«Организация театрализованной деятельности в ДОУ»

Семинар – практикум.

Цель – расширить и систематизировать знаний педагогов по организации театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:
1.Расширить представления педагогов о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве
театрализованной деятельностью с детьми дошкольного возраста.
3. Развивать творчество и фантазию педагогов  в процессе изготовления кукол- забав.

Оборудование и материалы:  элементы театральных костюмов для взрослых (ободки с косичками, шляпки, театральные маски), теннисные шарики и самоклеющаяся цветная бумага, бросовый материал (картон или коробки), цветная бумага, цветной картон, ножницы на каждую подгруппу участников, клей ПВА, прищепки,  столы и стулья для участников, ватман, фланелеграф, магнитная доска, музыкальное сопровождение мероприятия.
Предварительная работа:

  • Оформление выставки театральной куклы  «Куклы   из мира Театр».
  • Подбор методической литературы и оформление выставки для педагогов   «Такой разный театр».

Ход проведения семинара — практикума:
I ЧАСТЬ  (теоретическая).
Звучит веселая музыка, всех участников театральной гостиной  встречает директор театра (заведующий ДОУ).  Он объявляет об открытии театрального сезона, который будет завершен 27 марта, во  всемирный день Театра (педагогической гостиной)  и предоставляет слово  ведущим:   Мальвине  и Буратино (старший воспитатель и методист).
Буратино и Мальвина исполняют  танцевальную композицию «Чудо-театр»
(во время танца раздают всем присутствующим атрибуты, по которым разделят всех
на 3 команды)

М.:  Добрый день, уважаемые артисты театра! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства.
Б.: Как вы уже заметили, многие элементы театральных костюмов у вас схожи. По такому признаку и определились наши команды для участия в игре
Вместе Б.и М.: «Чародеи сказочной страны».
Б.: Прошу команды занять свои места!
(педагоги разделились на 3  команды по элементам костюмов: шляпки, ободки, маски).
                         М.:         Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
                          Б.:          И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
  М.:  Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Б.: Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
М.:  Разрешите представить Вам жюри, которые сегодня расположились в ложе для гостей   директор нашего театра __________,  заместитель директора __________, артист творческой группы ______________.
Б.: Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.
Представление команд
М.:  Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей обучения и воспитания детей.
Б.:   Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как развить интегративные качества и компетенции ребенка?
М.:  Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном образовании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
     Б.:   Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
М.:  Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
      Б.:    Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодо­левать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
И мы объявляем:  I  раунд      
Вместе Б.и М.:     «Разминка»
М.: Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты,  она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Б.:  Представитель из каждой команды выбирают по 3 вопроса, команды готовятся по 5 минут и отвечают по очереди.

  • На какие две группы делятся театрализованные игры?

             На режиссерские игры и игры-драматизации.
2. Назовите виды игр – драматизаций?
Виды драматизации:
— игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
игры-драматизации с пальчиками.
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
— драматизация, основывающаяся на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

  • Какие виды театров, которые  можно отнести  к режиссерским играм?

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.
Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
 — настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
— стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
     — театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
     — верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
— напольные куклы (марионетки, конусный театр);
     — театр живой куклы (театр с » живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок). (Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой).

  • Чем похожи сюжетно-ролевые игры и театрализованные?

сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

  • Чем отличаются сюжетно-ролевые игры  от  театрализованных игр?

театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого — содержание сказки, стихотворения, рассказа.
6. Расскажите методику работы с детьми по театрализованной деятельности, которую вы используете в своей работе.
Например: Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.
    7. Развитию, каких психических процессов и способностей детей помогает  театрализованная игра?
(развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
    8. Развитию,  каких качеств личности ребенка , способствует театрализованная игра?
(различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональ­ной отзывчивости).
    9. Назовите, что должно находится  в  центре музыкально- театрализованной деятельности для самостоятельной деятельности детей.

  • Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
  • Кукольный театр.
  • Театр из игрушек-самоделок.
  • Театр резиновых игрушек.
  • Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
  • Клубковый театр.
  • Театр марионеток.
  • Плоскостной театр.
  • Теневой театр.
  •  «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
  •  Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
  •  Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету.
  •  Игры, разрезанные картинки.

Жюри подводит итоги

Вместе Б.и М.: II раунд  «Сочинялки».
М.:  Использование  театрализованной  деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам  решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать  по каждому направлению.
(каждая команда отвечает на вопрос, связанный с одним направлением)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно -эстетическое развитие

Физическое развитие

— развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
— наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
— обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
— развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
 — формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
— воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
— воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
— развитие эмоций;
— воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
— содействие развитию монологической и диалогической речи;
— обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
— овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
— приобщение к высокохудожественной литературе;
— развитие воображения;
— приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
— создание выразительного художественного образа;
Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
— обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
— согласование действий и сопровождающей
их речи;
— умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
— выразительность исполнения основных видов движений.

 

Вместе Б.и М.:  III раунд «Размышлялки»
М.: Представитель от команды берет 1 вопрос команда готовится  2 минуты.
Как вы понимаете?   (для каждой команды отдельно)

  • Использование театрализованной игры на занятиях.

Педагоги в ходе обсуждения приходят к обобщению  (театрализованная игра может быть частью занятия, примеры из открытых занятий) во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и  игры.

  • Включение театрализованной игры в  совместную деятельность детей и взрослых.

Педагоги в ходе обсуждения приходят к обобщению (она может быть включена в совместную деятельность детей и взрослых на прогулке, вне занятий (чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, руководство игрой-драматизацией)

  • Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

Педагоги в ходе обсуждения приходят к обобщению  (такая игра незаменима в самостоятельной деятельности детей. Приводят примеры): в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Вместе Б.и М.:  IV раунд  «Домашнее задание»
М.:  Театр  кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Б.:    Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной?
М.: Нужно создать кукольный театр в детском саду!
«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных видов, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

   Б.: В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
М.:   Я предлагаю Вам окунуться в мир детства, проявить творчество и фантазию. Ведь только творческий педагог может воспитать творческую личность.
И сейчас, я приглашаю Вас  представить  театр, который  вы используете в работе со своими воспитанниками.
(Поочередное выступление участников  от команды, за каждого участника дополнительный балл)
 «Антракт»
М.: Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе)  АНТРАКТ!
 ( физкультминутка).
Физкультурная пауза                                                            Физкультурная пауза

Буратино потянулся,                                                  Поработали, девчатки,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,                                А сейчас – все на зарядку!
Руки в стороны развел,                                              Тихо встаньте, улыбнитесь,
Ключик, видно, не нашел.                                         В сказочных героев превратитесь.
Чтобы ключик нам достать,                                       Не узнать моих девчат!
Надо на носочки встать.                                             Кто Котёнок, кто  Тигрёнок,
Лягушонок,  Медвежонок.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!

Жюри подводит итоги.

II  ЧАСТЬ  (практическая).
Б.: Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками.
М.: И сегодня мы с вами, уважаемые «Чародеи сказочной страны» попробуем создать  пальчиковый  театр,  декораций к театру и  элемент костюма не только для того чтобы получить радость от общения друг с другом, но практический навык, чтобы использовать все это в своей работе.
«Мастерская папы Карло»

Мальвина  предлагает зрителям  вырезать шаблоны ладошек. Затем  демонстрирует, как быстро можно изготовить из ладошек декорации к спектаклям (елочку, осенний кустик и др. варианты с прищепками)
Как сделать пальчиковый театр из теннисных шариков, атрибут или элемент костюма?
( 5-10 минут)
Б: В душе у каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
М.: Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Б.: А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям- осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно.
М.: Сергей Леонидович Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Б.: Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
М.: Предоставляю слово учителю – логопеду.

 

Слово предоставляется нашему жюри. 
Б.: А теперь мы Вам хотим  вручить удостоверение.  Пусть он откроет для вас дверь в  волшебную страну  под названием Театр…
(Выдача удостоверения)

М.: Уважаемые коллеги – Чародеи сказочной страны! В ходе нашей  игры мы еще раз убедились, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию).
Нам очень  хотелось бы , что бы вы оценили работу семинара – практикума по «Методу не законченных предложений»
Рефлексия:   «Для меня сегодняшний семинар- практикум  это-…
Каждый участник семинара – практикума принимает участие в рефлексии.
Б.и М.: Театр, куклы, ты и я – вместе верные друзья!

Звучит  «Дорога к солнцу» (автор С.П. Таюкина).
Песня в исполнении детской эстрадной группы «Волшебники двора»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
  • Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.
  • Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  • Журнал «Детский сад от А до Я» N4 2008г.
  • Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
  • http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3365.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/21/stsenariy-seminara-praktikuma-v-dou-na-temu-teatralno-igrovaya

Автор: Шарапова Ираида Борисовна,
методист, МБДОУ д/с «Аист»,
п. Солнечный, Сургутский район.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website