрослым и детьми.

Материал: Кукла, наряженная по весеннему ярко, празднично, красиво; подарки детям – конфеты по количеству участников.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнышко весело светит в окошко:
— Светит солнышко в окошке,
Значит, к нам пришла весна.
Слышишь, птичка за окошком
Заливается с утра?
— Как птички зернышки клюют? Как летают? Имитируют движения – по раскрытой ладони постукивают пальцами другой руки, напевая в такт «Клю, клю,клю, как я зернышки люблю». «Машут крыльями» — летают.
Молодцы, ребятки, птичек накормили, полетали. Слышите, кто-то стучится?
Раздается стук.
— Посмотрите, кто к нам пришел? Кукла. Здравствуй. Здоровается от имени куклы с детьми.
— Какая кукла красивая, нарядная! (Дети поглаживают куклу по лицу, трогают платье, волосы). Воспитатель, обращаясь к кукле, обыгрывает ситуацию:
— Расскажи нам, пожалуйста, как тебя зовут и почему ты такая нарядная?
Держа, куклу одной рукой, поворачивает куклу из стороны в сторону, приговаривает:
— Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня Весна – Красна.
— Мне очень понравилось, как вы радовались солнышку, птичек кормили! Я знаю очень интересную игру, поиграем вместе.
Подвижная игра «Росточки».
Выполняют движения по тексту:
— Мы зеленые росточки,
Превращаемся в листочки,  (Подняв руки вверх, разводят их в стороны).
— Выше к солнышку растем!  (Поднимают руки вверх, машут ладонями).
— Прилетел вдруг ветерок,
Закачался наш росток.  (Подняв руки вверх, покачиваются всем туловищем).
— Мы догоним ветерок,  (Воспитатель догоняет деток, имитирует движение «ловит ветерка»).
— Тихо сядем на порог.  (Садятся на стульчики).
При  желании детей повторяют игру 2-3 раза.
Кукла  хвалит детей за участие и предлагает поиграть с игрушками, которые она им приготовила.
Самостоятельная игра детей с игрушками – воздушными шариками.
Затем Весна – Красна прощается с детьми и угощает их сладкими подарками:
— Спасибо вам, что играли со мной, мне очень понравилось, но мне пора идти дальше.
Дети благодарят куклу и прощаются с ней.

 

Игровое упражнение «Прищепки в корзине»
Точные движения органов артикуляции закладывают
 фундамент устной речи, а движения глаз являются
неотъемлемой частью зрительного обследования.
Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  2. Коррекция зрительного внимания на основе игровых действий с предметами.
  3. Воспитывать усидчивость.

Материал: Прищепки бельевые, корзина с тонкими краями, можно коробка, кукла Ляля.
Ход:  Воспитатель привлекает внимание детей с помощью куклы. Здоровается с детьми, стимулирует детей тоже приветствовать куклу.
— Посмотрите, кукла Ляля пришла и что-то нам принесла.
Рассматривают корзину с прищепками. Просит Лялю показать, для чего они нужны. Воспитатель ставит на стол корзину с помощью куклы, затем берет прищепку и тремя пальцами прицепляет ее к краю корзины. Предлагает ребенку самостоятельно прицепить прищепки к краю корзины. Если малыш сам не может справиться с этой задачей, помогает ему. Поощряет ребенка, даже если он просто складывает прищепки.
Воспитатель благодарит детей за то, какие у них проворные пальчики стали и предлагает показать кукле Ляле, как они умеют еще стирать. Воспитатель предлагает детям постирать белье для куклы.
Пальчиковая игра «Стирка».
Воспитатель показывает движения, приговаривая ритмичные строчки. Затем выполняют все вместе.
— Мы белье стирали,  — трут один кулачок о другой.
В речке полоскали,  — движения ладонями вправо-влево.
Выжали, развесили  — сжимают – разжимают кулачки,
имитируя движения развешивания
белья.
То-то стало весело!  — круговые движения кистями, ладони
вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики).
В конце игры воспитатель хвалит детей и благодарит их. Затем предлагает поиграть с куклой. Самостоятельная игра детей – катание куклы на коляске.

 

Игровое упражнение «Грибочки»
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим
 детям здоровье, так как при этом происходит воздействие
 на кожные покровы кистей рук, где находится
множество точек, связанных с теми или иными органами.
Задачи:

  1. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
  2. Коррекция тактильных ощущений через практические действия с пластилином.
  3. Воспитывать интерес к работе с пластилином.

Материал: Пластилин, кукла Петя, изображение гриба мухомора.
Ход: Воспитатель показывает ребенку, что Петя принес интересную картинку. Рассматривают ее. Какой красивый грибочек! Предлагает ребенку сделать грибочек самому. Показывает заготовку – гриб мухомор, без белых крапинок. Гриб красный, на ножке, но не такой красивый, как на картинке. Воспитатель берет заранее приготовленные шарики из пластилина, прикрепляет их указательным пальцем к  полотну шляпки гриба. Предлагает ребенку самостоятельно прикрепить пластилиновый шарик. Хвалит малыша. Вместе рассматривают результат своей деятельности.
Воспитатель предлагает малышу размять ручки, так как они устали, пока лепил. Петя тоже будет делать разминку.
Разминка «Руки в стороны»

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его действиями по тексту.
— Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Затем выполняет упражнения вместе с ребенком.
По окончании игры – самостоятельная деятельность ребенка с игрушкой – катание куклы Пети на машине, игрушке – качалке.

Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Чтобы научить малыша говорит, необходимо
не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать движения пальцев рук.
Задачи:

  1. Развивать координацию рук.
  2. Коррекция понимаемой речи на основе обогащения пассивного словаря.
  3. Воспитывать интерес к имитации животных и птиц.

Материал: Иллюстрации животных и птиц, кукла.
Ход: Воспитатель привлекает внимание малышей с помощью сюжетной игрушки – куклы Кати. Катя пришла, здороваются с ней. Затем интересуются, что у Кати в сумочке. Вынимают карточки с изображением животных и птиц – лошадка, коза, гусь, курочка. Сначала карточку рассматривают: кто на ней изображен? Лошадка, какая у нее замечательная грива:
— У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Как стучит копытами? Показывают, стучат ладонями по поверхности стола. Как кричит лошадка? Иго-го, иго-го! Воспитатель стимулирует желание детей повторять звуки. После этого предлагает показать животное с помощью пальчиков, помогая ребенку принять правильное положение пальчиков и руки. Хвалит детей. Кукла просит еще показать животных с помощью их ловких пальчиков. Аналогично рассматривают карточки с изображением других животных и птиц.
— У козы торчат рога,
Может забодать она.
— Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Имитируя гуся, можно поиграть с малышами. Сложить пальцы и прикасаясь, например, к руке ребенка, произнести: «Щип- щип!» Дети с удовольствием продолжат игру.
— Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
Изображая курочку, воспитатель предлагает еще показать, как курочка ищет зернышки:
— Лапками гребу, зернышки ищу.
Кукла Катя хвалит детей, говорит, что ей очень понравилось, как они изображали животных и имитировали их «речь».
Игровое упражнение «Помоги курочки собрать зернышки в чашку». Воспитатель рассыпает зерна гороха в коробку с низкими краями, показывает, как собирать горошек в чашку. Благодарит детей, говоря, что курочка будет рада собранному угощению.
Самостоятельная деятельность детей с куклой – укладывание Кати спать в кроватку.

 

Игровое упражнение «Гимнастика для Котика»
 Мы решили, мы решили,
Прокатить кота в машине…
Задачи:

  1. Повышать тонус, эластичность и сократительную способность мышц кистей рук, пальчиков.
  2. Коррекция тактильной чувствительности через игровые действия.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и взрослым во время игровых упражнений.

Материал: Игрушка Котик.
Ход: На видном месте, на подоконнике, в игровой группе лежит игрушка Котик. Воспитатель показывает детям игрушку. Котик лежит, нежится на солнышке. Позовем Котика играть: «Кис-кис, пойдем Котик играть с детками!» Не идет, ленится, лежебока.
— Покажем Котику, как мы умеем играть. После этого он уже не будет лежать, побежит скорее с детками играть.
Игровое упражнение «Моем руки».
Воспитатель показывает движения детям, затем предлагает вместе «вымыть» ручки. Приговаривает при этом небольшие стихотворные строчки.

«Моем ручки. — ритмично потирают ладошки,

имитируя мытье рук.
— Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук». — пальцы сжимают в

кулак, затем с силой выпрямляют
пальчики, как бы стряхивая воду.
— Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки». — энергичные движения имитируют

поочередное вытирание каждой руки
полотенцем.
— Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Воспитатель показывает детям Котика: « Котик лапкой моет ротик».
— Молодцы! Посмотрите, Котик то же моет лапки свои, вытирает их. Ребятки, Котик, говорит, что ему очень стыдно за то, что он был сегодня немножечко ленив. Поэтому он предлагает поиграть с ним в игру «Кошки – мышки».
Подвижная игра «Кошки – мышки». Воспитатель играет роль сначала кошки, затем, когда дети немножко поиграют, исполняет роль мышки.
Котик говорит «спасибо» малышам, с ними было так весело и интересно!
Самостоятельная игра детей с игрушкой — катание  Кота на машине.

 

Игровое упражнение «Мой веселый звонкий мяч!»
Мячик я рукой катаю,
По полу его гоняю.
Я сожму его слегка,
Тренируется рука.
Задачи:

  1. Развивать манипулятивные действия с предметами.
  2. Коррекция зрительного внимания на основе сосредоточенности на выполнении игровых действий.
  3. Воспитывать интерес к играм с предметами.

Материал: Мяч большой,  мяч и кубик среднего размера, Мишка.
Ход:  Воспитатель вносит Мишку, который несет с собой мешочек. Интересуются, что  он с собой принес. Выкладывает на стол кубики и шарики небольшого размера. Рассматривают их. Воспитатель называет отличия: мячик круглый, кубик – квадратный. Берет мячик в руки, кубик. Затем дети самостоятельно по образцу повторяют действия. В ходе игры следует смотреть, чтобы дети плотно обхватывали игрушку. Предлагает Мишке посмотреть, как они будут играть. Воспитатель выкладывает шарик:
— Колобок, колобок, — ребенок берет шарик, ставит перед собой.
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!
Выкладывает еще один шарик:
— Нет, хватило теста ей!
Вот второй, так веселей! – ребенок вновь берет шарик и ставит перед
собой.
— Вот и третий колобок!
До чего румяный бок
Ставит кубик:
— Колобочки – колобки,  — ребенок берет кубик, ставит рядом с шариком.
Пенек один, а вас-то три!
Затем выкладывают поочередно в ряд кубик – шарик – кубик. Приговаривая:
— Вот веселый колобок!
Вот стоит в лесу пенек!
А теперь вновь колобок,
А затем опять пенек!
Благодарит детей, вносит в группу мяч, начинает играть с ним. Подбрасывает вверх, перекатывает по полу, хлопает по нему – мячик скачет. Читает стихотворение:
— Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Катают мяч руками друг другу, затем ногой по полу.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Колобок».
Подвижная игра «Колобок».
Катают мяч ногой по полу от игрушки к игрушке. Сначала рукой скатывают мяч со стула, затем ногой к Зайчику и так к следующим игрушкам. Можно читать песенку Колобка:
— Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от Зайца уйду!
Самостоятельная игра малышей с игрушками – качалками.

 

Игровое упражнение «В гости к Каркуше»
Музыкальное сопровождение оказывает
дополнительное воздействие на деятельность мозга. Благодаря
 музыке можно регулировать скорость выполнения
упражнения, а также акцентирование сильных долей.
Задачи:

  1. Развивать ручную моторику, тактильное восприятие.
  2. Коррекция слухового восприятия на основе прослушивания музыки и использования музыкальных инструментов.
  3. Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал: Игрушка Каркуша, музыкальные инструменты.
Ход: Воспитатель показывает малышам игрушку. Рассматривают ее, какой у нее клюв, какое платьице красивое. Как Каркуша приветствует деток: «Кар-р – кар-р! Здр-раствуйте, р-ребята! Как я р-рада вас видеть!»  Воспитатель сообщает малышам, что Каркуша решила устроить им праздник – принесла музыкальные инструменты. Предлагает поиграть.
Игра «Веселые бубны». Воспитатель раздает бубны. Звучит музыка, взрослый ударяет в такт по бубну, вызывая у детей желание то же ударять по бубну. Затем благодарит детей за выполнение упражнений, а Каркушу за подарки. Предлагает Каркуше послушать и посмотреть, как ребятки будут выполнять игровые действия по тексту песенки «Ладушки».
Игровое упражнение «Ладушки».
Воспитатель выполняет движения по тексту потешки, затем выполняют вместе с детьми:
— Ладушки – ладушки! — хлопают в ладоши.
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Простоквашку.
Кашка вкусненька.
Бабушка добренька.
Попили, поели…
Шу-у-у… Полетели,- машут ладошками, как крылышками.
На головку сели. — кладут ладошки на голову.
Сели, посидели.
Прочь улетели. —  резко поднимают руки вверх и машут
раскрытыми ладошками.
Воспитатель хвалит детей за то, что они так хорошо справились и упражнением. Сообщает малышам, что Каркуше очень понравилось, и она еще хочет поиграть с ребятами.
Самостоятельная игра детей с игрушкой – катание на коляске, качание на игрушках – качалках.

Приложение N 3.

Диагностическая карта ручного двигательного развития
детей с синдромом Дауна

Фамилия, имя ребенка Возраст Уровень развития ручной моторики Примечание
Ладонный захват Захват щепотью Пинцетный захват Координация рук
Начало года Наст.
Время
Начало года Наст.
Время
Начало года Наст.
Время
Начало года Наст.
Время
1.А. Даниил 4,7 В В С В С В С В Ручная моторика соответствует N по диагнозу
2.Б.Петя 3,5 С В С В С В С В Достаточно устойчивое внимание, зрительно долго удерживает предмет в поле зрения
3.Б. Артем 2,10 В В С В С В С В Выполняет движения хорошо, но медленно
4.Д.Валера 2,10 Н С Н С Н С Н С Понимание речевых инструкций,  но ослабленный мышечный тонус, который не позволяет  выполнять действия в соответствиями с нормами
5.К.Шура 2,10 В В С В С В С В Хорошо развито наглядно-действенное мышление, по диагнозу
6.К.Саша 4,5 В В С В С В С В Ручная моторика сформирована, по диагнозу. Однако быстро истощается  и требует переключения на другой вид деятельности
7.П. Саша 3,11 В В С В С В С В Развитие ручных двигательных навыков в N по диагнозу
8.П.Настя 4,4 С С Н С Н С Н С Не развито непроизволь
ное внимание в силу поражения ЦНС
9.С.
Саша
2,0 С С Н С Н С Н С Любознательный, проявляет интерес к динамическим упражнениям
10.Т. Маша 4,10 В В С В С В С В Моторное развитие соответствует N по диагнозу
11.Ш.Илья 4,9 Н Н Н Н Н Н Н Н Аутизм в тяжелой форме
Уровни развития ручной моторики Ладонный захват Захват щепотью Пинцетный захват Координация рук
Время диагностики Начало года Наст. время Начало года Наст. время Начало года Наст. время Начало года Наст. время
В – высокий уровень, % 54,55 63,64 63,64 63,64 63,64
С – средний уровень, % 27,27 27,27 63,64 27,27 63,64 27,27 63,64 27,27
Н – низкий уровень, % 18,18 9,09 36,36 9,09 36,36 9,09 36,36 9,09

Анализ освоения ручных двигательных навыков у детей по окончанию проекта.

Ладонный захват Захват щепотью
Пинцетный захват Координация рук

Автор: Мезеновская Надежда Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории,
ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный» «Остров доброты».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website