Организация деятельности руководителя по введению ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации

Автор: Томилова Ирина Анатольевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N6 «Светлячок».

«Идти вперёд — значит потерять душевный покой,
остаться на месте — значит потерять себя» (С.Кьеркегор).

фгосСовременное общество характеризуется обновлениями во всех его сферах. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику, связанные с введением ФГОС ДО. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию  дошкольников. И значит,  введение новых образовательных стандартов  — это веяние времени.

На современном этапе, в связи с введением в действие Закона об образовании Российской Федерации Закон N273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),   возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений. Возникает необходимость в поиске способов управления, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять свои функции в условиях нашего изменчивого общества. В целом, есть основания утверждать, что развитие управленческой  деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Основными компонентами готовности руководителя ДОО к работе по ФГОС ДО являются мотивационный, информационный и операционально-технологический.

Мотивационный компонент определяет отношение руководителя ДОО к изменениям, связанным с введением стандарта. Мотивационная установка может быть различной: одни руководители принимают ФГОС ДО как важное и значимое событие, другие – принимают ситуацию, так как это нормативно-правовой акт,  но не готовы и не желают ничего менять в своей работе, третьи – занимают выжидательную позицию. Установка на создание в коллективе благоприятного мотивационного климата, на достижение профессионализма в управлении ДОО в период введения ФГОС – важные показатели мотивационного компонента готовности руководителя.

Информационный компонент готовности руководителя определяется уровнем информационной компетентности по содержанию и структуре Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Знание требований ФГОС к  условиям (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым) создания развивающей предметно-пространственной среды, теории менеджмента для управления образовательной организацией в условиях изменений – это не только показатели информационной готовности руководителя, но и необходимое условие обеспечения конкурентоспособности ДОО.

Операционально-технологический компонент готовности руководителя к введению ФГОС ДО включает следующие показатели:

  • умение принимать управленческие решения в условиях введения ФГОС ДО;
  • умение координировать действия субъектов образовательного процесса в ДОО по введению стандарта;
  • умение осуществлять мониторинг и контроль реализации плана действий по введению ФГОС;
  • владение технологиями (способами) обеспечения конкурентоспособности ДОО.

Требования, предъявляемые к руководителю образовательного учреждения:

Знать: нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с федеральными  государственными образовательными стандартами дошкольного образования, современные эффективные управленческие технологии, современные педагогические практико-ориентированные технологии управления воспитательно-обучающем процессом в ДОУ, виды, формы педагогического анализа.

Уметь: использовать в практике современные эффективные управленческие технологии для успешной реализации образовательной программы  в соответствии с федеральными  государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Владеть: современными технологиями управления ДОУ и организацией воспитательно–образовательного  процесса; технологиями педагогической диагностики; контрольно — оценочными методами и формами в образовательном процессе с использованием современных технологий.

Обладать: профессиональными компетенциями, помогающими эффективно реализовать образовательную программу ДОУ в соответствии с федеральными  государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

  • Цель и задачи деятельности

Цель: создание условий для организационно-управленческого и методического обеспечения по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ.
Задачи:

  • привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • обеспечить информационную открытость процессов введения ФГОС.
  • обеспечить условия для повышения компетентности педагогов по введению ФГОС ДО.
  • привести материально-технические условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • обеспечить разработку управленческих решений по реализации ФГОС ДО.
  • организовать методическое сопровождение ФГОС  внутри ДОУ.

2.Ожидаемые результаты:

  • нормативно-правовая база учреждения соответствует  требованиями ФГОС ДО.
  • разработанные организационно-управленческие решения регулируют  реализацию ФГОС ДО.
  • организованная  работа с кадрами  эффективно  реализует сопровождение по внедрению ФГОС ДО.
  • оценка материально-технических условий проведена   в соответствии с ФГОС ДО.
  • осуществляется система мероприятий по введению ФГОС ДО.
  • обеспечена информационная открытость введения ФГОС ДО.

                         
3.  Планирование и  реализация деятельности
В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01. 2014 года  N 08-10, Приказом  министерства образования Нижегородской области от 27.02.2014  N 488«Об утверждении плана-графика действий по обеспечению введения ФГОСДО в Нижегородской области», для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО)  в Учреждении проведены  мероприятия по следующим направлениям:
1)Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО.

  • Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО, включая план-график  введения ФГОС ДО.
  • Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и дополнений в нормативные акты).
  • Разработка ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; на основе ПООП, включенных в федеральный реестр, с учетом методических рекомендаций по разработке ООП и оснащению средствами воспитания и обучения. Корректировка разделов ООП ДО с учетом методических рекомендаций.
  • Проведение анализа стартовых условий введения ФГОС ДО.

2) Создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО.

  • Создание рабочей группы по введению ФГОС ДО, организация деятельности рабочей группы.
  • Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО .
  • Организация работы КДЦ для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
  • Анализ материально-технического обеспечения на соответствие требованиям ФГОС ДО:
  • Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО к материально-техническим условиям реализации ООП (СанПиН,  правила пожарной безопасности и т.д.).
  • Обеспечение соответствия учебно-методического обеспечения образовательного процесса требованиям ФГОС ДО.
  • Обеспечение соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО.

3)Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО.

•      Составление плана-прогноза кадрового обеспечения введения ФГОС ДО.

•      Разработка плана-графика повышения квалификации руководящих и педагогических работников, включающего систему внешнего и внутреннего обучения.

•      Приведение должностных инструкций работников образовательной организации в соответствие с требованиями ФГОС ДО, действующими нормативными документами и методическими рекомендациями.

•      Создание модели взаимодействия ДОО с учреждениями дополнительного профессионального образования.

4)Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО.

  • Учет методических рекомендаций при осуществлении финансово-экономической деятельности.
  • Обеспечение предоставления дополнительных образовательных услуг организациями, реализующими программы дошкольного образования.
  • Определение объема расходов на подготовку к введению ФГОС ДО.

5)Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

•      Проведение педагогических  советов, семинаров, конференций и др. мероприятий по вопросам введения ФГОС ДО, участие в обсуждении вопросов реализации ФГОС ДО.

•      Освещение вопросов введения ФГОС ДО на сайте ДОО.

Самоанализ  готовности МБДОУ «Детский сад N6 «Светлячок» к работе в условиях реализации ФГОС ДО

Объект мониторинга Отметка о выполнении Выявленная проблема Пути решения проблемы
  1. Создание нормативно-правового обеспечения
Организация образовательного процесса в соответствии со следующими документами:

  • Законом РФ от 29.12.2012  N 273 «Об образовании в РФ»;
  • Приказом Минобрнауки РФ
    «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • новой формой договора о предоставлении образовательной услуги
  • основной образовательной программой дошкольного образования  (разрабатывается организацией с учетом примерных ООП)
1. Сформирован банк  нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней
2. Разработана новая форма договора с родителями о предоставлении образовательной услуги
3.Утверждён новый Устав МБДОУ
4.Разработаны локальные акты МБДОУ- должностные инструкции, составленные в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками;
— дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
«Положение об оплате труда работников в МБДОУ»,
«Положение о совете родителей»,
«Положение о контрольно-аналитической деятельности»,
«Положение об общем собрании работников МБДОУ»,
«Положение о логопедическом пункте»,
«Положение о противодействии коррупции» и другие.
1. Нет утвержденных примерных ООП 1. Утверждена Рабочая группа для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности МБДОУ на этапе введения ФГОС ДО.
2. Разработана «Дорожная карта» по введению ФГОС ДО.
2.Организационное обеспечение введения ФГОС ДО
1.Анализ состояния материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
2.Корректировка разделов ООПДО.
3.Определение программно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе.
4.Разработка плана методической работы.
1.Анализ проводится в системе.
2.Скорректированы целевой, содержательный разделы
3.Программно-методическое обеспечение определено  и соответствует содержательному разделу.4.Разработан и реализуется план методической работы.
1.Недостаток финансирования.
2.Нет утверждённых примерных ООП.
1.Создание рабочей группы.
2.Составление плана оснащения материально-технических условий.
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО
1. Осуществление повышения квалификации педагогов
2.Профессиональная переподготовка кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
3.Профессоинальная переподготовка руководителя по специальности «Государственное и муниципальное управление. Менеджмент».
4.Аттестация педагогических работников.
1. Повысили квалификацию на каскадных курсах – 9 человек (50%), на квалификационных курсах НИРО – 3 человека (15%), учатся в средних и высших учебных  заведениях-  7 человек (35%)
2. Получен Диплом  о профессиональной переподготовке заведующим ОО по  программе «Государственное и муниципальное управление» ФСБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 3.Аттестованы на1 квалификационную категорию – 1 воспитатель(старший), на  соответствие занимаемой должности -3 воспитателя и 1 педагог доп.образования.
1. Шесть   воспитателей не имеют специального педагогического образования .
2.Заместитель заведующего не имеет переподготовки по направлению «Управление».
1. Педагоги,не имеющие специального педагогического образования пройдут профессиональную переподготовку.
2.Заместитель заведующего пройдёт переподготовку в 2015-16 учебном году. 

.

4. Материально – техническое обеспечение введения ФГОС ДО
1.Соблюдение санитарно – эпидемиологических требований.
2.Соблюдение требований пожарной безопасности.3.Обеспечение  укомплектованности библиотеки ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами.
4.Обеспечение доступа педагогам ДОУ к ЭОР.
1. По итогам контроля Роспотребнадзора выявлено нарушение – переукомплектованность групп.
2. Требования пожарной безопасности соблюдены. Предписаний нет.
3.Библиотека укомплектована печатными и ЭОР.
4.Имеется АРМ педагога в методическом кабинете; имеется доступ к ЭОР, сети Интернет
1.ПереукомплектованностьУчреждения детьми.
2.Недостаточно ЭОР.
3.Одного АРМ воспитателя недостаточно.
1.Нормативы будут учтены при комплектовании 2015-16 уч.г.

2.ЭОР будут приобретаться по мере финансирования.
3.Будет организовано второе АРМ воспитателя.

5.  Финансовые условия
1. Объем расходов, необходимых для реализации Программы:
— на оплату и начисления по труду
— на услуги связи и коммунальные платежи
— на налоги
-на работы по содержанию имущества
— на иные расходы
1. Финансирование осуществляется в рамках муниципального  задания. 1.Недостаток финансирования. 1.Привлечение внебюджетных средств
6.  Информационное обеспечение введения ФГОС ДО
1.Размещение информации о ходе введения ФГОС ДО на страницах сайта ДОУ.
2.Оформление и актуализация материалов информационного стенда по изучению ФГОС ДО.
3.Организация методической работы по вопросам информирования педагогов по введению ФГОС ДО.
4.Проведение самообследования ДОУ.
1.Информация размещена на сайте Учреждения.
2.Информационный стенд размещён в переходе и в одном из зданий (при входе).
3. Выполняется годовой план и план методической работы.
4.Учреждение участвует в процедуре самообследования и мониторинге готовности к введению ФГОС по графику.
1.Нет стенда при входе во второе здание. 1. Будет оформлен информационный стенд для родителей в здании N 2.