«Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по гендерной социализации дошкольников через все виды деятельности»

В настоящее время  проблема гендерного воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В проекте Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Гендерная стратегия России» намечены основные направления гендерной политики, одно из которых требует «соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях» (2003 год) [2]. В инструктивно-методическом письме департамента образования по науке и молодежной политике Белгородской области «Актуальные направления развития дошкольного образования в Белгородской области. 2009-2010 учебный год» [3] определены целевые ориентиры на учет гендерного аспекта при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях области.

В современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации дошкольников. Полоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе  полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

Учет гендерного аспекта при организации детской деятельности в детском саду приобретает доминирующее значение потому, что участниками образовательного процесса являются мальчики и девочки – два противоположных пола, которые думают, играют, слушают и слышат по–разному, а, следовательно, для гармоничного развития каждого ребенка необходимо создавать соответствующие полу условия.

Поэтому в нашем ДОУ мы,  педагоги, стараемся  создать в детском саду предметно – развивающие, психологические и  педагогические   условия для формирования личности ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.

В основу деятельности педагогического коллектива по гендерному воспитанию дошкольников легли педагогические изыскания гендерной психологии и педагогики «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.)

Особое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности  педагогов в области гендерного воспитания. Проведен обучающий многоступенчатый семинар «Гендерная социализация дошкольников в условиях детского сада», который помог педагогам всесторонне изучить данную тему и собрать электронную библиотечку педагогической литературы по гендерному воспитанию дошкольников, систематизировалось учебно-методическое  обеспечение инновационной площадки. Подобрана методика проведения мониторинга гендерной идентификации дошкольников, представленная в методическом пособии А.М. Щетининой, О.И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» [6].

На основании годового плана педагогами ДОУ составлялся план работы в каждой возрастной группе, в котором были запланированы  изменения в предметно-развивающей среде, составлен игровой комплекс, подготовлены рекомендации для родителей.

Первостепенное внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды гендерного воспитания детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Целью данного направления является обогащение и преобразование предметно-развивающей среды для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов мужских и женских качеств в поведении.

В классическом  интерьере детского сада появились элементы, украшающие как мужское, так и женское «жилье» (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставки авторских работ девочек и мальчиков, мам и пап и другое). Гендерные маркеры в приемной комнате были представлены в виде уголков для девочек и для мальчиков. Шкафчики обозначены картинками для девочек (бантики, куклы-девочки, цветочки) и для мальчиков (машинки, самолетики, звездочки, куклы-мальчики). В некоторых группах шкафчики для девочек и мальчиков обозначены определенным цветом. В спальной комнате кроватки девочек застелены розовыми или оранжевыми покрывалами, а мальчиков – голубыми или зелеными, а также есть группы где спальная комната условно разделена цветом на две половины. Туалетные комнаты обозначены знаками в виде смешной девчонки и веселого мальчишки.

При этом социальная среда развития дает ребенку возможность полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и другими детьми, а ее устройство – обеспечивает участие в совместной деятельности со сверстниками, а также возможность побыть одному. Полукабинетная форма разделения на центры способствует объединению детей в небольшие группы по интересам отдельно мальчиков и девочек, а также для организации совместных игр.

Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей обоих полов и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе.

 

Вся детская деятельность в детском саду условно разделяется на совместную деятельность со взрослым и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность, в свою очередь, делится на непосредственно образовательную, индивидуальную и на деятельность в режимных моментах. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, при организации любой детской деятельности: познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной, продуктивной, двигательной, игровой педагоги учитывали гендерный аспект. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности воспитатели обратили внимание на степень активности мальчиков и девочек.

Для формирования у дошкольников позитивной полоролевой идентичности педагоги применяют следующие методы и приемы:

— игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная);

— проблемная ситуация (специально созданная, спонтанная, режимный момент);

— беседа (с подгруппой девочек, мальчиков, фронтальная);

— непосредственно образовательная деятельность;

— развлечения, праздники, досуги.

Семья является важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.

Начало гендерного воспитания приходится на ранний детский период, а первыми наставниками ребенка являются родители, ведь именно к ним обращается он с первыми вопросами о поле,  о телесных различиях между мальчиками и девочками. Поэтому существует необходимость проведения с родителями просветительской работы. Это различные консультации для родителей по физическому и психологическому развитию мальчиков и девочек (например, «Почему мальчики сделаны не так, как девочки», «Роль отца в воспитании мальчиков и девочек»). Данные консультации помогают родителям не игнорировать вопросы детей, ответы должны быть немедленными, краткими, понятными для ребенка, правдивыми. Семья – первая среда полоролевой социализации.

 

С целью выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стремления понять своего ребенка проводится   анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Роль   семьи    в    воспитании мужских/женских качеств в ребёнке». Гендерная социализация дошкольников — это центральная тема на родительских собраниях. Круглые столы, совместные развлечения, досуги детей совместно с родителями, индивидуальные консультации помогают родителям выстраивать взаимоотношения с ребенком в семье в соответствии с его половой принадлежностью. При возникновении каких-либо проблем или вопросов по гендерному воспитанию конкретного ребенка в группе существует анонимная почта. Родителям предлагаются рекомендации, консультации, буклеты, папки–передвижки, выставки методической литературы: «Одинаково ли мы воспитываем сыновей и дочерей», «Гимнастика для дочки с отцом», «В какие игры вы играете с ребенком?» и т.д. С неподдельным интересом родители слушают лекции на темы: «С чем мальчики и девочки приходят в мир», «Острые» — вопросы и как на них отвечать». Занимательной и интересной формой организации работы с родителями являются семинары – практикумы, на которых осуществляется специальная подготовка родителей, помогающая им доступно отвечать на вопросы детей. В свою очередь родители делятся своим опытом воспитания детей.

 Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

1-й этап: диагностический:

 

Содержание деятельности Прогнозируемый результат
1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

учебно-методическое обеспечение реализации инновации

 

 

анкетирование педагогов

 

Проведение диагностических исследований полоролевого развития дошкольников

 

 

Анализ состояния предметной пространственной среды развития мальчиков и девочек в детском саду

 

Многоступенчатый семинар-практикум «Гендерная социализация дошкольников в условиях детского сада»

 

 

Педагогическое просвещение родителей

Составление картотеки методической литературы и периодики

 

Выявить отношение педагогов к проблеме гендерного воспитания

 

 

Выявление уровня сформированности гендерной идентичности на каждом возрастном этапе.

 

 

выработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды полоролевого воспитатния

 

Заинтересованность педагогов  в инновационной деятельности по вопросу гендерной социализации дошкольников

 

формирование интереса и активности родителей к совместному с дошкольным образовательным учреждением воспитанию мальчиков и девочек.

 

 2-й этап, практический:

Содержание деятельности Прогнозируемый результат
Работа с педагогическим коллективом:
1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

5

Организация предметно-развивающей среды  в соответствии с рекомендациями творческой группы детского сада

 

Практические занятия с педагогами (мастер-класс, постоянно действующий семинар-практикум)

 

 

Смотр –конкурс «Организация предметно-развивающей среды полоролевого развития дошкольников»

 

 

 

 

Коррекционная работа с застенчивыми девочками и мальчиками

 

Анкетирование педагогов

 

 

Создание условий  гендерной социализации дошкольников

 

 

Повышение профессиональной компетентности

 

 

 

Повышение творческой активности  педагогов, совершенствование условий гендерной социализации дошкольников

 

 

 

 

Составление индивидуальных программ коррекции поведения застенчивых детей

 

выявление проблем, ошибок и успехов образовательного процесса

Работа с детьми
1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

Осуществление образовательного процесса с учетом гендерного аспекта во всех видах деятельности

 

 

Составление индивидуальных программ коррекции поведения застенчивых девочек и мальчиков

педагогическая и психологическая диагностика девочек и мальчиков.

 

полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с его половой принадлежностью

 

 

составление информационных листов, памяток, рекомендаций для педагогов и родителей

 

Выявление изменений в уровне развития полоролевой идентичности

Работа с родителями
1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

5

 

 

6

 

Педагогическое просвещение родителей

 

 

 

Анкетирование родителей

 

 

Проведение родительских собраний(круглый стол, брифинг)

 

Совместные праздники девочек и мам, мальчиков и пап («Тайные совещания»)

 

Индивидуальное и групповое консультирование

 

 

Посещение семей на дому

Оформление информационных стендов и папок-передвижек для родителей

 

 

коррекция образовательного процесса

 

 

Вовлечение родителей в образовательный процесс

 

Формирование гендерной идентичности

 

 

Информационные бюллетени, газеты, памятки, консультации

 

 

Осуществление индивидуального подхода к каждой семье

Реализация образовательного процесса, с  учетом гендерного аспекта осуществляется во всех видах деятельности:

Вид деятельности содержание Форма работы
1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

Игровая

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская

 

 

 

 

Продуктивная

 

 

 

 

 

 

 

Двигательная

Формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой реализуются мужские и женские роли, проявляются определенные наклонности.

 

Вовлечение детей в познавательную и исследовательскую деятельность по интересам

для мальчиков и девочек.

 

Учет спецефических наклонностей мальчиков и девочек при организации занятий, кружков

по ХПД

 

 

 

Учет физических нагрузок при организации занятий, упражнений, разделение подвижных игр и упражнений по половому признаку.

Дидактические, сюжетно-ролевые игры для мальчиков, для девочек, совместные игры.

 

 

Через занятия в центрах науки, игротеке, речевом центре.

 

 

Разделение занятий по ручному труду в старших группах, организация кружков для мальчиков и для девочек

 

Физкультурные занятия с учетом гендерного аспекта, подбор спортивного оборудования по группам и в спортивном зале.

 

3-й этап аналитический:

Содержание деятельности Прогнозируемый результат
1

 

 

 

2

 

 

3

педагогическая и психологическая диагностика девочек и мальчиков.

 

 

Проведение мониторинга

 

 

Отчеты о выполнении педагогами планов-заданий по гендерной социализации дошкольников.

Выявление изменений в уровне развития полоролевой идентичности

Отслеживание, оценка, коррекция состояния полоролевого развития дошкольников

Составление календарных планов работы педагогов

 

 

Используемая литература

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология –учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М., Линка-Пресс, 1998.-184 с.
  2. Доронова Т.Н. Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М., Линка — Пресс, 2009. 224 с.
  3. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М., Творческий центр Сфера. 2010.-128 с.
  4. Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Воспитание мальчика: советы психолога. – М., Издательский центр «Академия», 2008,190 с.
  5. Прешофф Гизела Воспитывать девочку… Как? Перевод с английского языка. М., Рипол классик, 2008, 220 с.
  6. Доронова Т.Н. Программа экспериментальной деятельности «Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада». Журнал «Обруч» 2009, №3
  7. Татаринцева Н. О. полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности. Журнал «Дошкольное воспитание» 2009, № 3,6

Подготовили воспитатели Никулина Татьяна Васильевна, Кузубова Мария Ивановна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 84
г. Белгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website