«От Москвы до самых до окраин»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

Общие сведения о проекте

Выполнил педагог: Залилова Н.Р.,  ГБОУ Школа № 1793 им.Героя Советвкого Союза А.К. Новикова ДК №3, г. Москва.

Познавательный проект «Арктика» является одной их форм организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов и родителей.

По типу — проект познавательно-исследовательский, так как направлен на исследование климатической зоны Арктики, особенностей живой и неживой природы.

По срокам реализации — проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.

Актуальность проекта

Арктический регион является одним из ведущих регионов России по развитию нефтяной и газодобывающей отрасли. Развитие Арктики — одно из направлений экономической политики государства.

Дети, живущие в Москве должны знать, чем ценен регион Крайнего Севера, каким трудом достигаются такие высокие результаты, ценить и беречь его красоту и гордиться своей Родиной.

В процессе общения с детьми, выяснилось, что дети имеют скромные представления об Арктике как климатической зоне, каковы ее природные особенности и чем там занимаются люди.

Цель проекта.

Дать представление о географии России, многообразии климатических и природных ресурсах. Познакомить с этносом народов крайнего Севера, населяющих Россию. Через знакомство с Арктикой, с её природными особенностями, освоением, значимостью для страны, результатом проекта должны стать знания о России как о многонациональном, едином, сильном государстве и воспитание гражданина и патриота нашего Отечества.

Образовательные задачи:

Обучающие: формировать у детей представления об Арктике как климатической зоне, о её растительном и животном мире, о климатических условиях и природных явлениях, характерных для Арктики; познакомить с жизнью и деятельностью людей в Арктике, ее ролью для развития страны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, развивать речь и обогащать словарь детей новыми словами промысел, полярная экспедиция, научная станция, полярники, айсберг, северное сияние, дрейфовать.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.

Формы организации совместной деятельности с детьми:

познавательные занятия и беседы; дидактические, режиссерские и подвижные игры; чтение художественной литературы; просмотр презентаций и фильмов и мутфильмов; продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация, лепка, изготовление детско-родительских макетов Арктики, совместное изготовление папки-ЛЭП бук).

Этапы проекта:

1 этап: организационный (мотивация детей, постановка цели, планирование деятельности)

Как была определена тема проекта?

обложка книги УмкаМальчик нашей группы принес в группу рассказ Ю.Я. Яковлева «Умка», который накануне прочла ему мама. Мальчик был  впечатлен приключениями белого медвежонка в суровых краях Северного полюса, в группе он много рассказывал о них ребятам. Вечером мы прочли рассказ  вместе. История про Умку  очень тронула детей и у них возникло  много вопросов о местах где происходит действие рассказа, о его жителях, условиях и образе жизни людей и животных Арктики. Другой ребенок сказал, что родители купили ему новую интересную книгу про Арктику. Дети попросили принести книгу в садик. Один из мальчиков сказал, что в Арктике живут белые медведи, они зимой не спят, он это видел по телевизору. Тогда ребятам был задан вопрос, что они еще знают про Арктику, про животных, которые там обитают. Эти события и послужили поводом для определения темы будущего проекта. Все детские вопросы, предложения были оформлены в таблицу «Модель трёх вопросов».

Что мы знаем об Арктике? Что хотим узнать? Где мы это можем узнать?

Кто нам в этом может помочь и как?

Арктика находится на Севере, там вечная мерзлота, всегда лежит снег, и очень холодно. Это далеко от Москвы? А там бывает лето?

Как там живут люди, чем они занимаются? Есть ли дома, магазины, школы, садики? Как называются поселки и города, которые там есть?

Спросить у педагогов, родителей, попросить взрослых прочитать книги, посмотреть на карте.

Провести эксперименты со льдом и снегом

Там работают люди. А что люди делают из нефти и газа?

Как люди добывают нефть, если там все покрыто льдом?

Прочитать книги с родителями.

 

Дистанционно посетить сайт Российского Государственного музея Арктики и Антарктики.

С родителями посетить вышеуказанный музей в Санкт-Петербурге.

Белый медведь живет в Арктике, там очень холодно.

Белый медведь зимой не спит.

Кто кроме белых медведей живет в Арктике? Чем питаются животные?

Живут ли там пингвины и другие птицы?

Растут ли там растения?

Просмотреть видеофильмы, поискать информацию в библиотеке, в сети Интернет.
В Арктике есть ледовитый океан. Ледоколы ломают лед и потом плывут.

На ледоколах привозят людям еду.

Как можно попасть в Арктику? Как туда продукты привозят?

Ездят ли туда поезда, летают ли самолеты?

Посмотреть фильм по Арктику.

Родители воспитанников были ознакомлены с таблицей и обратили внимание на то, что дети знают и что они хотят узнать. Воспитатели также напомнили родителям о значении сотрудничества и сплоченной работы дошкольного учреждения и семьи. Таким образом, педагогами группы совместно с детьми и родителями был составлен «маршрут» на месяц и план совместной деятельности.

Тематическое планирование видов деятельности по проекту

Виды деятельности Формы работы с детьми – продукт деятельности
Познавательно — исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» — «Экспедиция в Арктику» (ориентировка на карте, обозначение арктической зоны, определение местонахождения, прокладывание маршрута от г. Москвы до Арктики.
Коммуникативная деятельность, художественная литература Познавательные беседы: «Животные Арктики», «Растительный мир Арктики», «Птицы Арктики», «Полярные экспедиции».

Просмотр видеопрезентации и фильма об Арктике. Просмотр мультфильма «Умка».

Чтение: рассказ Ю. Яковлев «Умка», Юкагирская сказка  «Отчего у белого медведя нос черный», «Белые гуси», «Как птицы песца прогнали», «Песец и олень», «Малютка-лемминг»;

стихи: «Северное сияние», «Карликовая березка», «Птенцы-молодцы», «Моржи», «Тюлень-рыболов», «Резьба по кости», разгадывание загадок.

Экспериментальная деятельность Опыты с льдом «Как образуется айсберг», «Может ли айсберг растаять».

Опыты с водой «Почему шерсть арктических животных не намокает в воде».

Игровая деятельность Подвижные игры: «Белые медведи», «Оленьи упряжки».
Продуктивная деятельность Конструирование из ЛЕГО – «Научная станция»;

Рисование с элементами аппликации «Белый медведь», «Северное сияние»;

Художественный труд – «Обитатели Арктики»;

Ручной труд – ЛЭП бук «Арктика»;

Макет из бросового материала «Арктика».

Работа с родителями Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению макетов Арктики из бросового материала, подготовке докладов об арктических животных, объявление благодарности активным родителям.

2 этап: практический.

Проект реализовывался через разные виды деятельности: поисковая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная и изобразительная деятельность, проведение познавательных занятий и бесед, чтение художественных произведений, просмотр видео презентаций, фильмов и мультфильмов. На основе вышеперечисленного была проведены следующие мероприятия:

-просмотр видеопрезентации, фильма мульфильма об Арктике;

просмотр презентации

-беседа «Что мы называем Севером?» (Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»), НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Арктику» — конспект (приложение);

— беседа «Животные Арктики» (Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»);

-рисование «Белый медведь» (Шорыгина Т.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»),

дети рисуют дети рисуют

— рисование «Северное сияние» (Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»),

-работа с картой и глобусом;

-чтение сказки «Медведица и медвежонок», «Отчего у белого медведя нос черный» (Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»).

— беседа «Птицы Арктики» (см. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»);

-чтение сказки «Белые гуси», «Как птицы песца прогнали» (см. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»).

-художественный труд «Обитатели Арктики»,

-беседа «Полярные экспедиции» (см. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»);

-игровая деятельность «Белые медведи», «Оленьи упряжки»;

-беседа «Растительный Арктики» (см. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском севере»);

— опыты с водой (почему шерсть животных в Арктике не намокает»;

-конструирование «Полярные экспедиции» (Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»),

-изготовление макетов «Арктики»  (совместно с родителями),

-изготовление папки-ЛЭП бук «Арктика» (в группе).

3 этап — заключительный:

Рефлексия

Вечерняя беседа — самооценка своей деятельности, отметить результаты деятельности в графе «Что мы узнали?» в таблице «Модель трёх вопросов». Чтение стихотворения об Арктике. Фотография на память у выставки макетов «Царство льдов».

Выводы о проведенном мероприятии

Проект способствовал повышению познавательного интереса и мотивации детей к исследованию окружающего мира, способствовал развитию наблюдательности, внимательного и бережного отношения к окружающей природе. Проектная деятельность, как форма совместной деятельности взрослых и детей, позволила повысить активность родителей в образовательном процессе, повысить их педагогическую грамотность в вопросах экологического и географического образования детей.

Дети узнали: что такое Арктика и где она находится, откуда произошло это название; имеют представления о растительном и животном мире Арктики, о климатических особенностях и характерных природных явлениях, о профессиях и деятельности людей, проживающих здесь, о значимости Арктики для нашей страны, узнали о России как о многонациональном, едином, большом, сильном государстве.

Продукт проекта:

Выставка макетов «Царство льдов», ЛЭП бук «Арктика».

Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в Арктику»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

  • дать представление об особенностях географического положения Арктики;
  • познакомить детей с природными условиями Арктики;
  • активизировать словарь детей по теме «Арктика» (айсберг, дрейфовать, северное сияние).

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
  • упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
  • развивать у детей познавательный интерес к деятельности;
  • способствовать  развитию связной речи.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;
  • готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;
  • воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: проектор, презентация «Путешествие в Арктику», настольная лампа, емкости для снега, песочные часы, полоски бумаги, емкости для воды, гимнастические палки, схемы самолета, тонированные листы бумаги, кисти, гуашь.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть: организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Воспитатель:

-Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть морозного утра, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох).

-А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра и помогут  нам  в этом наши ладошки, повернитесь друг к другу и скажите «Доброе утро» (назвать имя ребенка).

Дети:

-Доброе утро, Коля. Доброе утро, Аня и т.д.

Воспитатель: ребята, сегодня в новостях я услышала информацию о том,  что в Арктику  отправляется экспедиция ученых для проведения исследований и им нужны помощники.

-Кто такие ученые вы знаете? (Это люди, которые проводят различные исследования).

-Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (Ответы, предположения детей). Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (Глобус).

— Что такое глобус? (глобус – это миниатюрная модель земли).

-Кто-то может показать Арктику на глобусе? (Если дети не смогут показать, то воспитатель подсказывает).

— Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода? (Ответы детей).

(Просмотр презентации).

— Как вы думаете, мы могли бы помочь нашим ученым провести часть исследований в Арктике? Что бы мы могли исследовать? (Ответы детей).

Но прежде чем отправиться в путь, подумайте, что нам необходимо для того, чтобы не заболеть (взять теплые вещи, заниматься зарядкой, кушать витамины, делать массаж).

Воспитатель: ну что же, теперь можно отправляться в путь.

Ребята, обратите внимание, как далеко расположена Арктика. На чем же мы можем туда добраться? (На самолете, корабле, машине, на собаках). Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор.

Воспитатель: самолет – самый быстрый вид транспорта. Выберите модель самолета и постройте ее на ковре из гимнастических палок.

Воспитатель: давайте вспомним правила безопасности в полете: пристегнуться, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы.

Чтобы нам взлететь, давайте посчитаем от 10 до 1.

Воспитатель: ребята, посмотрите в иллюминаторы, вот мы уже и прилетели. Чтобы нам приземлиться, давайте посчитаем от 1 до 10.

Воспитатель: ребята, что-то нас никто не встречает, наверное, экспедиция еще не прибыла. Ой, посмотрите, здесь лежат какие – то конверты. Посмотрим, что в них? Как вы думаете, что может быть в этих конвертах? (Ответы детей: ученые, наверное, оставили задания, которые необходимо выполнить).

Воспитатель: ну что же, это действительно задания, которые поручили нам выполнить ученые. Какое первое задание вы выбираете?

Узнать, почему не тает снег в Арктике?

Нам необходимо выбрать руководителя вашей группы. Задача каждой группы — узнать, что произойдет со снегом в течение одной минуты:

А) если его нагревать – I группа,

Б) если не нагревать – II группа.

Вывод: при более низких температурах — снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает.  Значит в Арктике очень холодно, поэтому снега много, и он не тает длительное время.

Воспитатель: выбираем второе задание?

Почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в холодную воду и выходят оттуда сухими, так как у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть (слайды презентации).

-Дети, нужно проверить это предположение?

Один ребенок просто опускает  в воду руку.

Второй ребенок опускает в воду руку смазанную жиром.

Воспитатель: какой можно сделать вывод?

Вывод:

Просто рука намокла, а рука, смазанная жиром, отталкивает воду, так же и животных жир защищает от проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух, поэтому животные и птицы не мерзнут.

Воспитатель: третье задание: дидактическое упражнение «Чей след». Ученые сфотографировали следы животных и просят вас помочь определить, каким животным они принадлежат.  Как вы думаете зачем? (Узнать, какие животные обитают в Арктике).

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.

А что бы вам легче было отгадывать, чьи это следы, вы узнаете, отгадав загадки :

Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга (олень).

В океане темно синем,
Лапой, выудив моржа
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую, не дрожа (белый медведь).

Воспитатель: для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на две команды.

-Перед вами расположены картинки, рассмотрите их, одна из команд смоделирует погоду зимой в Арктике, вторая   — в г. Москве. В чем сходство? В чем отличие?

Воспитатель: ребята, все задания, которые нам оставили ученые мы выполнили и теперь можем возвращаться домой.

Занимаем свои места в самолете, пристегнулись, для того, чтобы взлететь посчитали от 1 до 10. Самолет идет на посадку.

Рефлексия.

Воспитатель: вот, ребята, мы снова вернулись в наш детский сад. Какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия? Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику? Какое задание было самым трудным для вас и почему? Что нового вы узнали, что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о нашем путешествии?

Мне сегодня было очень приятно с вами путешествовать. Вы настоящие друзья и помощники. За такое замечательное путешествие ученые оставили вам сюрприз.

Просмотр отрывка мультфильма «Умка ищет друга».

-Ребята, как называется мультфильм? Как зовут главного героя?

— Как вы думаете, от чего грустит медвежонок в конце этой сказочной истории?

-Как бы вы помогли Умке? (Поиграть с ним, послать ему посылку, отправить в гости к мальчику и др.).

-А может мы что – то можем ему подарить, сделанное своими руками? (рисунок, поделку).

-Ребята, посмотрите у нас еще что – то осталось в конверте. Что это? (Трафареты). Чей образ просматривается в этом трафарете? (Контур медвежонка). Наверное, Умка хотел, чтобы у него появились новые друзья – медвежата. Возьмите себе материал, который вам понадобится для создания образа друга Умки (краска, гуашь, тонированная бумага).

Подвижная игра «Белые медведи»

Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем». Побеждает последний пойманный игрок.

Правила игры: 1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил «медведь». 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Подвижная игра «Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой -каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки».

Конспект познавательной викторины

«Там, где всегда снега»

(подготовительная к школе группа)

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: обобщение и закрепление представлений детей об Арктике;

Развивающие: развитие связной речи, внимания, памяти и мышления, развитие любознательности;

Воспитательные: воспитание любви к своей Родине, стремление как можно больше узнать о своей стране; формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: приготовить карточки с загадками, разрезные картинки, флажки, звездочки (для подсчета баллов), обручи (для подвижной игры), дипломы и медали для награждения участников, подготовить зал.

В группе дети делятся на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команды.

Ведущий напоминает правила викторины:

  1. Вопросы слушать внимательно, иначе не сможете правильно ответить.
  2. Если команда знает правильный ответ, то поднимает флажок. Выкрикивать нельзя.
  3. Отвечает первой та команда, которой был задан вопрос.
  4. Если команда ответила неверно, право ответа передается другой команде.
  5. Отвечает в команде тот участник, которого назначил капитан.
  6. За каждый верный ответ команда получает балл, и получает звездочку.
  7. Во время ответов нельзя подсказывать и выкрикивать, за это будут сниматься баллы.
  8. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Ход викторины:

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий:

— Здравствуйте, ребята! Добрый вечер, уважаемые гости!

— Эта неделя у нас была очень интересной. Мы познакомились с удивительным местом на нашей планете – Арктикой и с её обитателями. Сегодня мы вспомним и покажем все, что узнали про эту снежную пустыню.

-Итак, в нашей сегодняшней интеллектуальной битве будут сражаться две команды: «Белые медведи» и «Моржи».

(Ведущий представляет команды, капитанов команд и всех членов обеих команд, дети занимают свои места).

Ведущий:

Викторина состоит из четырех конкурсов.

Первый конкурс называется «Угадай-ка».

От каждой команды по очереди выходят назначенные капитаном игроки и выбирают карточку с загадкой. Ведущий читает загадку, игроку нужно отгадать. Если назначенный игрок затрудняется, команда может помочь. Каждой команде загадывается по три загадки. Выигрывает команда, которая отгадала все загадки.

Загадки:

В Ледовитом океане,
На краю родной земли,
Они плывут в тумане,
Как будто корабли.

(Айсберги).

Раскинулся шатер,
Горит ярко, как костер,
Разноцветными огнями
Над холодными полями.

(Северное сияние).

Этот зверь – пловец прекрасный,
Вместо лап у зверя ласты,
В море плавает весь день,
Угадайте, кто… (Тюлень).

У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро.

(Лемминг).

Я похожа на гуся,
На шее белое колечко.
Я, поверьте мне, друзья.
Люблю плавать в речке.

(Казарка).

Полярная птица,
Пухом гордится.

(Гага).

Второй конкурс – игра «Верно ли…»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет» и аргументировать свой ответ. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов.

Вопросы:

  1. Верно ли, что слово Арктика означает «ледник»?
  2. Верно ли, что Арктика находится на южном полюсе? (Показывают на глобусе).
  3. Верно ли, что в Арктике очень плодородная почва? Какая там почва?
  4. Верно ли, что в Арктике растет много различных растений? Назовите некоторые из них?
  5. Верно ли, что в Арктике обитают разные интересные животные и птицы? Каких вы знаете?
  6. Верно ли, что в Арктике жаркое и длинное лето?
  7. Верно ли, что в Арктике часто идут дожди? Какие природные явления характерны для Арктики?
  8. Верно ли, что Айсберг — это название города? Что такое Айсберг?
  9. Верно ли, что в Арктике много городов и большое население? Кто там живет?
  10. Верно ли, что Белые медведи самые крупные хищники на Земле?
  11. Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы? Для чего они нужны?
  12. Верно ли, что Арктика имеет большое значение для людей? Какое?

После второго конкурса дети под музыку «Где-то на белом свете» играют в подвижную игру «Белые медведи».

В зале на ковре разложены обручи (льдинки). Обручей на два меньше чем количество детей. Пока играет музыка, дети свободно гуляют по залу. Как только музыка остановится, детям нужно занять обруч. Те, кто остались без льдинки, выбывают из игры. Ведущий каждый раз убирает 1-2 обруча, и так до тех пор, пока не останется один игрок – победитель.

Третий конкурс «Сложи картинку».

На столе у ведущего лежат два конверта с разрезными картинками (Белые медведи и Моржи). Назначенный игрок от каждой команды выбирает конверт, и команда приступает к выполнению задания – сложить картинку правильно и быстрей, чем команда — соперник.

Четвертый конкурс «Четвертый лишний».

Ведущий произносит четыре слова, командам нужно определить, какое слово здесь лишнее и объяснить, почему оно лишнее?

  1. Розовая чайка, белая сова, казарка, кукушка.
  2. Мох, дуб, лишайник, карликовая береза.
  3. Белый медведь, морж, пингвин, тюлень.
  4. Барсук, песец, крот, енот.

После четвертого конкурса, ведущий благодарит всех участников викторины, подводит итоги и награждает команды дипломами, отмечает особо активных детей и вручает им «медали».

Дети под музыку уходят из зала.

Безмолвие белое Арктики

В безмолвие белое зимнее
Ночами планета закована,
Над ней небеса тёмно – синие,
И спит, красотой очарована.
Снегами и льдами покрытая,
Секреты хранит мироздания
И тайны, слезами умытые,
И прошлых веков заклинания.
Безмолвие белое Арктики
На мили никем не нарушится.
Слагают баллады романтики
О Севере, пристани мужества.