«Организация и эффективность физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»

«Организация и эффективность физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»

Справка тематического контроля.

Тематический контроль в МОУ детском саду проходил в сроки с 03. 02. 2014г. по 21. 02. 2014 года и был осуществлён во всех возрастных группах.

Тематический контроль включал в себя следующие вопросы:

  • Оценку профессиональных умений воспитателей, эффективность используемых ими методов и приёмов работы с детьми по организации непосредственно образовательной деятельности по здоровому образу жизни;
  • Организацию и проведение НОД по физическому развитию детей в разных возрастных группах, утренней зарядки, подвижных игр, постепенного подъёма детей с организацией закаливающих мероприятий, а также мероприятий по профилактике правильной осанки и плоскостопия у детей;
  • Анализ развивающей предметной среды, условий для физического воспитания дошкольников (наличие необходимого физкультурного оборудования и пособий, атрибутов для организации подвижных игр, нестандартного физкультурного оборудования в центрах двигательной активности в группах);
  • Изучение работы с родителями с целью физического развития ребёнка(консультаций, индивидуальных бесед, участие родителей в физкультурных досугах и других формах активного отдыха детей).

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни показала, что дети владеют основными знаниями в соответствии с требованиями программных задач, а именно:

  • по основам здорового питания;
  • по основам личной гигиены;
  • по основам закаливания и оздоровления организма.

Дети активно включаются в предложенную педагогами деятельность, наблюдается наличие интереса  к данной тематике, т. к. содержание НОД доступно и понятно им. При изучении нового материала воспитатели опираются на багаж знаний своих воспитанников, их жизненный опыт. В ходе общения на заданную тему дети высказываются, делятся информацией, вступают в деловое взаимодействие друг с другом и педагогом.

Воспитатели в достаточной мере владеют излагаемым материалом, в основе которого лежат научные факты, энциклопедические знания, специальная терминология. Это свидетельствует о большой подготовительной работе, серьёзном отношении к предстоящей деятельности с воспитанниками.

Однако следует отметить, что вместе с очевидными достижениями педагогов в умении ставить цели, подбирать содержание к ним, интересно и грамотно излагать новый материал, наблюдается проблема во владении приёмами руководства образовательной деятельностью воспитанников. Главным образом она касается ограничения детской самостоятельности по ходу выполнения заданий. Как правило, мыслительная деятельность слабо стимулируется.Отмечается, что педагоги всех возрастных групп сами дают ответы, мало задают наводящих вопросов, если у детей возникают затруднения. Практически отсутствуют глаголы, побуждающие к поиску верного ответа или решения: «Подумайте», «Вспомните», «Сравните» и т. д. Дети мало перемещаются по ходу выполнения заданий, много статичных поз. Педагоги практически не обращается к помощи детей при раздаче дидактического материала, при наведении порядка на рабочем месте после выполнения заданий.

Дисциплина в некоторых группах – актуальный вопрос. Воспитатели не замечают или не понимают, что проблема действительно существует. Поощряются коллективные ответы детей, не ограничиваются выкрики, перебивания друг друга. Наблюдались случаи, когда дети толкали, дёргали, отвлекали друг друга от выполнения поставленной задачи. Естественная для дошкольного возраста детей поведенческая активностьможет быть перенаправлена в русло конструктивного поведения. Это может стать возможнымпри условии, что педагоги будут осознавать необходимость управления деятельностью воспитанников и грамотно пользоваться приёмами, направленными на напоминание правил  взаимодействия во время проведения НОД, поощрение тех детей, которые  придерживаются принятым в обществе нормам поведения во время совместного общения.

Формы организации детей в ходе НОД однообразны: либо фронтальная, либо индивидуальная. Не используются такая форма организации детей, как работа в парах или микрогруппах. Выбирая её, у детей автоматически появляется возможность взаимодействовать друг с другом, сдерживать негативные эмоции, управлять своим поведением, т. к. в этом случае они не растворяются в толпе сверстников, а несут ответственность (в силу возраста пока не осознанно) за выполнение своего задания.

Заключительная часть занятия практически у всех педагогов соответствует методическим требованиям. Это касается, прежде всего, выбора методов и приёмов, направленных на закрепление знаний у детей. При подведении итогов непосредственно образовательной деятельности педагоги выбирали задания, которые вызывали интерес у детей и соответственно, оказывали влияние на результат, на качество усвоения материала.Среди них хочется отметить:

  • Совместное заваривание лекарственного чая с мятой и чаепитие в группе;
  • Опыт с грязной и чистой водой;
  • Подбор карточек с изображением продуктов, в которых содержится соответствующий витамин;
  • Соотнесение реальных фруктов и овощей с картинками «Сад» и «Огород»;
  • Помощь игровому персонажу в применении простых правил для укрепления своего здоровья;

Примечательно, что только некоторые педагоги в полном объёме придерживались предложенной схемы написания конспекта, включив в неё пункт «Последующая работа».

  • Вместе с родителями  детям предлагается составить рецепты  полезных блюд, используя вырезанные картинки из журналов или собственные схематичные изображения, отражающие состав будущих блюд и последовательность их приготовления;
  • Вместе с родителями детям предлагается сделать книжки-малышки про витамины и организовать в группе выставку этих книжек;
  • Вместе с родителями приготовить витаминный салат или бутерброд и принести в детский сад их фотографии.

Но всё же, большая часть педагогов этот пункт проигнорировали. Тем самым ограничили закрепление и актуализацию представлений детей в рамках изучаемой темы, а также привлечение родителей к совместной работе по образованию детей.
Изучение организации и проведения НОД по физическому развитию детей в разных возрастных группах показало, что дети проявляют большой эмоциональный интерес к ним, владеют основными двигательными навыками в соответствии с требованиями программы. У дошкольников сформированы физические качества, необходимые для выполнения общеразвивающих упражнений, которые подбираются с учётом их последовательного влияния на различные группы мышц. Основные движения доступны уровню развития детей, направлены не только на отработку навыков разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, но и воспитание такого волевого качества, как  самостоятельность. Однако, следует отметить, что дисциплина на физкультурных занятиях — объект, на который должно быть направлено внимание не только инструктора по физической культуре, но и всех воспитателей. Эта работа должна проводиться не только в процессе НОД по физическому развитию, но и в процессе повседневной жизни каждой возрастной группы. В целях формирования навыков дисциплинированности педагогам необходимо сделать подборку игр по группам на сосредоточенность и произвольность внимания. Тем более, что в условиях недостаточного руководства двигательной деятельностью детей у некоторых из них проявляется повышенная двигательная активность, что является источником конфликтных и травмоопасных ситуаций в условиях ограниченного пространства.

Проверка документации показала, что у инструктора по физкультуре ведется календарный и перспективный планы по всем возрастным группам, диагностические материалы. Анализ календарных планов показал, что трудно проследить систему планирования подвижных игр (не выделены этапы освоения ОВД, подвижных игр: разучивание, закрепление, повторение).

Отрицательным моментом является отсутствие воспитателей на физкультурных занятиях. Их присутствие обязательно, во-первых, в целях обеспечения правил техники безопасности и предупреждению травмоопасных ситуаций, а во-вторых, в целях обеспечения качества основных видов движений и поддержания дисциплины.

Тематическое изучение показало, что во время подъёма детей  в группах предпочтение отдается воздушным ваннам в сочетании с комплексом упражнений на кроватях. В группах проводятся контрастные воздушные процедуры с выполнением упражнений на кроватях после дневного сна и босохождением по нестандартным массажным дорожкам; используются дыхательные упражнения. Практически во всех группах имеются подборки гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, физкультурных минуток и динамических пауз.В группах N 6, N 4,  N 1, N 8организация побудок приближена к требованиям, предъявляемым методикой: спокойная негромкая музыка, чёткие ясные указания, негромкая эмоциональная речь педагога, знание текста побудок. Однако, контроль выявил некоторые недостатки в организации и проведении побудок и утренней гимнастики.

Типичные из них:

  • Не продумано передвижение детей из спален в туалет для осуществления закаливающих процедур (дети ходят босиком по кафелю);
  • Не продумано передвижение детей из спален в групповые комнаты для осуществления мероприятий по коррекции осанки и профилактике плоскостопия; иногда эти мероприятия педагогами игнорируются и объясняются тем, что детям неудобно ходить туда-сюда за обувью;
  • Педагоги путают утреннюю гимнастику с гимнастикой пробуждения: придают её такой же интенсивный, активный характер, используя, например, бег и те же ОРУ, как на утренней зарядке;
  • Тексты побудок воспитателями наизусть не воспроизводятся. Это может свидетельствовать о том, что данный вид деятельности пока носит бессистемный характер;
  • В некоторых группах вместо спокойного музыкального сопровождения педагоги используют очень ритмичную и громкую, в какой-то степени, агрессивную музыку.

Правильно организованная и подготовленная утренняя гимнастика является значительным фактором оздоровления детей, а также рабочего настроя  детского организма на текущий день. Наблюдение утренней гимнастики показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом.Комплексы утренней гимнастики хорошо знакомы детям, содержат упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия,даются в определённом темпе. Педагоги используют точные команды и распоряжения, правильный показ, краткие и понятные объяснения. В младшей и средней группе больше используются игровых приёмов. Группы N 4 и N 10 при проведении зарядки использовали предметы: флажки и кубики. Группа N 6 продемонстрировала умение детей выполнять зарядку парами. В некоторых группах при проведении утренней гимнастики не используется музыкальное сопровождение. Возможно, это объясняется  отсутствием техники.

В рамках тематической проверки были организованы просмотры проведения подвижных игр. При подборе игр педагоги учитывают, возраст и физические возможности детей, следят за тем, чтобы дети не переутомлялись, повторяют игру не более трёх раз. Наблюдения позволили выяснить, что дети активно включаются в подвижные игры, знают их содержание, стремятся к выполнению правил. Однако, приёмы руководства играми только частично соответствуют методике проведения. Обращают на себя следующие недочёты:

  • Все без исключения педагоги не заострили внимания на повторении или уточнении правил игры;
  • Только в одной группе педагог предложил детям самостоятельно выбрать ведущего считалочкой;
  • Только две группы использовали атрибуты;
  • Физкультурный зал перед началом игры был проветрен только в двух группах;
  • Одежда в некоторых группах не соответствовала нормам и требованиям, предъявляемым к организации двигательной деятельности (длинные рукава, колготки);
  • Вопросы дисциплины некоторыми педагогами оставались без должного внимания;
  • Педагоги не делают акцента на качество выполнения детьми основных движений, предусмотренных выбранной игрой; не слышно комментариев, например, «Вы бегаете, не наталкиваясь друг на друга», или «Вы стараетесь держать равновесие»или «Вы выполняете правила игры». Необходимо помнить, что ценность подвижных игр для педагога состоит в том, что подвижные игры позволяют закрепить основные движения, освоенные на занятиях физической культурой.

Анализ развивающей предметной среды. В групповых центрах двигательной активности  имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов: кегли, мячи, скакалки, обручи, в некоторых группах — бадминтон, дартс, «городки». Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, аккуратно хранится.У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: подборка подвижных игр и спортивных упражненийна данную возрастную группу. Для более эффективной работы целесообразно всем группам сделать картотеку подвижных игр по месяцам или кварталам.

На момент проверки в «Уголках для родителей» были оформлены: разнообразная наглядная информация по организации двигательной активности дошкольников дома и на улице, советы «Гимнастика после дневного сна в выходные дни», «Осанка  вашего ребёнка», «О здоровье всерьёз», «Личная гигиена ребёнка». Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, много материалов набрано на компьютере. В целях адресной помощи целесообразно использовать такую форму работы с родителями как «Заочное консультирование». Информация на определённую тему собирается в папку и предлагается родителям для ознакомления в домашней обстановке на 2-3 дня. Дома больше времени, есть возможность сосредоточиться и вникнуть в тему. В детском саду на бегу за несколько минут в утренние или вечерние часы этим заняться, в принципе, невозможно.  Родители испытывают недостаток информации на всевозможные темы, поэтому данная форма работы является целесообразной.

Рекомендации:

  1. С целью повышения уровня двигательной активности воспитанников и основных движений педагогам групп систематизировать материал и сделать картотеку подвижных игр.
  2. С целью формирования у детей навыков дисциплинированности педагогам всех возрастных групп сделать подборку игр на сосредоточенность и концентрацию внимания.
  3. С целью повышения уровня педагогического просвещения родителей подготовить материал для заочного консультирования родителей по теме «Что важно знать о здоровье Вашего ребёнка».
  4. В целях уточнения методический знаний и обогащения методической копилки воспитателей инструктору по физической культуре подготовить печатный материал по теме «Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах. Приёмы руководства подвижными играми» в срок до…
  5. В целях соблюдения правил и норм санитарной гигиены инструктору по физической культуре соблюдать режим проветривания и осуществлять контроль  влажной уборки в физкультурном зале.
  6. В целях оздоровления детей воспитателям групп ежедневно проводить побудки с использованием упражнений на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия.
  7. В целях выполнения требований СанПина инструктору по физической культуре и воспитателям групп (старшая и подготовительная) разработать картотеку занятий по физическому развитию детей на открытом воздухе на весь учебный год.
  8. В целях выполнения требований СанПина инструктору по физической культуре и воспитателям групп (младшая и средняя) разработать картотеку третьего занятия по физическому развитию детей на весь учебный год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website